ПРОГНОЗ ОЖИДАЕМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В АКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ КРИЗИСА 2020-Х ГОДОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Представлены результаты анализа и прогнозные оценки ожидаемых изменений в активности реализации различных экономических функций государства в условиях преодоления национальной экономикой мирового кризиса 2020-х годов, сопровождающегося развитием научно-технического прогресса и следующими за ним социально-экономическими изменениями. Оценены перспективы развития таких экономических функций государства, как: законодательное регулирование экономики, защита интересов потребителей, защита экономических интересов страны, обеспечение экономической стабильности, обеспечение экономического роста, предоставление общественных благ и реализация социальной политики. Спрогнозировано, что в ближайшие годы рост активности будет наблюдаться в реализации таких экономических функций государства, как обеспечение экономической стабильности и защита интересов потребителей, в то время как в реализации остальных экономических функций государства будет наблюдаться снижение активности в их реализации.

Ключевые слова:
прогноз, ожидаемые изменения, активность реализации, экономические функции государства, преодоление кризиса 2020-х годов, национальная экономика
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

Глобальные технологические трансформации, к каковым мы в полной мере относим происходящую смену технологических укладов [29], неизменно связаны с существенными изменениями в экономических, социальных и политических аспектах развития общества [9].

При этом вынужденное изменение производственных отношений под влиянием развития производительных сил [19], неизменно требует изменения состава и содержания экономических функций, которые берет на себя государство или, по меньшей мере, изменения уровней активности в реализации каждой из существующих экономических функций.

Изменение же состава и содержания экономических функций, которые берет на себя государство под влиянием необходимости изменения производственных отношений, неизменно влечет за собой перераспределение экономических функций между государством и гражданским обществом.

Цель исследования

Целью представленного исследования является прогноз ожидаемых изменений в составе, содержании и активности реализации различных экономических функций государства в условиях преодоления национальной экономикой кризиса 2020-х годов.

Методическая база исследований

Методическую базу исследований составили известные научные труды, посвященные рассмотрению вопросов трансформации экономических функций государства в условиях развития экономики таких авторов, как Булгаров М.А., Кондакова Л.Д., Мурашкина А.А. [3], Жук И.Н. [12], Канавцев М.В., Попова А.Л. [16], Любашевский В.Б. [18], Павленко Ю.Г. [21] и др.

Методическую базу исследований также составили авторские наработки по теме, получившие отражение в трудах [10, 11, 20, 22, 32].

Основные результаты исследований

Исследование процессов трансформации экономических функций государства и гражданского общества в условиях прогресса ассоциированных форм в экономике НИО.2 и в ноономике в данном рассмотрении на аналитическом этапе было разделено на три составляющих.

Во-первых, это анализ вероятных сценариев формирования нового индустриального общества второго поколения.

Во-вторых, это исследование возможных вариантов трансформации экономических функций государства.

В-третьих, это оценка перспектив развития гражданского общества в условиях прогресса ассоциированных форм в экономике.

Проведенные исследования по анализу вероятных сценариев формирования нового индустриального общества второго поколения показывают, что наиболее вероятными из них могут быть следующие.

Первый сценарий – это отказ от реализуемой на протяжении последних десятилетий модели государственного квазимонополистического капитализма в пользу модели «государственное регулирование плюс свободный рынок» при преобладании свободного рынка, с одной стороны, и наличии политической воли (государственного регулирования) нового индустриального общества второго поколения путем государственного стимулирования развития на конкурентной основе производств на базе технологий шестого технологического уклада [9].

Второй сценарий – это формирование точек роста производств на базе технологий шестого технологического уклада при сохранении модели государственного квазимонополистического капитализма.

Третий сценарий – это сценарий, при котором, несмотря на переход мировой экономики к шестому технологическому укладу [30], в рамках модели государственного квазимонополистического капитализма сохранится экспортно-ориентированная направленность отечественной экономики, как это уже было в отечественной экономике при смене четвертого технологического уклада пятым в 1970-е годы [35].

С учетом того, что в настоящее время наиболее крупными из отечественных компаний реального сектора экономики являются экспортно-ориентированные сырьевые компании (рис. 1), вероятнее всего в отечественной экономике будет реализован третий сценарий.

Исследуя возможные варианты трансформации экономических функций государства, обратимся к их составу и содержанию, представленному на рис. 2.

Проведенные исследования показывают, что серьезные проблемы существуют в части реализации такой экономической функции государства, как законодательное регулирование экономики (см. блок 1, рис. 2).

Так, если обратиться к международным рейтингам институционального развития, то Россия в нем занимает [14]:

− по индексу восприятия коррупции – 129-е место в мире (по версии Transparency International);

по индексу верховенства закона – 93-е место в мире (по версии World Justice Project);

по уровню защиты прав собственности – 88-е место в мире (по версии The Property Rights Alliance);

по уровню несостоятельности (слабости власти) – 76-е место в мире (по версии Fund for Peace);

по индексу противодействия отмыванию денежных средств – 52-е место в мире (по версии Basel Institute on Governance);

по уровню финансовой секретности – 44-е место в мире (по версии Tax Justice Network).

Если говорить о восприятии коррупции, то необходимо отметить, что Россия как государство, ратифицируя в 2006 г. [41] Конвенцию ООН против коррупции [17], не включила в № 40-ФЗ статьи Конвенции, касающиеся [41]:

− незаконного обогащения (ст. 20 Конвенции ООН [17]);

− ответственности юридических лиц (ст. 26 Конвенции ООН [17]);

изъятия имущества при международном сотрудничестве в деле конфискации (ст. 54 Конвенции ООН [17]);

− возвращения активов предыдущим законным собственникам и распоряжение ими (ст. 54 Конвенции ООН [17]).

Кроме того, у экспертов есть претензии к выполнению Россией ст. 7 «Публичный сектор» Конвенции ООН против коррупции, предусматривающей использование применительно к государственным гражданским служащим объективных критериев (безупречность работы, способности, справедливость) и принципов оценки деятельности – эффективность и прозрачность [17].

Рассматривая вопросы обеспечения верховенства закона в Российской Федерации, эксперты не без оснований выделяют следующие серьезные проблемы [28].

Во-первых, (и, по нашему мнению, это главное – прим. авторов) при принятии законов не соблюдается основной принцип – регулирование наиболее важных сфер общественной жизни (в данном случае касающихся экономической деятельности).

Указанное неумение выделить главное, сопровождающее принятие законов, свидетельствует об отсутствии в национальной экономике эффективной системы управления.

Во-вторых, еще одной проблемой обеспечения верховенства закона в стране, обусловленной отсутствием эффективной системы управления национальной экономикой, является несовершенство технологий применения законов.

В-третьих, серьезной проблемой обеспечения верховенства закона в Российской Федерации является внутренняя несогласованность самого законодательства, когда закон, обрастая многочисленными подзаконными актами (в том числе, под влиянием лоббистских тенденций), по сути, теряет свой первоначальный смысл или искажает его в интересах тех или иных стейкхолдеров.

Говоря об уровне защиты прав собственности, уместно вспомнить принятие в конце 2020 г. Федерального Закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» [39], который под эгидой всероссийской реновации, по мнению многих экспертов [1, 7, 13], фактически отменяет в стране право частной собственности на недвижимость.

Представляется, что в связи с принятием Федерального Закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» [39] рейтинг России по  уровню защиты прав собственности еще больше упадет.

О том, в какой мере в России экономическая функция государства, связанная с законодательным регулированием экономики, обеспечивает поддержку малого и среднего бизнеса в международном сопоставлении наглядно свидетельствуют данные Всемирного Банка, представленные на рис. 3.

Безусловно, существуют и другие проблемы реализации такой экономической функции государства, как законодательное регулирование экономики (см. блок 1, рис. 2).

Ожидается определенная положительная динамика в развитии такой экономической функции государства, как защита интересов потребителей (см. блок 2, рис. 2). В первую очередь, это касается предоставления права на информацию и на здоровую окружающую среду. Хотя следует признать, что рост количества предоставляемой информации во многих случаях не подкрепляется соответствующим ростом качества.

В сегодняшних реалиях сложно говорить и об эффективности защиты экономических интересов страны (см. блок 3, рис.2 ), находящейся на 111-м месте в мире по уровню вовлеченности в международную торговлю из 136 стран, охваченных рейтингом [14].

Судя по тому, что государству на протяжении десятилетий не удается решить задачу обеспечения экономического роста (блок 5, рис. 2) с темпом выше мировых [24, 37] и, более того, эксперты не без оснований утверждают, что период стагнации продлится еще как минимум десятилетие [2, 6, 33] с высокой долей вероятности государство (в первую очередь, в лице правительства) будет сосредоточено на обеспечении экономической стабильности (блок 4, рис. 2).

При этом следует обратить внимание на то, что в международном сопоставлении в российской экономике достаточно много болевых точек (рис. 4) [14], основными из которых являются:

− уровень вовлеченности в международную торговлю;

− уровень экономической свободы;

− уровень занятости;

− валовой национальный доход на душу населения.

При этом обратим внимание на то, что ни по одному из ключевых показателей экономического развития, оцениваемого международным сообществом [14], Россия далека от пятерки крупнейших экономик мира, целевые указания о вхождении в которую перманентно фигурировали в документах стратегического развития (пусть и в части ВВП по паритету покупательной способности [24, 38]), и, по словам представителей власти, она снята с повестки дня [37], потому что якобы уже в «этом (2020-м году) Россия будет пятой экономикой мира» [26]. Хотя все прекрасно видят, что этого не произошло и не могло произойти в силу отсутствия объективных предпосылок.   

            Характерным примером сегодняшней неготовности государства интенсивно развивать экономики, конкурентоспособной на мировом рынке, является принятие Правительством РФ в конце августа 2021 г. запрета на закупку импортной электроники (интегральных микросхем, компьютеров, ноутбуков, планшетов, светотехнической продукции, серверов, смарт-карт и т.п. весом до 10 кг), а также правила «второй лишний» в отношении остальной электроники и электронной медицинской техники [15].

            С одной стороны, вполне понятно стремление государства защитить отечественного производителя, а также повысить уровень национальной безопасности.

            С другой стороны, практика последних десятилетий показывает, что в условиях колоссального разрыва между мировым и отечественными рынками электроники по качеству, цене и объемам предложение с высокой долей вероятности может привести к:

            − к росту в стране рынка серой электроники;

− к развитию черного рынка;

− к дальнейшей деформации условий справедливой конкуренции (когда, например, профильное министерство, в соответствии с избранными критериями, селективно признает электронику, поставляемую отдельными российскими предприятиями в качестве отечественной («условно отечественной»));

− к росту цен на б/у электронику и на электронику в целом;

− к сокращению возможности работать отечественным IT-специалистам в стране на самой передовой технике (на лучших мировых образцах);

− и т.д.    

Было бы объяснимо, если бы решение правительства о запрете на закупку импортной электроники [15] принималось при сформировавшемся базисе конкурентоспособного на международном уровне производстве отечественной электроники, или если бы такое решение сопровождалось интенсивным инвестированием в развитие отечественной микро- и наноэлектроники. Но поскольку этого не произошло и не происходит, риски реализации принятого запрета для национальной экономики достаточно высоки.

Рассматривая экономическую функцию государства, связанную с предоставлением общественных благ (см. блок 6, рис. 2), необходимо отметить, что она носит все более селективный характер. И если национальная оборона традиционно остается в приоритете, то обеспечение здравоохранения и образования во многом перестали ассоциироваться с понятием экономической функции государства, и все более приобретают функцию частного бизнеса. Об этом наглядно свидетельствует 120-е место России в мире по уровню расходов на образование (по информации The World Bank) [14] и 121-е место России в мире по уровню расходов на здравоохранение (по информации World Health Organization) [14]. В результате Россия по уровню продолжительности здоровой жизни занимает 103-е место в мире (по информации World Health Organization) [14] и 109-е место в мире по продолжительности жизни (по информации United Nations) [14].

Сложно ожидать прогресса и в реализации социальной политики как экономической функции государства (см. блок 7, рис. 2). Отправной точкой локализации социальной политики как экономической функции государства явилось принятие в России в 2018 г. пенсионной реформы [40], в результате которой пенсионный возраст как у мужчин, так и у женщин поднимается на 5 лет.

Обращает на себя внимание тот факт, что, несмотря на то, что реформа пенсионной системы рассчитана на десять лет (2019−2028 гг.) [40], Фонд национального благосостояния начал быстро наращиваться не после присоединения к нему  Резервного фонда РФ в 2018 г., а после того, как заработал механизм пенсионной реформы в 2019 г. (рис. 5).

 

Кроме того, по состоянию на 1 июля 2021 г. Росстат отчитался о рекордном за всю историю ведения статистики сокращении числа пенсионеров в России за год (с 1 июня 2020 г.) – почти два миллиона (1,999 млн) чел. в год или примерно на пять с половиной тыс. чел. в день [27]. 

В целом, следует отметить, что по качеству реализуемой социальной политики как экономической функции государства Россия в международном сопоставлении ни по одному показателю не входит даже в первые пятьдесят стран мира (рис. 6) [14].

Говоря о реализации социальной политики как экономической функции государства, следует также отметить выделяемую многими экспертами, например [5], неадекватность реалиям жизни на протяжении десятилетий минимального размера оплаты труда (МРОТ). Причем в решении этой проблемы намечается вариант, построенный по перефразированному сталинскому принципу – «нет МРОТ – нет проблемы» (по крайней мере, объекта для критики власти) [4].

Большие вопросы в части реализации экономических функций государства в России связаны и с уровнем обеспечения занятости и безработицей.

Тот факт, что Россия в международных рейтингах, по информации International Labour Organization, демонстрирует уровень занятости в 59,0% (86-е место в мире) [14] и безработицы в 4,6% (103-е место в мире) [14] (для сравнения у лидирующего по этим показателям в мире Катара соотношение 86,7 и 0,1% соответственно) [14] свидетельствует о существенном разрыве в 36,4% трудоспособного населения, относимых либо к категории самозанятых (2,7 млн чел., по данным ФНС, на 1 августа 2021 г.) [43], либо занятых в растущей теневой экономике [8, 31, 34], где по данным Росстата трудятся более 13 млн чел., а по данным независимых экспертов – более 22 млн чел. При этом, если Росфинмониторинг оценивает долю теневой экономики в России в 20% ВВП, то МВФ считает, что доля теневой экономики в России практически вдвое больше (38,42%) [36].

При этом из обращающихся в службы занятости безработных только 6% находят работу с ее помощью [23].

Еще один показатель, интегрально характеризующий качество реализуемых в России экономических функций государства является темп роста населения в стране, где Россия занимает 185-е место в мире [14].

В целом, в условиях продолжающейся стагнации отечественной экономики в обозримой перспективе не приходится рассчитывать на прогресс ассоциированных форм в экономике, а значит и на созидательные перспективы развития гражданского общества.

Обсуждение результатов и выводы

Анализ перспектив формирования нового индустриального общества второго поколения показал, что вероятнее всего будет реализован сценарий, при котором, несмотря на переход мировой экономики к шестому технологическому укладу, в рамках модели государственного квазимонополистического капитализма сохранится экспортно-ориентированная направленность отечественной экономики, как это уже было в отечественной экономике при смене четвертого технологического уклада пятым в 1970-е годы.

Анализ перспектив трансформации экономических функций государства показывает, что в ближайшие годы рост активности будет наблюдаться в реализации таких экономических функций государства, как обеспечение экономической стабильности и защита интересов потребителей. В то же время прогнозируется снижение активности государства при реализации таких экономических функций, как: законодательное регулирование экономики, защита экономических интересов страны, обеспечение экономического роста, предоставление общественных благ и реализация социальной политики.

С учетом прогнозируемых изменений экономических функций государства ожидается, что в условиях продолжающейся стагнации отечественной экономики в обозримой перспективе не приходится рассчитывать на прогресс ассоциированных форм в экономике, а значит и на созидательные перспективы развития гражданского общества.

Список литературы

1. Банько А.А. Отмена частной собственности – новая реальность. https://www.9111.ru/questions/7777777771261028/

2. Бузгалин А.В. Стагнация России: «Ощущение трясины не отпускает» https://www.mk.ru/economics/2021/01/25/stagnaciya-rossii-oshhushhenie-tryasiny-ne-otpuskaet.html.

3. Булгаров М.А., Кондакова Л.Д., Мурашкина А.А. Роль государства в экономике: Эволюция взглядов/ М.А. Булгаров// Эпомен. − 2019. − №24.

4. В Госдуме призвали окончательно отказаться от МРОТ. https://lenta.ru/news/2021/08/27/ne_mrot/

5. В стране назревает скандал с минимальным размером оплаты труда. https://www.ng.ru/economics/2020-10-15/4_7991_scandal.html

6. ВШЭ предсказала России еще 15 лет беспросветной стагнации. https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/vshe-predskazala-rossii-eshche-15-let-besprosvetnoy-stagnacii-1030317780

7. Делягин: В России фактически отменяется право частной собственности на квартиры и иную недвижимость. https://news.rambler.ru/politics/45503042-delyagin-v-rossii-fakticheski-otmenyaetsya-pravo-chastnoy-sobstvennosti-na-kvartiry-i-inuyu-nedvizhimost/

8. Егорова А.А., Тебекин А.В. Структуралистские факторы распространения "серой" теневой экономики. // Журнал экономических исследований. 2019.

9. Егорова А.А., Тебекин А.В., Тебекин П.А. Стратегическое влияние шестого технологического уклада на научно-производственные, экономические, социальные и политические аспекты развития мирового и национального хозяйства. // Эпомен. − 2020. − № 49. − С. 85-100.

10. Егорова А.А., Тебекин А.В., Тебекин П.А. Технологические трансформации XXI века как индуцирующий вектор перехода к новому качеству производства. // Теоретическая экономика. − 2021. − № 1 (73). − С. 42-53.

11. Егорова А.А., Тебекин А.В., Тебекин П.А. Формирование школы управления человеческим капиталом как новый этап в развитии современного менеджмента. // Транспортное дело России. − 2021. − № 1. − С. 87-93.

12. Жук И.Н. Трансформация функций государства в условиях глобализации / И. Н. Жук // Вестник Белорусского государственного экономического университета. − 2006. − N 1. − С. 23-29.

13. Захарченко А. Россиянам обнулили частную собственность на жилье. https://svpressa.ru/realty/article/286001/

14. Индекс глобальной конкурентоспособности. https://gtmarket.ru/countries/russia

15. Кабмин утвердил запрет на госзакупки импортных интегральных микросхем и ноутбуков. https://tass.ru/ekonomika/12265601?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

16. Канавцев М.В., Попова А.Л. Трансформация экономических функций государства в условиях структурных изменений экономики. // Международный научный журнал «Инновационная наука». − №7. – 2015. − С. 114-115.

17. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml

18. Любашевский В.Б. Экономическая трансформация: содержание, факторы изменения роли и функции государства в процессе преобразования экономической системы // Вестник НГУ. Cерия: Cоциально-экономические науки. – 2005. – Т. 5. − №1. − С. 59-70.

19. Маркс, К. К критике политической экономии // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. - 2-е изд. -Т. 13. − Москва: Госполитиздат, 1959.

20. Митропольская-Родионова Н.В., Тебекин А.В., Петров В.С., Хорева А.В. Тренды трансформации менеджмента в посткоронавирусный период развития экономики. // Транспортное дело России. − 2020. − № 4. − С. 77-87.

21. Павленко Ю.Г. Институты государства и общества в формировании новой экономики. // Генезис ноономики: НТП, диффузия собственности, социализация общества, солидаризм. Том 2 / Сборник пленарных докладов Объединенного международного конгресса СПЭК-ПНО-2020 / Под общ. ред. С.Д. Бодрунова. − Москва: ИНИР, 2021. − 608 с., с.72-80.

22. Петров В.С., Тебекин А.В. Возможности цифровой трансформации для повышения эффективности управления денежными расчетами в России. // Журнал экономических исследований. − 2021. − Т. 7. − № 2. − С. 48-53.

23. Почему службы занятости плохо помогают найти работу. https://www.vedomosti.ru/management/articles/2020/09/02/838498-sluzhbi-zanyatosti

24. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/

25. Рейтинг крупнейших компаний России 2020. https://tyulyagin.ru/ratings/rejting-krupnejshix-kompanij-rossii.html

26. Россия уже в этом году станет пятой экономикой мира, поэтому эта задача не вошла в цели до 2030 года – Орешкин. https://ru.investing.com/news/economy/article-1995586

27. Росстат сообщил о рекордном сокращении пенсионеров в России: минус 5 тысяч стариков в день. https://argumenti.ru/society/2021/08/735064

28. Сабирова Л.Л. Реализация идей верховенства закона в современной России. // Вестник экономики, права и социологии. − 2016. − №1. − С. 163-165.

29. Серяков Г.Н., Тебекин А.В. Оценка характера дифференциации и преемственности этапов и фаз технологических укладов. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. − 2018. − № 3. − С. 8-17.

30. Серяков Г.Н., Тебекин А.В. Теоретико-методические основы исследования технологических укладов экономики. Москва, 2017.

31. Тебекин А.В. Институциональные факторы распространения серой теневой экономики в России. // Теоретическая экономика. − 2021. − № 4 (76). − С. 49-65.

32. Тебекин А.В. Проблемы развития знаниеемкого производства в России и потенциальные пути их решения. В сборнике: Производство, наука и образование в эпоху трансформаций: Россия в [де]глобализирующемся мире (ПНО-VI). Сборник материалов VI Международного конгресса. Под общей редакцией С.Д. Бодрунова. − 2020. − С. 273-281.

33. Тебекин А.В. Прогноз развития российской экономики на период до 2030-го года. // Транспортное дело России. − 2020. − № 6. − С. 45-50.

34. Тебекин А.В. Теория фирм: эволюция и современные проблемы развития. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. − 2020. − № 4 (52). − С. 218-244.

35. Тебекин А.В. Уроки косыгинских реформ: научные подходы к управлению инновационным развитием экономики. // Инновации. − 2017. − № 3 (221). − С. 11-17.

36. Теневая экономика в России. http://fincan.ru/articles/94_tenevaja-ekonomika-v-rossii/

37. Указ Президента России от 21 июля 2020 г. № 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года”. http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726

38. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038

39. Федеральный Закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» от 30.12.2020 №494-ФЗ. Consultant.ru

40. Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий". pravo.gov.ru

41. Федеральный закон от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции. https://rg.ru/2006/03/21/konvencia-korrupcia-dok.html

42. Фонд национального благосостояния. Статистика. https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/nationalwealthfund/statistics/

43. Число зарегистрированных самозанятых в России превысило 2,7 миллиона. https://ria.ru/20210818/samozanyatye-1746195937.html

Войти или Создать
* Забыли пароль?