ЦИФРОВИЗАЦИЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»: ПУТИ ТРАНСФОРМАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цифровая трансформация образования – неизбежный, в том или ином виде, процесс совершенствования системы через интеграцию современных технологий в дидактику и содержание обучения. В данной статье определяется невозможность перехода предмета «Физическая культура» в цифровой и смешанный форматы обучения, предлагается принципиально новый подход к трансформации данной учебной дисциплины. Предлагаются возможные способы повышения уровня мотивации учащихся к физической культуре и формирования у них устойчивой потребности в спорте.

Ключевые слова:
цифровизация, цифровая школа, физическая культура, цифровая физическая культура
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Вопрос цифровой трансформации образования в последнее время крайне актуален: такие факторы, как изменение принципа взаимодействия с открытой информацией, повышение её доступности и многократное увеличение её количества, приводят к глобализации научно-технической культуры, а, следовательно, диктуют необходимость модернизации, прежде всего, института современного образования [1]. В частности, современные условия окружающей действительности требуют постоянного совершенствования образовательных технологий посредством обоюдной адаптации педагогического процесса и его инструментария. Такие факторы, как изменение принципа взаимодействия с открытой информацией, повышение её доступности и многократное увеличение её количества, приводят к глобализации научно-технической культуры, а, следовательно, диктуют необходимость модернизации, прежде всего, института современного образования. Очевидно, что излишний консерватизм и игнорирование широчайших возможностей современных цифровых и мультимедийных технологий является тупиковым путем развития системы образования. Поэтому, неизбежным в том или ином виде представляется цифровая трансформация образования – будь то переход к цифровой школе [2] или целенаправленный, управляемый процесс качественного преобразования образовательной системы через обоюдную адаптацию информационных технологий, дидактики и методики обучения с целью повышения эффективности данного процесса.

Возможности цифровых и мультимедийных средств сегодня настолько широки, что можно с уверенностью утверждать: они могут находить свое эффективное применение в дидактике абсолютно любой учебной дисциплины, как начальной, так и средней, и высшей ступени образования. При этом, особенный интерес в современных условиях цифровизации представляет процесс трансформации учебной дисциплины «Физическая культура» – одного из наиболее трудно представимого в цифровой форме предмета традиционного образования.

       Опираясь на актуальные концепции развития образования, очевидно, что процесс обучения в ближайшие 10-15 лет должен претерпеть существенные изменения в своем содержании и дидактике. Об этом в своих трудах заявляет один из основоположников е-дидактики М.А. Чошанов [3,4], д-р пед. наук и заслуженный работник Высшей школы РФ Л.В. Байбородова, обосновывая необходимость трансформации принципов дидактики [5] и др. Общей идеей данных авторов является необходимость использования невероятных возможностей цифровых и мультимедийных технологий в целях обогащения обучения как педагогического процесса. А.Ю. Уваров также заявляет о необходимости модернизации дидактики обучения, при этом предлагая модель цифровой школы – полный переход на цифровую модель образования.

       При этом, рассматривая изменения дидактики обучения как всеобъемлющие, т.е. затрагивающие каждый образовательный предмет, возникает резонный вопрос о содержании такой учебной дисциплины, как «Физическая культура» и ее месте в образовании цифровой эпохи в принципе. Так, необходимость физического развития как неотъемлемого компонента развития общеличностного очевидна: формирование и развитие физической культуры является очень важным процессом для полноценного, гармоничного развития личности, укрепления здоровья, увеличения продолжительности жизни [6]. О важности физического воспитания и развития, роли физической культуры в формировании личности на всех ступенях образования заявляют в своих трудах многие современные исследователи и педагоги [7, 8, 9]. При этом, физическая культура является, возможно, самой специфичной учебной дисциплиной, требующей постоянного участия преподавателя в процессе обучения [10]. Дозирование физических нагрузок, наблюдение за состоянием учащихся и правильностью выполнения упражнений, соблюдением техники безопасности – все эти факторы поднимают крайне обоснованный вопрос о том, каким образом физическая культура должна быть представлена в рамках образовательных программ, каким должно быть содержание данной дисциплины и дидактика.

       В настоящее время существует несколько подходов к определению содержания и дидактики физической культуры в соответствии с доступными современными технологиями. Можно выделить три основных пути трансформации физической культуры как учебной дисциплины:

  1. Традиционная форма обучения. Очевидно не самое оптимальное с точки зрения эффективности консервативное решение, которое со стороны больше представляется, как нежелание изыскивать новые, эффективные пути развития. Проблема незаинтересованности учащихся в предмете «Физическая культура» связана, прежде всего, с несовершенством дидактики и ее современного содержания. Так, у учащихся отсутствует выбор между огромным количеством видов спорта, занятия проводятся исключительно в общей группе, а оценивание происходит нормативно, по заранее установленным «планочным» цифрам. Лишь учитывая абсолютно разные исходные физические данные учащихся, их заинтересованность в том или ином виде спорта и отойдя от общепринудительной групповой формы занятий – внедрив личностно-ориентированный подход в том или ином виде, можно действительно повысить мотивацию и интерес учащихся к занятиям физической культурой и спортом.
  2. Смешанная форма обучения, которая, по мнению Васильевой Н.И. «позволяет сочетать как очную, так и дистанционную формы, и призвана избавить от отдельных минусов технологий, преобразовав их в один большой плюс». По мнению Васильевой, "технология смешанного обучения" позволяет скорректировать наиболее серьёзные педагогические недостатки дистанционного обучения: отсутствие живого взаимодействия учителя и учащегося, а также учащихся друг с другом в процессе овладения различными двигательными действиями, выполнения упражнений и комбинаций в командных видах спорта, падение интереса у учащихся, не обладающих высокой мотивацией» [10]. Данное предложение в современных условиях выглядит больше как нейтральное, соответствующее принципу «ни то, ни другое», чем оптимальное – физическая культура сегодня в большинстве своем (65,3% респондентов) воспринимается учащимися как тяжкая необходимость, не приносящая должного удовлетворения [11]. Смешанная форма обучения при занятии «обременяющим» предметом, вероятнее всего, не приведет к повышению мотивации учащихся, а лишь создаст большее отторжение дисциплины.
  3. Дистанционная / цифровая форма обучения. По заверениям отдельной группы современных педагогов, дистанционная физическая культура − не миф, а реальность. Так, по мнению Козиной Ж..Г., «для реализации нового подхода требуется создание качественных материально-технических условий и сплоченная работа команды специалистов сферы физической культуры и спорта, обладающих компетенциями XXI века» [12]. «Использование дистанционного образования даёт физической культуры ряд возможностей, разнообразие форм и методик повышает интерес учащихся к изучению предмета, делает процесс обучения увлекательным, интересным, расширяет кругозор студентов, повышает мотивацию к изучению предмета», как заявляет в своем труде Щенкова И.П. [13] При этом, абсолютно несостоятельными выглядят предложения данных исследователей на тему обеспечения безопасности учащихся в процессе занятий физическими упражнениями. Трудно представить в конкретных мерах, как отсутствие травматизма должно обеспечиваться лишь работой по его профилактике, когда сегодня даже в очном формате при занятиях на уроках физической культуры постоянно фиксируются различные травмы. Безусловно, связано это, прежде всего, со специфичным характером дисциплины и полностью избежать травматизма невозможно, однако действительно трудно представимо, как дистанционная форма, даже при всех мерах профилактики травматизма, не будет в разы хуже традиционной.

Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод о том, что физическая культура, даже в условиях цифровизации, должна преподаваться в традиционно очном формате, что обуславливается, прежде всего, обеспечением безопасности, однако требует новаций в дидактике. Так, основными недостатками современного учебного предмета «Физическая культура», проявляющимися в отсутствии заинтересованности учащихся, являются отсутствие индивидуального подхода, отсутствие какого бы то ни было выбора в содержании обучения, принцип обучать «всех всему», даже если это принципиально не интересно учащемуся.

Исходя из вышесказанного, предлагаются следующие меры по трансформации учебного предмета «Физическая культура»:

  1. Элективный характер и избавление от оценочности предмета. Значительно устаревший критерий норматива должен быть полностью устранен из физической культуры как предмета, а ключевой мотивантой учащихся должна стать не оценка или необходимость, а собственное желание и интерес в физическом самосовершенствовании.
  2. Уход от общепринудительной групповой формы занятий. Элективный характер физической культуры позволит учащимся выбирать то спортивное направление, которое интересно им, что, безусловно, стимулирует их на занятия спортом. Если ключевой целью предмета «Физическая культура» является физическое воспитание и развитие личности, то данная цель будет выполнена, при этом вкупе с интересом и личной заинтересованностью учащегося. Представляется возможным предоставить выбор учащемуся между общегрупповой формой занятий и посещением секций, приравняв его внеурочную спортивную деятельность к успешной работе в рамках предмета «Физическая культура».
  3. Открытость к инициативам учащихся, проектной деятельности. Привить любовь к спорту, потребность в постоянных физических нагрузках можно лишь одним путем – «заразив» учащегося интересом к самосовершенствованию в данном направлении. Именно такая цель должна стоять перед дисциплиной «Физическая культура» и достигать ее возможно только применяя личностно-ориентированный подход, при этом система должна быть открытым и к предложениям самого учащегося. Направленность метода проектов на индивидуализацию учебного процесса, развитие у обучающихся не только личностных, но и межпредметных навыков позволяет заинтересовать обучающегося и дать ему свободу выбора в изучаемых учебных вопросах дисциплины [14]. Интеграция цифровых и мультимедийных средств в предмет «Физическая культура» не может быть обязательна по выше указанным причинам. Однако возможность интеграции современных цифровых, мультимедийных продуктов, приложений и ресурсов должна быть предоставлена каждому учащемуся в частном порядке. Проще говоря, если учащийся заинтересован не в посещении секций, а индивидуальном развитии – он может выбрать данную форму занятий физическими упражнениями, подтвердив факт физической нагрузки данными фитнес-браслета или фитнес-приложения.

Так, основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод о том, что единственным путем повышения заинтересованности учащихся в предмете «Физическая культура» является создание вариативности и свободы в данном процессе. Специфика предмета не позволяет полностью органично перевести его в цифровой формат в обозримом будущем (однако, возможно несколько позже, при появлении приложений-анализаторов нагрузки и правильности выполнения упражнений, это станет возможным). Роль физической культуры, особенно, в цифровом обществе не должна быть преуменьшена и воспитание потребности в спорте должно являться главной целью предмета «Физическая культура» на всех уровнях образовательной системы.

 

Список литературы

1. Корчак К.И. Информационная социализация и её потенциальные угрозы на ступени среднего общего образования в свете тенденции цифровизации // Народное образование. – 2021. – № 4(1487). – С. 184-190.

2. Уваров А.Ю. Модель цифровой школы и цифровая трансформация образования // Исследователь/Researcher. – 2019. – №1-2 (25-26). – С. 22-37.

3. Чошанов М.А. E-дидактика: новый взгляд на теорию обучения в эпоху цифровых технологий // ОТО. – 2013. – №3. – С. 684-696.

4. Чошанов М.А. Дидактика цифровой эпохи: от преподавания к инженерии учения (часть 2). Информатика и образование. – 2018. – № 10. – С. 52-60.

5. Байбородова Л. В., Тамарская Н.В. Трансформация дидактических принципов в условиях цифровизации образования // Педагогика. –2020. – № 7. – С. 22-30.

6. Максялайте С.Д., Кувалдина Е.А. Формирование физической культуры младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 416–418.

7. Любова Е.В., Михайлова С.В., Болтачева Е.А., Шестерина И.Е., Завьялова И.Н. Исследование физического развития и здоровья детей на этапе дошкольного и начального образования // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2018. – №4. – С. 94-99.

8. Платонова В.А. Роль физического воспитания в процессе образования // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. – 2004. – С. 270-278.

9. Съёмова С.Г. Физическое воспитание школьников в современных условиях школы // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2018. – №4. – С. 133-135.

10. Васильева Н.И. Использование цифровой образовательной среды при изучении предмета «Физическая культура» // Школьные технологии. – 2020. – №5. – С. 20-32.

11. Кравченко В.М., Бартновская Л.А., Попованова Н.А., Казакова Г.Н., Синдеева Л.В., Синдеев М.М. Физическая культура как учебная дисциплина в вузе – принуждение или осознанный выбор? // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 6. – С. 199-203.

12. Козина Ж.Г. Дистанционная физическая культура: миф или реальность // Калининградский вестник образования. – 2020. – №2. – С. 28-34.

13. Щенкова И.П. Проблемы дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – №5-3. – С. 190-193.

14. Корчак К.И., Кульчицкий В.Е. Проектная деятельность на уроках физической культуры // Вопросы педагогики. – 2021. – № 2-2. – С. 97-100.

Войти или Создать
* Забыли пароль?