аспирант
В статье рассматривается проблема оценивания междисциплинарных знаний и умений студентов, дан сравнительный анализ методов и форм их оценивания. Авторы отмечают актуальность проблемы в связи с обновлением содержания и методов обучения на основе синергетического подхода, необходимости адекватного комплексного мониторинга междисциплинарных знаний с учетом их многоаспектности. В статье дан анализ методов и критериев оценивания знаний, дан обзор традиционных и инновационных форм оценивания знаний.
образование, междисциплинарные знания, студенты, оценка, синергетика, системность, мониторинг
1. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.
2. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. – М. : Книжный дом «ЛИБРИКОМ», 2015.
3. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. ‒ М., 1982.
4. Диалектика познания сложных систем / Под ред. В.С. Тюхтина. ‒ М., 1988.
5. Звонников В.И., Ефремова Н.Ф., Челышкова М.Б. Мониторинг Всероссийской системы оценки качества образования М. : Исследовательский центр проблем системы качества подготовки специалистов, 2005. ‒167 с.
6. Зорина Л.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования // Педагогика. — 1996. — № 4.
7. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга обучения в системе «учитель-ученик». — М. : Педагогическое общество России, 1999. – С. 21.
8. Краевский В.В. Актуальные проблемы методологии педагогики в постнеклассический период развития науки // Актуальные проблемы методологии педагогического исследования в постнеклассический период развития науки / Науч. ред. В.В. Краевский. – М. ; Краснодар : Изд-во КубГУ, 2008. – С. 14‒22.
9. Кривцова Н.Л. Балльно-рейтинговая система в университетах США // Вестник МГУКИ. – 2014. — № 4 (60). ‒ С. 128‒131.
10. Кузнецова Н.Е. Проблемы и тенденции развития общего химического образования // Химия в школе. – 2009 – № 3. – С. 10–17.
11. Методология педагогики: монография / Е.А. Александрова, Р.М. Асадуллин, Е.В. Бережнова [и др.]; под общ ред. В.Г. Рындак. – М. : ИНФРА-М, 2018. ‒ 296 с. DOI: 10.12737/monography_594a85bac8dd55.84
12. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. ‒ М. : Аграф, 1998.
13. Морен Эдгар. О сложностности. ‒ М. : Изд-во ИОИ, 2019.
14. Назарова Т.С. Современные проблемы методики химии // Естественно-научное образование: вектор развития. Сборник / Под общей редакцией академика В. В. Лунина и проф. Н. Е. Кузьменко. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2015. ‒ С. 27–58.
15. Пак М.С. Педагогическая диагностика в химическом образовании: практикум: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2018. ‒ 120 с.
16. Петрова О.Ю. Роль концепции самоорганизации в формировании естественнонаучного мировоззрения педагога: Дис. ... канд. пед. наук. ‒ Томск, 1998.
17. Поляруш А.А. Синергетический подход к проблеме оценки знаний обучающихся // Эпоха науки. ‒ 2016. ‒ № 8. ‒ С. 307‒314.
18. Резник Н.И. Инвариантная основа внутрипредметных, межпредметных связей: методологические и методические аспекты : Монография. – 3-е изд., дораб. и доп. — СПб. : Речь, 2012. ‒ 265 c.
19. Соломатина М.Н. Контроль знаний студентов: опыт китайских вузов // Сибирский педагогический журнал. ¬ — 2015. – № 6. ‒ С. 168‒172.
20. Солодова Е.А. Новые модели в системе образования: Синергетический подход: Учебное пособие. — М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2016.
21. Чуприкова Н.Я. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. ‒ М. : АО «Столетие», 1995.
22. Ширшова И.А. Оценивание учебных достижений студентов: современные тенденции // Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». ‒ 2013. ‒ Т. 26 (65). ‒ № 1. ‒ С. 205‒215.
23. Яковлева И.П., Романов Д.А., Блужин И.А., Басов Е.Н., Агеева Н.А. Современные модели и методы диагностики эффективности образовательной среды // Научные труды КубГТУ. – 2015. ‒ № 12. – С. 1‒25.
24. Vasilyeva P. D. The introduction of synergistic ideas in the preparation of teachers in high school/ Materials of the International Conference ”Scientific research of the SCO countries: synergy and integration” – Reports in English (July 31, 2019. Beijing, PRC). Minzu University of China, Рp. 74‒79. 10.34660/INF.2019.13.33991.
25. Polina D. Vasilyeva, Svetlana A. Volkova, Victoria S. Tugulchieva, Tatyana V. Khondyaeva, Tatiana V. Burayeva. Humanization Of Science And Mathematics Education In The Context Of Informatization. European proceedings of social & behavioral sciences EPSBS. №:109. Pp: 969–974. https://doi.org/10.15405/epsbs(2357–1330).2019.9.2.
26. Vasilyeva P. D. Problem-Solving Assignments Based on Laboratory Experiments in Chemistry Education // 22nd International Conference on Chemistry Education, 11th European Conference on Research in Chemical Education. ICCECRICE 2012. – Rome, Italy 15–20 July 2012, p. 557. www.edizionizlino.com