В учебном процессе взаимодействие представляет собой сложную систему, в которой структурируются отношения педагога и обучающихся. Учебное взаимодействие характеризуется сотрудническими отношениями, направленными на достижение общих образовательных целей. Сегодня формирование профессиональной компетентности социального взаимодействия также заявлено как одно из ключевых требований не только к образовательному процессу, но и к профессиональной деятельности. Различные авторы, пользующиеся компетентностным подходом, выделяют различные требования, связанные с социальным взаимодействием, и определяют его через разные критерии. Несмотря на наличие различных точек зрения, именно компетентностный подход в образовании к проблеме взаимодействия людей объясняет процессы стандартизации в образовательной сфере, а также вхождение коммуникации в профессиональные требования. В данной статье используется компетентностный подход И.А. Зимней к рассмотрению понятий «взаимодействие», «общение» в более широком понимании, характерном для процессов, протекающих в профессиональной деятельности.
компетентность, компетенция, профессиональное социальное взаимодействие, коммуникация
В учебном процессе взаимодействие представляет собой сложную систему, в которой структурируются отношения педагога и обучающихся. Учебное взаимодействие характеризуется сотрудническими отношениями, направленными на достижение общих образовательных целей. В более широком понимании взаимодействие представляется сложной формой организации активности человека. В нее входят «интеллектуальная активность (выдвижение гипотез, формирование стратегий, прием, обработка и оценка поступающей информации по каналам прямой и обратной связи и т.д., что особенно явно представлено в общении), моторно-эффекторная активность человека, проявляющаяся в процессе восприятия при построении модели воздействующего на него объекта (процесса, явления), общеповеденческая активность, проявляющаяся во всем многообразии ее (вербальных, невербальных) поведенческих и деятельностных форм» [8, с. 184].
Важнейшими характеристиками взаимодействия являются его осознанность и целеположенность. Именно они и будут определять форму взаимодействия (сотрудничество, противоборство, противостояние, конфликт) [8, с. 184]. Общение в рамках деятельностного подхода обусловлено потребностями в совместной деятельности и включает в себя «обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека» [8, с. 185]. В данной статье мы будем пользоваться подходом И.А. Зимней к рассмотрению понятий «взаимодействие», «общение» в более широком понимании, характерном для процессов, протекающих в профессиональной деятельности.
И.А. Зимняя определяет социальную компетентность как прижизненно формируемое, этносоциокультурно обусловленное личностное качество, которое актуализируется в рецептивно-продуктивной речевой деятельности человека в процессе вербального общения для реализации высшей психической функции человека – коммуникативной [5, с. 2–10].
1. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. С. 25–30.
2. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. М.: Просвещение, 1987.
3. Загрузина Т.А. Позиция руководителя и социально-психологический климат трудового коллектива: Автореф. дис. … канд. психол. наук.. Л., 1983.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 5 мая. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (обращение: 14 декабря 2012).
5. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. 2012. № 6. С. 2–10.
6. Зимняя И.А. Личностная и деятельностная направленность компетентностей как результата современного образования // URL: http://www.pedlib.ru/Books/3/0269/3_0269-2.shtml/
7. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 4 мая. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm (обращение: 14 декабря 2012).
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004. URL: http://psychlib.ru/mgppu/zim/zim-001-.htm (обращение: 20 октября 2014).
9. Зимняя И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель) // Проблемы качества образования. Компетентностный подход в профессиональном образовании и проектировании образовательных стандартов. Кн. 2. М., Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. С. 10–19.
10. Зимняя И.А., Малахова В.А., Путиловская Т.С., Хараева Л.А. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач // Психолого-педагогические проблемы взаиомодействия учителя и учащихся: Сб. науч. тр. М.: НИИ ОПП, 1980. С. 53–64.
11. Кон И.С. Личность и ее социальные роли. Социология и идеология / Ред., сост. Л.А. Воловик. М.: Наука, 1969. С. 248–261.
12. Лаптева М.Д. Социальное взаимодействие в подготовке и деятельности будущего специалиста / Под ред. И.А. Зимней. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007.
13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М.: МГУ, 1972.
14. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20–26.
15. Argyris C. Interpersonal Competence and Organizational Effectiveness. With chapter by R. Harrison. Homewood, Ill, Dorsey Press, 1962.
16. OSCE code of conduct for staff/mission members. URL: http://www.osce.org/secretariat/31781 (обращение: 20 октября 2014).