ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СИТУАЦИИ ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены основные направления оптимизации управления технологическими процессами в транспортной отрасли в контексте реализации процедур профессионального психологического сопровождения (на примере ОАО «Российские железные дороги»). Железнодорожный транспорт относится к динамично развивающим отраслям, со сложными автоматизированными технологическими процессами, что требует высокой квалификации персонала, задействованных во всех филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД». Отмечается взаимосвязь реализации Транспортной стратегии Российской Федерации и необходимости квалифицированного выполнения должностных обязанностей сотрудников, соответствующих требованиям актуальных профессиональных стандартов: успешное выполнение профессиональной деятельности работниками, обладающими высоким уровнем профессиональных компетенций и универсальностью трудовых функций, является необходимым для современных транспортных организаций. Выделены основные принципы и этапы профессионального психологического сопровождения. Проведен анализ направлений кадровой работы ОАО «РЖД» и его взаимодействие с образовательными организациями высшего образования в плане профессионального психологического сопровождения. Отмечена значимая роль производственной практики, реализация наставничества в ходе выполнения учебной и профессиональной деятельности, обучающие программы для студентов образовательных организаций высшего образования. В процессе профессионального психологического сопровождения персонала, выполняющих свои должностные обязанности, связанные с автоматизацией и управлением технологических процессов в транспортной отрасли, происходит как исследование способностей специалиста в профессии, так и определение профессиональной пригодности, оценка профессиональной успешности, измерение уровня профессионализма и др. Профессиональное психологическое сопровождение необходимо рассматривать как постоянное взаимодействие субъекта профессиональной деятельности и других его участников, обеспечивающих процесс сопровождения с целью раскрытия у субъекта труда своего профессионального потенциала, достижения определенного уровня самореализации и профессионализма, формирования оптимального уровня качества трудовой жизни.

Ключевые слова:
оптимизация, управление, автоматизация технологического процесса, транспортная отрасль, профессиональное психологическое сопровождение
Текст

Современные условия цифровой экономики предполагают максимальную оптимизацию и автоматизацию всех процессов производства, в том числе и управления. Создание и использование производств автоматизированного плана, базирующихся на научной платформе, а также различных систем технологических управленческих процессов, реализующих последовательную связь между компонентами и уровнями взаимодействия с возможностью оперативной обработки получаемой информации повышает качество современного менеджмента и позволяет достичь эффективности деятельности всех структурных подразделений предприятий транспортной отрасли.

При этом реализация Транспортной стратегии Российской Федерации базируется на добросовестном, квалифицированном выполнении должностных обязанностей персонала, способных соответствовать и отвечать требованиям профессиональных стандартов, которые, в своем большинстве, ориентированы на профессии будущего [5].

При переходе организаций на уровень цифрового предприятия не обойтись без профессионального развития персонала, без его дополнительного обучения и профессиональной переподготовки. В этом случае данные процессы необходимо координировать, сопровождать, направлять усилия сотрудников на получение качественного результата, отвечающего запросам реального времени. Непрерывное и эффективное обеспечение работниками, обладающими высоким уровнем профессиональных компетенций и универсальностью трудовых функций, является желательным и, зачастую. необходимым для современных транспортных организаций.

В научной литературе существуют различные подходы, определяющие границы таких понятий, как «автоматизация», «управление», «автоматизация технологического процесса», «управление технологическими процессами», «профессиональное психологическое сопровождение».

Термин «автоматизация» в «Экономическом словаре терминов» рассматривается как применение машин, специальной техники и современных технологий, в том числе информационных, для повышения производительности труда, снижения доли ручного труда, увеличения количественных показателей трудовой деятельности [14].

За основу термина «автоматизация технологического процесса» возьмем определение, предложенное Л.И. Селевцовым. Согласно ему, автоматизация технологического процесса – это набор определенных методов, средств, технологий для полноценной работы технологических систем, которые дают возможность реализовывать управление без участия человека, либо, как вариант, возможность для человека-профессионала принимать важные управленческие решения с высокой степенью ответственности [10].

Под управлением технологическими процессами будем понимать целенаправленное воздействие с целью получения заданных технико-экономических показателей [12]. Чаще всего в работах по менеджменту «управление» трактуется как воздействие субъекта управления на объект управления для достижения определенных целей организации.

В Толковом словаре С.И. Ожегова «сопровождение» понимается следующим образом: «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь» [11]. В современной научной литературе
по менеджменту и управлению сопровождение предполагает создание и наличие определенных благоприятных внешних условий и требований, что, в свою очередь, позволяет раскрыть скрытые внутренние личностные ресурсы тех, кого сопровождают [6].

Интегрируя различные подходы к рассмотрению понятию и сущности сопровождения, Е.П. Илясов указывает на то, что оно должно быть комплексным, включать в себя педагогическую, психологическую, организационную, управленческую, методическую и другие составляющие [3].

Анализ различных подходов к пониманию и наполнению основных компонентов профессионального психологического сопровождения позволяет нам говорить о том, что субъекта процесса сопровождения необходимо рассматривать через призму профессионализации и профессионального развития личности в трудовой деятельности. Изменения социального, экономического, трудового плана в профессиональном развитии специалиста является предпосылкой для запуска процессов взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого.

Профессиональное психологическое сопровождение персонала в организации, на предприятии понимается как непрерывный процесс взаимодействия специалистов, ответственных за этот процесс, и работника предприятия, при котором предполагается различные формы пролонгированной помощи, психологического консультирования и поддержки, направленных на успешную реализацию и продуктивную перспективу всех участников трудовой деятельности организации. Это целенаправленный, совместный поэтапный процесс профессионального самоопределения и профессионального становления не только сопровождаемого, но и сопровождающего на основе должностных требований [2].

В процессе профессионального психологического сопровождения можно выделить следующие основные этапы, позволяющие качественно улучшить процесс включения сопровождающего в сложные технологические процессы предприятия, организационной среды и получить положительный результат:

1) диагностика возникшей проблемы и психологическая диагностика сопровождаемого;

2) анализ результатов диагностики и формирование мероприятий по их решению;

3) первичная консультативная работа на этапе принятия решения проблемы (тьюторская работа, работа с наставником и др);

4) собственно профессиональное психологическое консультирование (основной этап работы);

5) обратная связь (общая комплексная оценка, контрольная функция) по результатам проведенной работы в контексте профессионального сопровождения специалистов и, при необходимости, внесение определенных поправок и изменений.

При этом реализация профессионального психологического сопровождения, как показывает анализ научной литературы, должно происходить с опорой на такие принципы в работе, как 1) приоритет интересов сопровождаемого; 2) развитие самостоятельности сопровождаемого в решении необходимых проблемных аспектов в профессиональной деятельности; 3) регулярный и непрерывный формат профессионального психологического сопровождения; 4) согласованное взаимодействие всех специалистов, задействованных в процессе сопровождения; 5) автономный характер психологического сопровождения, при котором понимается относительная независимость от организационной среды и культуры организации, позиций руководства и трудового коллектива.

Проведенный анализ показал, что существуют различные формы профессионального психологического сопровождения, основными представляется отметить такие, как профессиональное психологическое консультирование, точечные психодиагностические процедуры личностной и профессиональной направленности, социально-психологические тренинги, тренинги личностного и профессионального роста, тренинги профессиональной адаптации специалистов (как первичной профессиональной адаптации, так и вторичной), психокоррекционные встречи, проектирование и контроль профессионального развития, профессиональная аттестация в динамике профессиональной деятельности специалистов, тьюторство, наставничество, e–mentoring и др.

Е-mentoring – это программа электронного наставничества, которая призвана предоставить молодым специалистам возможность учиться у опытных специалистов [9].

В большинстве производственных ситуаций, технологических процессов без профессионального психологического сопровождения персонала не обойтись, особенно это актуально и значимо для автоматизации и управления технологическими процессами в транспортной отрасли в современных условиях цифровизации и информатизации.

ОАО «Российские железные дороги» входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний, которое обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий не только на территории Российской Федерации, но и за ее пределами, реализуя своевременную доставку жизненно важных грузов в различные отдаленные уголки страны и при этом железнодорожный транспорт является самым доступным транспортом для населения.

Большое значение в компании уделяет качеству предоставляемых услуг. Одним из основных стратегических направлений является клиентоориентированность, которая базируется на профессионализме персонала, его универсальности. От того, какие специалисты будут задействованы в автоматизированных технологических процессах железнодорожного транспорта, будет зависеть безопасность перевозок различных грузов, пассажиров, качество предоставляемых услуг в целом. Поэтому приоритетно важным становится вопрос профессионального психологического сопровождения профессиональной деятельности персонала компании.

В последние годы ОАО «РЖД» ориентировано на молодежь, при этом работа проводится на всех уровнях управления, во всех филиалах и структурных подразделениях, в том числе и в девяти отраслевых вузах. Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС) является одним из девяти таких вузов. Работа с потенциальными претендентами на определенные вакантные должности ведется уже с первых курсов обучения. За студентами, выходящими на различного рода практики на предприятия ОАО «РЖД», закрепляются руководители от предприятия и от образовательной организации, на этом этапе начинается профессиональное психологическое сопровождение профессиональной деятельности обучающегося. Во время прохождения практики обучающиеся знакомятся с деятельностью подразделений, вникают в тонкости будущей профессии, тем самым формируют развивают необходимые общие и профессиональные компетенции, приобретают умения и навыки выполнения трудовых операций.

Интерес руководства ОАО «РЖД» к студенческой аудитории не случаен. Согласно принятой Стратегии развития до 2030 г, модернизация и технологическое обновление железнодорожной отрасли невозможно без привлечения, развития, удержания, мотивации квалифицированных рабочих, специалистов, руководителей различных уровней управления, в том числе и молодых стажеров, подающих большие надежды в плане профессионального роста.

Компания запускает большое количество проектов, связанных с автоматизацией технологических и производственных процессов и, что важно, данные процессы являются приоритетными с точки зрения развития транспортной инфраструктуры и отрасли в целом. Умение работать с подобными технологическими процессами требует от специалистов формирования общепрофессиональных, универсальных и профессиональных компетенций. Для того, чтобы процесс вхождения в будущую профессию прошел достаточно эффективно и успешно, необходимо профессиональное сопровождение работников, занимающих вакантные должности на различных уровнях деятельности предприятия. В качестве сопровождающего, как правило, выступает наставник.

Реализация деятельности наставника начинается с процесса адаптации сотрудников в структурных подразделениях ОАО «РЖД», которая регулируется специальными нормативными документами. Положение об адаптации работников в ОАО «РЖД» регулирует процедуру работы сопровождающего наставника и опекаемого, оценку компетенций будущего сотрудника, взаимодействие наставника и всех структурных подразделений холдинга ОАО «РЖД», задействованных в процессе адаптации сотрудника; четко определяет границы прав и обязанностей всех участников заявленного процесса и др. [7]. Наставниками становятся, как правило, опытные, высококвалифицированные рабочие, мастера, руководители или специалисты структурных подразделений, знающие особенности и специфику работы по должности [1].

В период прохождения практики работа сопровождающего наставника с опекаемым специалистом осуществляется каждый день, а при приеме на работу в структурное подразделение компании длится в течение шести месяцев. Для работников, которые прошли специальный конкурсный отбор и претендуют на должности, связанные с обеспечением бесперебойности транспортных маршрутов, безопасности пассажиров и движения поездов, срок первичной профессиональной адаптации может находиться в пределах одного календарного года.

От мастерства наставника зависит многое: важно, как субъект сопровождения освоит свои будущие свои должностные обязанности, насколько качественно будет выполнять свою работу, приобретет необходимые умения, навыки, знания, компетенции при выполнении ежедневных трудовых операций и действий. Немаловажную роль при принятии решения о результатах прохождения стажировки, испытательного срока в период адаптации нового сотрудника играют отчеты, отзывы наставника, мониторинг деятельности обучающегося.

В 2019 году руководство ОАО «РЖД» запустило программу ВRZD.GENERATION для студентов отраслевых учебных заведений, а также для школьников старших классов. Она включает не только практики, но и различные стажировки, бизнес-кейсы, научные проекты, кейс-чемпионаты, экскурсии на производственные объекты, в офисы и музейные комплексы компании и др.
На 2020 г. через эту программу прошли 37 тыс. участников [13].

Фактически все направления работы, которые реализуются в RZD.GENERATION, связаны с обучением и это требует закрепления за каждым обучающимся (студентом) личного наставника (особенно это значимо и необходимо для разработки научных проектов, полноценного освоения программ стажировок, реализации бизнес-кейсов. В этом случае наставниками субъекта сопровождения становятся руководители и эксперты различных структурных подразделений организации. Встречи с наставниками, как правило, проходят по определенному графику в течение недели, всегда есть возможность получить обратную связь по результатом проведенного этапа работы и т.д. В связи с тем, что уровень квалификации наставников находится на достаточно высоком уровне, у обучающихся есть непосредственная возможность подробно узнать задачи, приоритеты и решения организации, в буквальном смысле, у первых лиц компании, а также познакомиться с компонентами организационной корпоративной культуры и ее ценностями [8].

Важно подчеркнуть, что профессиональное психологическое сопровождение затрагивает не только категорию «молодежь» ОАО «РЖД», но также и все другие возрастные группы претендентов на должность.

Помимо профессионального сопровождения, в компании актуально психофизиологическое сопровождение. В связи с тем, что транспортная отрасль представляет собой достаточно технологичную и быстроразвивающуюся сферу экономики, это требует от персонала всей компании мобильности при различного рода изменениях, постоянного контроля за текущими событиями, необходимостью быстро принимать ответственные решения. На этой основе диктуется необходимость проведения постоянного мониторинга профессионального здоровья работников транспортной отрасли, регулярной оценки показателей свойств нервной системы и психофизиологических характеристик.

Психофизиологическое сопровождение включает в себя мероприятия, направленные на повышение психофизиологических сил личности работника, увеличение продолжительности работоспособности и сохранение психоэмоционального состояния в динамике выполнения профессиональной деятельности. В рамках данного сопровождения реализуется специальный отбор на основании психофизиологических показателей, включающий анализ функционального состояния на текущий момент времени; психодиагностику профессионально важных качеств и межличностной совместимости (при работе в локомотивных бригадах); профилактические процедуры, направленные на повышение работоспособности, а также реабилитационные мероприятия.

Подводя итоги, отметим, что в процессе профессионального психологического сопровождения персонала, выполняющих свои должностные обязанности, связанные с автоматизацией и управлением технологических процессов в транспортной отрасли, происходит как исследование способностей специалиста в профессии, так и определение профессиональной пригодности, оценка профессиональной успешности, измерение уровня профессионализма и др. Обеспечивать процесс сопровождения могут педагоги образовательных организаций, специалисты по управлению персоналом и работники отделов кадровых служб, опытные коллеги-профессионалы с большим стажем профессиональной деятельности. Профессиональное психологическое сопровождение необходимо рассматривать как постоянное взаимодействие субъекта профессиональной деятельности и других его участников, обеспечивающих процесс сопровождения с целью раскрытия у субъекта труда своего профессионального потенциала, достижения определенного уровня самореализации и профессионализма, формирования оптимального уровня качества трудовой жизни.

Список литературы

1. Безюлева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся в системе профессионального образования: дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. 232 с.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.

3. Илясов Е.П. Современная модель сопровождения профессионального выбора студентов: автореф. … доктора пед. наук. М.,2010. 56 с.

4. Колиева Л.В. Психофизиологическое сопровождение в сфере железнодорожного транспорта // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4. С. 635-636.

5. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р (ред. от 12.05.2018)«О Транспортной стратегии Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.07.2021).

6. Поваренков Ю.П., Баранова Н.А. Классификация основных подходов к проблеме сопровождения личности в отечественной педагогике и психологии // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 4. С. 124-131.

7. Распоряжение ОАО «РЖД» от 29.12.2015 № 3128р «Об утверждении Положения об адаптации работников в ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.07.2021).

8. РЖД – Карьерный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://team.rzd.ru/juniors (дата обращения 11.07.2021).

9. Cambridge Dictionary – толковый и переводной словарь-переводчик [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/словарь/английский/e–mentoring (дата обращения 11.07.2021).

10. Селевцов Л.И., Селевцов А.Л. Автоматизация технологических процессов: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования; 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 352 с.

11. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: ок. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / под ред. проф. Л.И. Скворцова; 28 изд., перераб. М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»; ООО «Издательство Оникс», 2012. 1376 с.

12. Тюрин О.Г., Кальницкий В.С. Построение интеллектуальных автоматизированных систем управления потенциально опасными процессами / Математические методы в технике и технологиях. Сборник трудов XIX Международной научной конференции ММТТ-19. Т. 6; под общ. ред. В.С. Балакирева. Воронеж: Воронеж. гос. технол. акад., 2006. С. 95.

13. Чикиркина Д. Холдинг ищет таланты. Как RZD.GENERATION помогает студентам найти своё место в компании [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://gudok.ru/newspaper/?ID=1546127&archive=2020.12.10 (дата обращения 11.07.2021).

14. Экономический словарь терминов [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://gufo.me/dict/economics_terms (дата обращения 11.07.2021).

Рецензии
1. Возможности профессионального психологического сопровождения в ситуации оптимизации управления технологическими процессами в транспортной отрасли Авторы: Мальцева Татьяна Вячеславна


Войти или Создать
* Забыли пароль?