Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Педагогическая экспертиза рассматривается как системообразующая научная технология в образовании, оказывающая существенное влияние на практику обучения и формирование созидающей личности, фактически становясь методом научного познания в контексте повышения качества образования. Все программы высшего педагогического образования целесообразно проектировать по дедуктивному принципу – от общего содержательного компонента, представленного в структуре технологий педагогической экспертизы образовательных проектов и программ, к частным методическим практико-ориентированным рекомендациям, предлагаемым экспертами, в качестве ориентировочной основы действий учителя. Особое значение в составе педагогической экспертизы приобретает роль эксперта, его личные качества. На основании профессиографического анализа деятельности эксперта сформирован его личностный портрет. В педагогической экспертизе решающее значение имеет соотношение объективного (различные нормативные документы регулирующие деятельность эксперта) и субъективного, когда качество экспертизы зависит от компетентности, опыта специалиста-эксперта, его мудрости, интуиции и творческого озарения. Аналитический обзор ошибок педагогических экспертов следует использовать в качестве основы методики подготовки педагогов и специалистов-экспертов в области образования.
педагогическая экспертиза, созидающая личность, профессиографическая модель деятельности эксперта, личностный портрет педагогического эксперта, объективное и субъективное в педагогической экспертизе, методика образования учителя на основе содержания и результатов экспертных практик
1. Алексеев Н.Г. Принципы и критерии экспертизы программ развития образования [Электронный ресурс]. – URL: http://www. fondgp.ru>…принципы-и-критерии-экспертизы-программ. – С. 7 (дата обращения: 18.06.2021).
2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – 2-е изд., доп. – М.: АБВ-ИЗДАТ, 2018. – 100 с.
3. Бычков А.В. Научный потенциал педагогических работников: механизмы выявления и повышения // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2020. – № 6. – C. 46–52.
4. Бычков А.В. Созидательная культура учащихся. – 2-е изд., перераб. – М.: АНОО «Ступени знаний», 2006. – 60 с.
5. Игнатьева Г.А., Слободчиков В.И. Методология экспертизы инновационных образовательных проектов [Электронный ресурс]. – URL: http://www. docplayer ru/44079893 (дата обращения: 04.07.2021).
6. Новикова Т.Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании. Вып. 12. – М.: ЦРСДОД, 2001. – С. 9.
7. Осипова О.П. Основные этапы педагогического проектирования и экспертизы электронных образовательных ресурсов. – М.: МПГУ, 2009. – C 4.
8. Умняшова И.Б. Психолого-педагогическая экспертиза в системе образования: основные направления и подходы // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22. – № 3. – С. 13–14.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред от 11. 06. 2021) «Об образовании в Российской Федерации». – Статья 94. Педагогическая экспертиза.
10. Хараш А.У. Гуманитарная экспертиза в экстремальных ситуациях: идеология, методология, процедура // Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – М.: 1996. – С. 114.
11. Экспертиза психологической безопасности [Электронный ресурс]. – URL: http://www.edu.kpfu.ru (дата обращения: 03.07.2021).
12. Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. – М.: Народное образование, 2019. – С. 311.
13. Designing Education Projects. Second Edition. NOAA. U.S. Department of Commerce. – April. 2009, p. 58.
14. Fitzpatrik J.L., Sanders J.R., Worthen B.R. Program evaluation: Alternative approaches and practical guidelines. – Upper Saddle River, NJ: Pearson / Allyn&Bacon, 2004. – P. 28.
15. Maciej Kolodziejski, Malgorzata Przybysz-Zaremba. Project Method in Educational Practice // University Review. –Vol. 11. – 2017. – No. 4. – P. 26.
16. Paul S. Szwed. Expert Judgment in Project Management: Narrowing the Theory-Practice Gap. Project Management Institute. – 2016, p. 33–34.
17. Sofia Kesidou, Jo Ellen Roseman. How well do Middle School Science Programs Measure up? Findings from Project 2061>s Curriculum Review. Journal of Research in Science Teaching. – Vol. 39. – No. 6. – 2002. – P. 527.