Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (кафедра социокультурного проектирования и развития территорий, профессор)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Россия
Обоснована целесообразность внедрения в разработку и реализацию программ развития технологии реинжиниринга бизнес-процессов «Реализация процессов должна иметь множество вариантов» как инструмента обеспечения эффективности развития национальной экономики в современных условиях. Показан существенный разрыв между прогнозными сценариями возможных вариантов социально-экономического развития и уровнем практического воплощения бизнес-процессов, как правило, не имеющим не просто множества вариантов реализации, но даже одного второго (запасного) варианта реализации (варианта В). Установлено, что неиспользование технологии реинжиниринга бизнес-процессов «Реализация процессов должна иметь множество вариантов» во многих случаях приводит к неэффективному развитию национальной экономики. Предложена матричная модель реализации технологии реинжиниринга бизнес-процессов «реализация процессов должна иметь множество вариантов», и обоснованы требования к ней в интересах обеспечения эффективности развития национальной экономики.
необходимость внедрения, практика разработки и реализации, программы развития, технологии реинжиниринга, бизнес-процессы, множество вариантов
Введение
Растянувшаяся на десятилетия стагнация российской экономики [2], хотя и может еще некоторое время оправдываться текущим глобальным экономическим кризисом отнюдь не ковидной природы [9], по мнению экспертов, в ближайшее десятилетие не сулит серьезных положительных изменений [4, 5, 25].
Многие эксперты в открытую признают, что нынешняя модель отечественной экономики себя изжила.
Так, например, председатель Счетной палаты Российской Федерации А. Кудрин, являвшийся в 2007−2011 гг. заместителем председателя правительства РФ, в начале августа 2021 г. заявил, что «мы эксплуатируем старую модель экономики, которая себя уже изжила и не даст нужного результата» [13]. Характеризуя национальную экономику в целом, А. Кудрин заметил, что «она не создает каких-то прорывных качеств, новых товаров» [13].
В этих условиях представляет интерес рассмотрение концептуальных подходов, способных радикально изменить национальную экономику, разумеется, в лучшую сторону.
Одним из таких концептуальных подходов является реинжиниринг бизнес-процессов как радикальное переосмысление подходов к экономической деятельности, основные составляющие которого приведены на рис. 1 [15].
Цель исследований
Целью представленных исследований является анализ возможностей и перспектив применения для радикального повышения эффективности развития национальной экономики технологии реинжиниринга бизнес-процессов «Реализация процессов должна иметь множество вариантов».
Методическая база исследований
Методическую базу исследований составили научные работы, посвященные анализу технологий реинжиниринга бизнес-процессов таких авторов, как Абдикеев Н.М., Данько Т.П. [22], Блинов А.О., Рудакова О.С., Захаров В.Я., Захаров И.В. [3], Медынский В.Г., Ильдеменов С.В. [14], Оголева Л.Н., Чернецова Е.В., Радиковский В.М. [19], Хаммер М., Чампи Дж. [28] и др.
Методическую базу исследований также составили авторские наработки по теме [18].
Анализ возможностей и перспектив применения для радикального повышения эффективности развития национальной экономики технологии реинжиниринга бизнес-процессов «Реализация процессов должна иметь множество вариантов» является логическим продолжением авторских исследований таких технологий реинжиниринга бизнес-процессов, как:
− целесообразное объединение нескольких работ в одну [16];
− решения должны принимать работники [17];
− этапы бизнес-процесса целесообразно выполнять в естественном порядке [15].
Основное содержание исследований
Проведенные исследования существующих подходов к осуществлению масштабных проектов и программ развития национальной экономики демонстрируют известную диспропорцию в прогнозах и планах их реализации (рис. 2) [27].
Практика реализации стратегических программ социально-экономического развития Российской Федерации, в частности Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [21] («Стратегии-2020»), наглядно демонстрирует, что, если документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования (см. блок 3, рис. 2), предполагают сценарный подход (анализ вариантов прогноза социально-экономического развития с учетом вероятных изменений внешних и внутренних условий развития (ст. 24 ФЗ N 172 от 28.06.2014) [27], то на этапе практического воплощения стратегических планов и программ развития (см. блок 4, рис. 2) вариативность процессов их реализации, к сожалению, не предусматривается.
В результате программы развития, по сути, проваливаются [6-8, 10-12, 23]. Не случайно об итогах «Стратегии-2020» так никто и не отчитался. Конечно, отсутствие сценарного подхода не только к планированию, но и к реализации программ социально-экономического развития, является далеко не единственной, но все же важной проблемой их выполнения.
С учетом разрабатываемой правительством (но так и не представленной до настоящего времени в окончательном виде) стратегии социально-экономического развития на период до 2030 г. [20] во исполнение Указа президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [26] возникает объективная необходимость в устранении существующих системных ошибок.
При этом речь идет не только о качестве прогнозов (к которым тоже есть претензии, поскольку в них практически не учитываются циклические закономерности экономического развития как это сделано, например, в работе [25]), но и о понимании того, что ошибки прогноза в долгосрочной и даже среднесрочной перспективе (по аналогии с прогнозами гидрометцентров) могут быть столь велики, что на каждом этапе реализации долгосрочных и среднесрочных программ развития необходимо предусматривать несколько вариантов их реализации.
Собственно говоря, об этом и гласит технология реинжиниринга бизнес-процессов «Реализация процессов должна иметь множество вариантов» (рис. 1), рассматриваемая нами как важный инструмент обеспечения эффективности развития национальной экономики.
Для демонстрации порядка применения технология реинжиниринга бизнес-процессов «Реализация процессов должна иметь множество вариантов» представим фрагмент матрицы реализации программы развития (табл. 1).
Таблица 1
Фрагмент матрицы реализации программы развития
|
Этапы реализации |
Ожидаемый результат |
||
Варианты реализации |
ai-1,j+1 |
ai,j+1 |
ai+1,j+1 |
∑E(ai,j)i |
ai-1,j |
ai,j |
ai+1,j |
||
ai-,j-1 |
ai,j-1 |
ai+1,j-1 |
Обозначения: ai,j – характеристики j-го варианта технологии реализации программы на i-ом этапе; ∑E(ai,j) – суммарный социально-экономический эффект от реализации всех завершенных этапов программы по выбранным вариантам реализации.
При рассмотрении фрагмента матрицы реализации программы развития (табл. 1) мы исходим из того, что, в отличие, например, от плана реализации инновационного проекта, где достижение положительного итогового результата неочевидно [24] и, как следствие, решение о его продолжении на каждом этапе обсуждается отдельно, подобно тому, как это делается в модели «Ворота» (стадий и шлюзов) Р. Купера (рис. 3) [1], национальные программы, например, социально-экономического развития обязательны к исполнению.
Это означает, что на i-ом этапе реализации программы (см. табл. 1) не обязательно наиболее эффективной с точки зрения реализации будет j-ый вариант технологии. Им может являться и j+1-ый вариант технологии, и j-1-ый вариант технологии и т.д., из которых следует выбрать вариант с наилучшим результатом:
(1),
где , .
Аналогичным образом выбирается наилучший из вариантов технологий на каждом i-ом этапе программы развития, чтобы в итоге получить результат:
(2).
При этом необходимо учитывать следующие особенности реализации программ развития при использовании технологии реинжиниринга бизнес-процессов «Реализация процессов должна иметь множество вариантов».
Во-первых, на любом i-ом этапе возможна реализация одновременно нескольких j-ых технологий, удовлетворяющая условию:
(3),
где − доля использования j-ой технологии на i-ом этапе реализации программы развития.
Во-вторых, переход на i-ом этапе реализации программы развития на новую технологию (например, j+1) относительно первоначально запланированной (j) является сигналом к пересмотру состава технологий реализации, запланированных к использованию на этапе i+1.
В-третьих, при неудовлетворительной реализации i-ого этапа программы развития не исключен вариант возврата к этапу i-1, в том числе, чтобы изменить технологию реализации с j-ой на j+1-ую (j-1-ую и т.д.).
В целом, вероятности перехода в смежные ячейки матрицы реализации программы развития (см. табл. 1) изначально следует рассматривать как не нулевые:
(4).
Обсуждение результатов и выводы
Проведенные исследования существующих подходов к осуществлению масштабных проектов и программ развития национальной экономики показали, что существует диспропорция в прогнозах и планах их реализации.
Если документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках прогнозирования в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (N 172-ФЗ от 28.06.2014) предполагают сценарный подход (анализ вариантов прогноза социально-экономического развития с учетом вероятных изменений внешних и внутренних условий развития, то на этапе практического воплощения стратегических планов и программ развития вариативность процессов их реализации, к сожалению, не предусматривается.
Вместе с тем ошибки прогноза в долгосрочной и даже среднесрочной перспективе могут быть столь велики, что на каждом этапе реализации долгосрочных и среднесрочных программ развития необходимо предусматривать несколько вариантов их реализации.
В этой связи в практику разработки и реализации программ социально-экономического развития целесообразно внедрить технологию реинжиниринга бизнес-процессов «Реализация процессов должна иметь множество вариантов», рассматриваемую нами как важный инструмент обеспечения эффективности развития национальной экономики.
Продемонстрирован порядок применения технология реинжиниринга бизнес-процессов «Реализация процессов должна иметь множество вариантов», нацеленный на максимизацию суммарного социально-экономического эффекта от реализации всех завершенных этапов программы по выбранным вариантам реализации.
Выделены следующие ключевые особенности реализации программ развития при использовании технологии реинжиниринга бизнес-процессов «Реализация процессов должна иметь множество вариантов»:
− на любом i-ом этапе возможна реализация одновременно нескольких j-ых технологий;
− переход на i-ом этапе реализации программы развития на новую технологию относительно первоначально запланированной является сигналом к пересмотру состава технологий реализации, запланированных к использованию на этапе i+1;
− при неудовлетворительной реализации i-ого этапа программы развития не исключен вариант возврата к этапу i-1, в том числе, чтобы изменить технологию реализации с j-ой на j+1-ую (j-1-ую и т.д.).
Представляется, что внедрение технологии реинжиниринга бизнес-процессов «Реализация процессов должна иметь множество вариантов» позволит исключить одну из системных ошибок, допущенную при реализации «Стратегии-2020» при формировании и воплощении в жизнь стратегии социально-экономического развития на период до 2030 г. − «Стратегии-2030».
1. Cooper R.G. Winning at new products. Accelerating the process from idea to launch. – Cambridge (MA): Perseus Publishing, 2001.
2. Базанова Е. Почему за 20 лет Россия так и не перешла от стагнации к развитию. Российская экономика 1999-2019. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА». https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/10/08/813068-20-let-stagnatsii
3. Блинов А.О., Рудакова О.С., Захаров В.Я., Захаров И.В. Реинжиниринг бизнес-процессов. – Москва: Юнити-Дана, 2010. − 344 c.
4. Бузгалин А. Стагнация России: "Ощущение трясины не отпускает". Возможна ли социальная справедливость при современном госкапитализме. https://www.mk.ru/economics/2021/01/25/stagnaciya-rossii-oshhushhenie-tryasiny-ne-otpuskaet.html
5. ВШЭ: Россию ждут 15 лет безнадежной стагнации. https://newizv.ru/news/economy/19-04-2021/vshe-rossiyu-zhdut-15-let-beznadezhnoy-stagnatsii
6. Гальчева А. Концепция развития России до 2020 года оказалась невыполнимой. Почему разошлись траектории национальных целей 2008 года и фактического развития страны. https://www.rbc.ru/economics/02/11/2019/5db946fb9a794742bc0d5b6
7. Грозовский Б. Будущее «на заказ». Стратегия-2020 так и осталась красивой бумажкой. Однако власти выжали из нее все, что хотели. https://novayagazeta.ru/articles/2020/01/21/83546-buduschee-na-zakaz
8. Доклад: Стратегия–2020 реализована в России примерно на треть. https://ria.ru/20161227/1484673090.html
9. Егорова А.А., Тебекин А.В., Тебекин П.А. Выбор подхода к формированию стратегии, обеспечивающей выход из глобального социально-экономического кризиса 2020 года. // Теоретическая экономика. − 2020. − № 5 (65). − С. 44-67.
10. Зимний А. День сурка: "Стратегия-2020" успешно провалена — очередь за нацпроектами? https://www.nakanune.ru/articles/116644/
11. Комаров О. Что получилось со «стратегией-2020»? https://partyadela.ru/blogs/oleg-komarov/12492
12. Комолов О. Итоги «Стратегии 2008 - 2020». https://aftershock.news/?q=node/808735&full
13. Кудрин заявил об изжившей себя модели экономики в России. https://www.rbc.ru/economics/02/08/2021/61070b8d9a79473e03d8f54a
14. Медынский В.Г. Реинжиниринг инновационного предпринимательства: Учеб. пособие для студентов вузов / В. Г. Медынский, С. В. Ильдеменов. − Москва: ЮНИТИ, 1999. − 413 с.
15. Митропольская-Родионова Н.В., Тебекин А.В., Хорева А.В. Анализ технологии реинжиниринга бизнес-процессов "этапы процесса целесообразно выполнять в естественном порядке" как инструмента обеспечения эффективности социально-экономического развития Российской Федерации. // Журнал экономических исследований. − 2021. − Т. 7. − № 3. − С. 64-72.
16. Митропольская-Родионова Н.В., Тебекин А.В., Хорева А.В. Анализ технологии реинжиниринга бизнес-процессов "целесообразное объединение нескольких работ в одну" как инструмента вывода из кризиса национальной экономики. // Журнал исследований по управлению. − 2021. − Т. 7. − № 3. − С. 38-55.
17. Митропольская-Родионова Н.В., Тебекин А.В., Хорева А.В. Анализ технологии реинжиниринга бизнес-процессов «решения должны принимать работники» как инструмента вывода из кризиса национальной экономики. // Транспортное дело России. 2021. − №3.
18. Митропольская-Родионова Н.В., Тебекин А.В., Хорева А.В. Сценарий стратегического инновационного развития экономики России на основе реинжинирингового подхода. В сборнике: Финансово-экономическое и информационное обеспечение инновационного развития региона. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Отв. редактор А.В. Олифиров. Симферополь. − 2021. − С. 75-80.
19. Оголева Л.Н. Реинжиниринг производства: учеб. пособие для студентов вузов / Л.Н. Оголева, Е.В. Чернецова, В.М. Радиковский. − Москва: Кнорус, 2005. – 303 с.
20. Правительство готовит новую стратегию социально-экономического развития. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/02/02/856382-pravitelstvo-gotovit-novuyu-strategiyu-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya
21. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/
22. Реинжиниринг бизнес-процессов: полн. курс МВА: учебник / Н. М. Абдикеев [и др.]; под ред. Н. М. Абдикеева и Т. П. Данько. − Москва: Эксмо, 2005. – 591 с.
23. Тебекин А.В. Взгляд "назад" как фундамент стратегического развития управляемых социально-экономических систем. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. − 2021. − № 2 (54). − С. 123−137.
24. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. Учебник для бакалавров / Москва. − 2020. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (2-е изд., пер. и доп.).
25. Тебекин А.В. Прогноз развития российской экономики на период до 2030-го года. // Транспортное дело России. − 2020. − № 6. − С. 45-50.
26. Указ Президента России от 21 июля 2020 г. № 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года”. http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
27. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О стратегическом планировании в Российской Федерации". http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/fe7140d7cfc6c641ae322fe648d99702d8b2a8f1/
28. Хаммер М. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе: перевод с английского / Майкл Хаммер, Джеймс Чампи; [пер. Ю. Корнилович]. - [3-е изд.]. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2010. − 274 с.