ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ ИНЖЕНЕРОВ НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается проблема формирования профессиональной надежности и эффективности деятельности. Указываются предпосылки для разработки оснований к исследованию данной психологической категории на примере инженерных специальностей. Особое внимание уделяется закладке структуры профессионально важных качеств и профессиональных компетенций (знания, умения, навыки) на стадии профессионального обучения в высшем учебном заведении. Перечисляются ряд трудовых областей, для работников которых выделенная характеристика особо значима. Предпринимается попытка уточнить критерии профессиональной надежности сотрудника организации в изысканиях отечественных ученых. Установлено, что наиболее часто упоминаются психофизиологические, индивидуально-психологические, личностные и морально-нравственные параметры. Приводятся методы, наиболее часто используемые авторами при раскрытии механизмов надежности деятельности в рамках психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Отмечается, что первичные наработки проводились на профессиональных деятельностях, связанных с эксплуатацией сложных технических средств и систем (инженерное дело). Упоминаются традиционные виды инженерной деятельности и современные тенденции динамики инженерных профессий. На основе теоретического анализа и профессиографического метода выводятся универсальные психологические показатели надежности для инженеров разной профессиональной направленности. На базе центра психологической поддержки Тверского государственного технического университета проводится подбор психодиагностического инструментария и обследуется соответствующий студенческий контингент (обучающиеся на технических направлениях). Описываются результаты исследования, формируются выводы и составляется общее заключение.

Ключевые слова:
профессиональная деятельность, инженер, инженерное дело, профессиональная надежность, профессионально важные качества, профессиональные функции
Текст

Введение. Подготовка специалистов в стенах высшего учебного заведения является важной основой для формирования профессиональных компетенций. Как правило, их базис составляет объем необходимых специализированных знаний и навыков, которые должны обеспечить быстрое вхождение в производственный процесс и эффективную реализацию трудовых функций. Немаловажную роль для достижения необходимого уровня компетентности играют психологические ресурсы [16]. Оригинальность психического склада представителя определенной профессии прослеживается уже на этапе подготовки к обучению посредством освоения учебных дисциплин, а затем и соответствующей предметной области, общей направленности на изучаемое дело. Указанное своеобразие проявляется в особенностях когнитивной сферы, способах реагирования на рабочие ситуации, мотивационной структуры, паттерне индивидуальных и психологических характеристик, личностных показателей [3]. Установление полного или частичного соответствия возможно при сравнении наличествующих психологических и других критериев (требований) с представленными данными профессиограммы (психограммы) профессии (Митрохина Н.А., Цыцулина А.А., Шибанова Д.А., Шкунова А.А.). Ориентация на информацию, изложенную в данном документе позволяет разработать эталонные модели профессионально важных качеств, обязательных для исполнения должностных функций на заданном и надежном уровне [5].

Особое значение указанная тенденция имеет для ряда профессий, имеющих прямое отношение к экстремальным условиям или профессиональным деятельностям с высокой социальной значимостью (Духновский С.В., Осипова А.С., Пиканина Ю.М.). В первом случае речь идет о деятельностях с максимальной сложностью реализации (летчики, пожарные-спасатели, военнослужащие) [8], а во втором о видах, связанных с социально-экономическими условиями, экономическим ростом (педагоги, медики, инженеры и др.) [9]. В нашем исследовании уделяется внимание инженерному делу, как одному из самых традиционных видов труда с глубокими историческими корнями, но как многие другие виды претерпевающему трансформации в ходе научно-технического прогресса.

Получение специальности инженер остается престижным у молодого поколения. Примерами особой популярности инженерных профессий могут служить сфера IT-технологий, достижения химической науки (нанотехнологии), усовершенствование военно-технического комплекса. Подготовка технически подкованных молодых специалистов в рамках современных образовательных веяний является приоритетной задачей российской науки, образования, промышленного комплекса так как решает одну из проблем дефицита кадров, детерминированную их старением. Интерес к индивидуально-психологическим основам будущих инженеров, способствующих эффективности и надежности профессиональной деятельности обусловлен также тем, что даже в относительно стандартных видах инженерного дела (строительство, транспорт, добыча ресурсов, агропромышленность) прослеживаются изменения в содержании труда на уровне усложнения средств, особенностей исполнения и др.

Еще одной закономерностью, вносящей коррективы в представления о классических типах инженерной деятельности, является то, что результативность многих из них зависит от способности синтезировать несколько ее видов для решения поставленных перед инженером задач. Так, современный инженер осуществляет свои управленческие функции непосредственно в процессе технического и технологического управления трудом в производстве, т.е. речь идет об инженерах, работающих на заводах, больших предприятиях. Современная инженерная деятельность наполнена необходимостью решать задачи экономического, организационного и общественного порядка в ситуации интенсивного роста как масштаба производства, так и усложнения заказов. Общая эффективность в реализации трудовых функций инженера при такой многоплановости и ответственности за коллективный результат зависит от способности применять классические формы инженерной деятельности комплексно.

Это обстоятельство доказывает, что внимание к динамике психологических детерминант профессиональной надежности становится одной из самых актуальных в рамках психологии труда, инженерной психологии и когнитивной эргономики, а ее изучение на всех этапах профессионализации с целью определения универсальных критериев остается важной задачей [15].

Теоретическая основа. Отечественными учеными предлагается следующее определение профессиональной надежности: «представляет собой систему – сложное многомерное явление – процесс, определяющий периоды и процедуры ее формирования, развития и функционирования, может быть назван системогенезом» [7, с. 108]. Отмечается привязка формирования ведущих составляющих профессиональной надежности к периодам профессионального развития. Указывается, что трансформация структуры и значения профессиональной надежности важна для прогресса профессиональной деятельности работника и развития его субъектности (Осадчук О.Л.). При переходе от стадии к стадии профессионального становления субъект труда приобретает профессиональные характеристики, определяющиеся особенностями содержания деятельности, что становится основой деятельностной надежности [6].

Следующим автором делается акцент на необходимости сформировать общее представление о трудовой деятельности и на тех требованиях, которые она задает к личности работника для организации эффективной работы. Достижение поставленного ориентира возможно при опоре на профессиографический подход и процедуру экспертного оценивания. Профессиональная надежность представляется в качестве системного профессионального качества, которое постоянно развивается и обеспечивает сохранение нормативно заданных параметров профессиональной деятельности в разных обстоятельствах и условиях (Федотов С.Н.). Ученым предлагается понятие психологической оценки профессиональной надежности: «логический вывод о развитии надежности профессионала в условиях восхождения к вершине мастерства на всем протяжении его служебной деятельности» [14, с. 41-42].

Ряд исследователей подчеркивают важность отдельных параметров профессиональной надежности применительно к профессиям с особыми условиями деятельности [4, с 109-110]. Так, например, на передний план выносятся индивидуально-психологические и морально-нравственные особенности личности сотрудника, а также методам предварительной психофизиологической диагностики (полиграф) для исключения наличия дефектов мировоззрения, возможности проявления порочащих поступков у обучающихся и гаранта будущей надежности и компетентности на службе (Мазеина О.Н.).

Определение сущностных характеристик надежности посредством выделения показателей качества исполнения профессиональной деятельности предпринимается на примере специалистов железнодорожного транспорта. Такими объективными критериями являются факторы, обеспечивающие безопасность производства (сохранение стабильности и безотказности систем обеспечения движения, отсутствие сбоев в движении составов, здоровье и безопасность сотрудников). На психологическом уровне отмечается значимость успешной и быстрой адаптации молодых сотрудников к условиям профессиональной деятельности [1].

Следует отметить, что первые разработки проблемы надежности труда связаны с инженерной деятельностью в типах профессий «человек-техника», «человек-оператор» (Благинин А.А.). В локус внимания попадали летчики, операторы сложных технических систем, а детерминантами надежности труда становились психофизиологические параметры, способствующие действовать на безопасном и безошибочном уровнях при максимальных возможных и стабильных нагрузках [2]. Из всех известных видов инженерного дела (эксплуатация, проектирование, планирование, изобретательство, конструирование, исследовательская) большее внимание в данном случае было уделено специалистам, эксплуатирующим технику.

Во всех приведенных случаях исследователи отмечают, что путь к требуемому уровню профессиональной надежности достигается через последовательное наращивание и преломление психологических детерминант профессиональной деятельности (психофизиологические, индивидуально-психологические, личностные, морально-нравственные, адаптации, саморегуляция и др.) [10]. Именно ее специфические условия порождают типичные запросы к разработке программ подготовки кадров [13]. Это уникальное свойство личности профессионала формируется постепенно с момента поступления в соответствующее учебное заведение и на всех этапах профессионализации. Профессиональная подготовка к трудовой деятельности важна для формирования особой структуры профессионально важных качеств, а допущенные просчеты в этом процессе могут привести к частичному или полному несоответствию человека труду и   формальным признакам надежности.

В ходе анализа данных содержащихся в многочисленных психограммах инженерных профессий (наиболее известных) нами было выделено три блока профессионально значимых качества часто упоминающийся (табл. 1).

Таблица 1

Структура профессионально-значимых качеств инженеров разной направленности

 

Инженерные профессии

Блок «Когнитивных качеств»

Блок «Организаторских качеств»

Блок «Индивидуально-психологических качеств»

Инженер строитель;

Инженер системотехник;

Инженер химик;

Инженер конструктор;

Инженер программист

 

Логическое мышление;

Сообразительность;

Креативность;

Рациональность;

Символическое мышление

Коммуникативность;

Общительность;

Деловая активность;

Ответственность;

Открытость новому опыту;

Организованность

 

 

Эмоциональная стабильность;

Эмоциональная устойчивость;

Работоспособность;

Стрессоустойчивость;

Волевая саморегуляция

 

 

Полученные данные стали основой для разработки программы психодиагностического исследования студенческого контингента, обучающегося на технических направлениях.

База исследования: Соответствие уровня развития психологических качеств будущих специалистов в области инженерных технологий показателям, обеспечивающим надежное и эффективное исполнение профессиональной деятельности, проводилось на базе Тверского государственного технического университета.

Обследуемый контингент: В исследовании приняли участие студенты 2 курса трех факультетов (химико-технологический, строительный, информационные технологии) в количестве  223 человека, возраст 18,8 (±0,6).

Психодиагностический инструментарий:

1. Методика диагностики Коммуникативной социальной компетентности (КСК). Шкалы методики позволяют оценить степень выраженности личностных характеристик, отражающих способность студенческого контингента выстраивать успешные каналы коммуникации в учебном, а в дальнейшем и в производственном процессе (открытость в общении, сообразительность, эмоциональная зрелость, жизнерадостность, независимая оценка, самоконтроль).

2. Методика диагностики типов мышления в обработке Г.В. Резапкиной. Применение выбранного диагностического инструментария позволит выявить специфику мыслительной деятельности, способы обработки, поступающей из вне информации, а также креативности мышления.

3. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (105 вопросов), который включает 16 индивидуально-психологических критериев, дающих многогранную информацию об особенностях личности. Широко используется для изучения профессионально важных качеств в многочисленных научных исследованиях.

4. Опросник структурных характеристик темперамента В.М. Русалова, разработанный для определения закономерностей в биологически обусловленных формах поведения относительно стабильных и независимых от различных ситуаций.

5. Диагностика личностных факторов в принятии решения ЛФР-25 Т.В. Корниловой. Позволяет определить психологические механизмы принятия решений в кризисных и нестандартных ситуациях (шкалы: рациональность и готовность к риску).

Статистико-математическая обработка данных проводилась в программе SPSS-17 (дескриптивная статистика, непараметрический анализ Краскела-Уоллеса).

Результаты исследования: На начальном этапе исследование нами были изучены данные о проявлении типов мышления. Так по общей выборке наибольшую выраженность среди всех видов мышления демонстрирует наглядно-образное 5,8 баллов, далее следует предметно-действенное 5,7 баллов, словесно-логическое 4,2 балла и абстрактно-символическое 3,2 балла. Уровень креативности соответствует 5,2 баллов. При решении поставленных задач студенты опираются на представления о предметах, оперировании образами. В результате получается сочетать непривычные образы деталей и их свойства, что немаловажно для будущего инженера как творца и созидателя инновационных подходов, технологий. Отмечается творческая направленность мышления так как уровень креативности приближается к высоким значения (максимальный 8 баллов).

Наиболее значимые различия в выраженности типов мышления были установлены по словесно-логическому мышлению (Хи-квадрат 11,708; р=,003) и креативности (Хи-квадрат 8,814; р=,012). Разница по факультетам выглядит следующим образом: яркое проявление качества выявлено у обучающихся факультета информационных технологий средний ранг=124,6); затем химический факультет (средний ранг =112,1); строительный факультет (средний ранг=104,7). Примечательно, что логическое мышление во всех профессиограммах выносится на передний план и рассматривается как особо значимое.

Диагностика отношения к нестандартным ситуациям, а также тенденций действовать определенным образом в рисковых ситуациях позволило установить следующее: в целом у всего студенческого контингента доминирует рациональность 5,8 баллов, а затем 3,3 баллов готовность к риску. При максимально возможных 12 баллах первое и второе качества соответствуют средней статистической норме. В деятельности испытуемые предпочитаются опираться на разумные, осмысленные и взвешенные решения не исключая готовность действовать непривычно, нестандартно для достижения высоких результатов.

Как показали дальнейшие исследования, по всем параметрам есть различия в степени выраженности: рациональность Хи-квадрат 20,026 при р=,000; готовность к риску Хи-квадрат 14,693 при р=,001. По факультетам она выглядит следующим образом (табл. 2):

Таблица 2

Показатели средних рангов личностных факторов принятия решений

Факультеты

Рациональность

Готовность к риску

Строительный

98,02

96,03

Химический

105,70

133,32

Информационный

146,32

107,88

 

Как видно, студенты инженерных специальностей, связанных с информационными технологиями более рациональны, а будущие инженеры-химики на этапе профессионального обучения предпочитают идти на риск при необходимости и мыслят более нестандартно. Будущие инженеры строители проявляют умеренность по всем исследуемым шкалам.

Диагностика структуры независимых компонентов психической активности для уточнения форм поведения регулируемых биологическими основами (эмоциональный блок, эргичность, темп, пластичность) раскрывалась посредством восьми параметров. Эргичность или выносливость вскрывает степень напряженности в процессе общения (6,5 баллов) и в деятельности (5,5 баллов). Выявленные значения соответствуют среднему уровню выраженности параметра. Пластичность как основа легкости в процессе переключения с одного вида деятельности на другую и при взаимодействии с другими людьми соответствует следующим данным: пластичность в работе (6,6 баллов), пластичность в общении (5,3 балла) – средний уровень. Эмоциональность как фундаментальный параметр чувствительности к действительности в сравнении с желаемым или пороги ранимости: в общении (6,0 баллов), в деятельности (6,2 баллов). Последний компонент – скорость (темп) протекания процессов общей психической активности: скорость в общении (6,8 баллов), скорость в работе (6,6 баллов). В целом результаты соответствуют сангвинистическому типу темпераменту. Различия выявлены только в уровне выраженности пластичности в общении Хи квадрат 6,941 при р=,031. На примере факультетов это выглядит следующим образом: информационные технологии (средний ранг 115,1); химический факультет (средний ранг 110,68); строительный факультет (средний ранг 111,27).

Результаты диагностики индивидуально-психологических факторов личности студентов позволили построить личностный профиль (рис. 1). Наглядная демонстрация полученных результатов показала, что среди 16-ти факторов не один параметр не имеет яркой выраженности. Большинство качеств находятся в зоне средней статистической нормы выраженности качества.

 

Рис. 1. Личностный профиль студентов технического профиля

 

Интересные результаты по факторам со сниженными показателями (эмоциональная стабильность, доминантность, сдержанность-экспрессивность, практичность, прямолинейность, расслабленность). Большинство из приведенных шкал характеризуют деловую активность респондентов и свидетельствуют об отсутствии опыта в этой сфере. Различия в выраженности качеств присутствуют по всем факторам: А (замкнутость-общительность) – Хи квадрат 11,663 при р=,003; В (интеллект, сообразительность) - Хи квадрат 7,42 при р=,024, С (эмоциональная устойчивость) - Хи квадрат 108,8 при р=,000; Е (подчиненность-доминантность) - Хи квадрат 107,4 при р=,000, F (сдержанность-экспрессивность)  - Хи квадрат 100,158 при р=,000, G (низкая и высокая нормативность поведения) - Хи квадрат 70,775 при р=,000, Н (робость-смелость) - Хи квадрат 31,727 при р=,000, I (жесткость-чувствительность) - Хи квадрат 6,759 при р=,034, М (практичность-мечтательность) - Хи квадрат 64,456 при р=,000, N (практичность-мечтательность) - Хи квадрат 95,975 при р=,000, О (спокойствие-тревожность) - Хи квадрат 29,090 при р=,000, Q1 (консерватизм-радикализм) - Хи квадрат 27,457 при р=,000, Q2 (конформизм-нонконформизм) - Хи квадрат 53,661 при р=,000, Q3 (высокий-низкий самоконтроль) - Хи квадрат 50,374 при р=,000, Q4 (расслабленность-напряженность) - Хи квадрат 37,387 при р=,000.

Нами были также проанализированы результаты диагностики личностных характеристик, оказывающих влияние на общение с разной категорией людей, а также построен профиль (рис. 2).  Как видно, наибольшую выраженность демонстрируют два качества: НК самоконтроль, ОК – интеллект (сообразительность), АК открытость, ДК жизнерадостность, КК чуткость, МК – независимость, СК – эмоциональная устойчивость.

 

Рис. 2. Коммуникативный потенциал студентов технических специальностей

 

Общая тенденция – это средний уровень выраженности всех параметров, что свидетельствует о постепенной динамике.

Выводы. Психологическим потенциалом профессиональной надежности инженерных кадров выступает набор профессионально значимых качеств, сформированный в три блока (когнитивный, организаторский, индивидуально-психологический). Большая часть представленных в блоках качеств тесно связаны с интеллектуальной сферой, которая отражает специфичность мыслительной активности. Приоритетным типом мышления является логическое и наглядно-образное, что обусловлено главной задачей инженерной деятельности находить оригинальные решения, а также способы их воплощения в жизнь. В условиях профессионального обучения большая часть контингента обладает необходимыми особенностями мышления, в т.ч. и сообразительностью (средний уровень выраженности критерия). При этом определенная направленность (специализация) инженерного дела накладывает свой особенный отпечаток, обусловленный характером предметной среды будущей профессиональной деятельности (цифры, техника, химия, чертежи и др.).

На начальном этапе обучения паттерн индивидуально-психологических характеристик больше всего представлен коммуникативными качествами с акцентом на самоконтроль в деятельности и общении. Особо доминирующих факторов во всей палитре не выявлено, однако существуют различия по всем шкалам на уровне обучающихся разных технологических факультетах. Результаты могут послужить платформой для уточнения своеобразия психологического потенциала. Очевидно, что для установления нюансов, связанных с профилизацией инженерной специальности необходимо брать во внимание первый, третий и четвертый курсы.

Согласно полученным данным, все параметры, касающиеся организаторских качеств и психической активности хорошо развиты, но, как и первых блоках, яркой выраженности выявлено не было. Студенты обладают такими способностями, как практичность, рациональность, чувство меры, тактичность, настойчивость в достижении поставленных целей. В деятельности это может проявляться в адекватной оценке результатов своей деятельности и окружающих, что несомненно является важным условием для эффективности и надежности труда.

Заключение. Многообразие подходов к изучению профессиональной надежности раскрывает важную его особенность, заключающуюся в длительности и поэтапном наращивании ее составляющих. Значительный вклад в развитии профессиональной надежности вносит период приобретения необходимых знаний, навыков и умений в процессе обучения. Они составляют начальный базис для качественного исполнения трудовых функций и личностной готовности студента осваивать инженерное дело. Осознанный выбор обучаться на инженерном направлении гарантирует усвоение специализированных знаний на достойном уровне, легкую адаптацию к особенностям организации процесса обучения и будет поддерживать мотивацию к обучению на протяжении всего периода обучения, что также является важной основой профессиональной надежности.

Практическая реализация концепций психологического обеспечения профессиональной надежности становится возможной только при раскрытии всех механизмов, обеспечивающих безошибочное, надежное выполнение профессиональной деятельности [12]. Особое значение в психологической литературе уделяется личностным факторам надежности, профессионально важным качествам, психофизиологическим параметрам. Детальное изучение динамики развития личностных параметров, поддерживающих реализацию деятельности на безошибочном и эффективном уровне, затрагивает период обучения, как важного этапа формирования профессионально значимых качеств.

Достижение задуманного становится возможным при опоре на ряд концепций и современных подходов, предложенных исследователями в рамках психологии труда, инженерной психологии и когнитивной эргономики: деятельностный, профессиографический, системогенез профессиональной деятельности, интегративно-типологический [11]. Применение указанных оснований дают возможность для разработки психологической классификации особенностей профессиональной деятельности инженера и детерминант профессиональной надежности инженерного труда.

Список литературы

1. Белов Д.О. Сущность и структура профессиональной надежности как педагогической категории // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 7 (185). С. 45-49.

2. Благинин А.А. Психофизиологическое обеспечение надежности профессиональной деятельности операторов сложных эргатических систем / автореферат дис. … доктора психол. наук. СПб. 2005. 44 с.

3. Духновский С.В. Оценка психологической надежности государственных и гражданских служащих: проблемы и перспективы // Институт психологии Российской Академии Наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3. №2. С. 140-165.

4. Мазеина О.Н. Скрининговые обследования в образовательных организациях федеральной службы исполнения наказаний России // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2. С. 109-114.

5. Николаева В.С. Методика составления профессиограммы // Ученые записки Тамбовского отделения РосМУ. Серия: Психологические науки. 2018. № 11. С. 214 -218.

6. Осадчук О.Л. О разработке теории профессионально-педагогической надежности // Омский научный вестник. 2006. № 3 (36). С. 263-266.

7. Осадчук О.Л. Роль саморегуляции в развитии профессиональной надежности педагога // Образование и саморазвитие. 2008. № 1 (7). С. 108-111.

8. Осипова А.С. Эмоциональный интеллект как фактор личностной надежности сотрудников органов внутренних дел – выпускников образовательных организаций МВД России / автореферат дис. … кандидата психол. наук. М. 2017. 25 с.

9. Пиканина Ю.М. Саморегуляция как фактор обеспечения личностной надежности специалиста / автореферат дис. … кандидата психол. наук. Мытыщи. 2018. 28 с.

10. Путивцев П.В. Психологическая оценка профессиональной надежности сотрудников органов внутренних дел / автореферат дис. … кандидата психол. наук. М. 2013. 33 с.

11. Рубцова Н.Е. Концепция интегративно-типологического подхода к психологической классификации профессиональной деятельности // Психология и психотехника. 2012. №2 (41). С. 51-60.

12. Рубцова Н.Е. Основные направления классификаций профессиональной деятельности // Психология и психотехника. 2015. №5 (80). С. 501-510.

13. Фалкина С.А. Профессионально важные качества прокурорских работников для деятельности в сфере профилактики // Мир науки: педагогика и психология. 2019. № 4. Т. 7. С. 55-61.

14. Федотов С.Н. Профессиональная надежность персонала сервисных центров автомобильных компаний // Эргодизайн. 2018. № 1. С. 41-45.

15. Цыцулина А.А., Шибанова Д.А., Шкунова А.А. Профессиограмма как инструмент набора сотрудников // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 8. С. 368-374.

16. Човдырова Г.С., Митрохина Н.А. Психологическая структура профессиограммы в научных исследованиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 2 (61). С. 97-100.

Рецензии
1. Психологический потенциал профессиональной надежности инженеров на этапе обучения Авторы: Мальцева Татьяна Вячеславна


Войти или Создать
* Забыли пароль?