От звука к дискурсу: система эффективного развития иноязычной аудитивной компетенции у обучающихся
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрена практическая направленность обучения иностранным языкам в качестве основного вектора процесса формирования и развития иноязычной компетенции, обозначены характерные особенности чтения, письма, говорения и аудирования как общепризнанных видов речевой деятельности. Практический опыт авторов, а также анализ результатов опроса обучающихся выделили аудирование в качестве речевой деятельности, вызывающей наибольшие сложности у целевой аудитории. Полученные практическим путем выводы были подтверждены в процессе обзора многочисленных научно-методических, психолого-педагогических исследований. В качестве ответа на целевой запрос как обучающихся, так и коллег, находящихся в поиске качественных методических приёмов для развития аудитивной компетенции студентов, авторами разработана шестиуровневая система аудиотренировок, построенная на принципах осознанности, последовательности, постепенности. Описана и обоснована поэтапная работа в рамках предлагаемой методики – от корректного осмысленного восприятия звука и звукосочетаний на слух, декодирования лексических единиц до детального семантического понимания фраз, предложений и дискурса иноязычной речи в целом. Предложена также методика четырехэтапной работы с аутентичным видеоматериалом, которая способствует эффективному развитию аудитивной компетенции, будучи применимой как в контактной работе с преподавателем, так и в самостоятельном обучении.

Ключевые слова:
иноязычное обучение, практическая направленность, виды речевой деятельности, коммуникация, аудирование, аудитивная компетенция, система аудиотренировок, понимание на слух
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Аверьянова В. В. Использование интернет-ресурсов для обучения студентов аудированию // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. – 2020. – № 5 (122). – С. 5–9.

2. Акимова Е. А. Обучение аудированию студентов неязыковых ВУЗов // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 29. – С. 347–351.

3. Алимова М. Р., Исаева Х. З. Экстенсивное аудирование как современное средство обучения английскому языку // Заметки учёного. – 2021. – № 4-1. – С. 478–482.

4. Брангье Ж.-К. Беседы с Жаном Пиаже. Беседа пятая (Май-июнь, 1969): Структуры. Механизмы ассимиляции и аккомодация // Психологический журнал, – 2000. – Т. 21. – № 5 – С. 112–116.

5. Ваганова Н. В., Золотова М. В., Карпова Ю. Н. Пути оптимизации обучения аудированию студентов неязыковых ВУЗов // Высшее образование сегодня. – 2020. – № 10. – С. 48–52.

6. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – Санкт-Пеетрбург: Речь, 2010 – 656 с.

7. Жинкин Н. И. Психолингвистика: Избранные труды / сост. и предисл. К. Ф. Седова. – Москва: Лабиринт, 2009. – 288 с.

8. Кочкина З. А. Аудирование как процесс восприятия и понимания звучащей речи // Иностр. яз. в высшей школе. – Москва: 1964. - Вып. III. – C. 161-163.

9. Лайвли С., Логан Дж., Писони Д. Обучение японских слушателей распознаванию английского / r / и / l /: II. Роль фонетической среды и изменчивость говорящего в новых категориях восприятия // Журнал Акустического общества Америки, 94 (3 Pt. 1). – 1993. – С. 1242–1255.

10. Методика обучения иностранным языкам: Обучение аудированию : учеб. пособие / сост. Е. И. Пассов и др.; под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. – Воронеж: Интерлингва, 2002. – 40 с. (Методика обучения иностранным языкам. Вып. 12).

11. Муфазалова Ю. С. Обучение аудированию с использованием видеоматериалов TED TALKS // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. – 2020. – № 5 (32). – С. 109–116.

12. Отарова Е. Н., Склярова О. Н. Обучение иноязычному профессионально ориентированному аудированию курсантов военных вузов на базе электронных учебников по немецкому языку // Глобальный научный потенциал. – 2020. – № 3 (108). – С. 87-93.

13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – Санкт-Пеетрбург: Питер., 2019. – 996 с.

14. Рудакова С. В., Мурашко С. Ф. Рекомендации для эффективного обучения навыкам аудирования при изучении иностранного языка в неязыковом ВУЗе // Вестник научных конференций. – 2018. – № 7-2 (35). – С. 65–67

15. Самигулина Ф. Г. Фигуро-фоновые отношения как проявление базового когнитивного механизма и их реализация в речевой коммуникации // Наука. Инновации. Технологии. – 2011. – № 73. – С. 50–57.

16. Kismetova G. N., Khabibullina A. T. Multimedia technologies for building a model of optimizing learning listening // Вестник ЗКГУ. – 2019. – № 3 (75). – C. 105–112.

17. McClelland J.L., Fiez J.A, McCandliss B.D. Teaching the /r/–/l/ discrimination to Japanese adults: behavioral and neural aspects, 77 (4-5), – 2002. – P. 657-662.

18. O‘Malleу J., Chamot А. and Kupper L. Listening comprehension strategies in second language acquisition // Applied Linguistics. – 1989. – Vol. 10/4. – P. 418–437.

19. Scrivener J. Learning Teaching. A Book for English Language Teachers. – Oxford: Macmillan Publishers Ltd., 2005. – P. 170–183.

Войти или Создать
* Забыли пароль?