В статье рассматриваются стратегии профессиональной подготовки студентов-востоковедов по западным языкам, определяется специфика преподавания западного языка востоковедам, разрабатываются новые подходы, определяемые новыми требованиями, новые методические цели и установки. В качестве примера применения новых стратегий предлагается новый учебный комплекс, целью которого является коммуникация во всех сферах применения языка. В работе дается логико-тематическая классификация собранного материала, включающая следующие семантические группы: характеристика роли того или иного члена семьи, его эмоционально-оценочная характеристика, взаимоотношения между членами семьи.
профессиональная подготовка по западным языкам, коммуникативная методика, языковые и культурные компетенции при подготовке востоковедов.
Новый образовательный стандарт для высшей школы предполагает развитие профессионально ориентированных компетенций и их применение в профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность востоковедов связана с решением широкого круга задач в самых разных сферах деятельности – работа в МИДе, международных организациях, государственных корпорациях, торговых представительствах, бизнесе и транснациональных корпорациях. Профессиональная подготовка – это приобретение компетенций (языковых и неязыковых), необходимых для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности. Основой является коммуникация как письменная, так и устная во всех сферах деятельности. Поэтому знание западного языка наряду с восточным, владение приемами ведения дискуссий, переговоров, знание основных риторических приемов и менталитета партнеров является принципиально значимым при подготовке востоковедов.
Сфера применения западного языка у будущих востоковедов не определена заранее: это и экономика, и политика, и право, и научные исследования, и реклама, и журналистика. Обучить языку во всевозможных сферах его применения невозможно.
Поэтому определение приоритетов и акцент на коммуникативную направленность курса, формирование коммуникативных навыков, а не только изучение языковых структур, являются принципиальными при определении задач и содержания курса.
Основными особенностями курса западного языка для востоковедов является относительно небольшое количество часов (6 ч в неделю в течение 8 семестров, всего около 750 ч). Другой особенностью является то, что это второй иностранный язык для востоковедов. Поэтому, с одной стороны, есть опыт изучения иностранного языка, достаточно развита память, но, с другой стороны, у студентов мало времени для домашних заданий, поэтому основная нагрузка ложится на аудиторные занятия. Студенты-востоковеды в достаточной степени мотивированы. Эти особенности позволяют поставить и решить достаточно сложную задачу – практически полного овладения западным языком в профессионально значимых ситуациях.
1. Воронцова М.В. Коммуникативный метод как основа эффективного обучения иностранным языкам. М.: Прогресс-Традиция, 2006.
2. Воронцова М.В., Басова С.В., Клюкина Е.В., Сагоян К.П. Программа по английскому языку для студентов ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Маска, 2012.
3. Клюкина Е.В., Фролова М.П. Discuss and Debate. Some Aspects of the British Political System Discussed and Debated, М.: Варт, 2012.
4. Клюкина Е.В., Фролова М.П. Discuss and Debate. Some Social and Political Issues Discussed and Debated. М.: Варт, 2013.
5. Клюкина Е.В., Фролова М.П. Discuss and Debate. Some Aspects of Law Discussed and Debated. М.: Варт, 2013.