сотрудник
студент
сотрудник с 01.01.2017 по настоящее время
Старая Руза, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 15 Психология
В статье рассматриваются проблемы суицидального поведения подростков, а также способы профилактики и противодействия данному деструктивному поведению. Это связано сегодня с огромной актуальностью данной социальной проблемы, как для Российского, так и для мирового сообщества. В исследовании были поставлены задачи по изучению особенностей суицидального поведения подростков; исследованию социальной значимости подросткового суицида в общественном сознании с целью определения путей решения проблемы суицидального поведения подростков для снижения суицидальных настроений среди молодежи. Среди причин суицидального поведения подростков рассматриваются межличностные, внутриличностные конфликты, а также выделяются экономические и социально-политические условия. Особое внимание уделяется мерам противодействия суицидальному поведению с помощью ближайшего окружения подростка: родителей, учителей, других ближайших социальных агентов путем формирования у последних социальной позиции по вопросам суицида (профилактическая работа). Целью данной статьи является исследование проблем подросткового суицида, его социальной значимости и выявление путей и механизмов снижения рисков суицидов среди детей и подростков. Предметом исследования в данной статье выступает суицидальное поведение, его причины и особенности появления.
суицид, суицидальное поведение, профилактика, суицидов, предсуицидальный синдром
Актуальность проблемы заключается в том что, по уровню самоубийств среди подростков Россия находится на одном из первых мест в мире – «средний показатель самоубийств среди населения подросткового возраста более чем в 3 раза превышает средний показатель в мире. В России 26,5 случаев на каждые 100 тысяч человек». [9] Тенденция суицидов среди молодежи в мире также находится на достаточно высоком уровне. По данным Всемирной организации здравоохранения «ежегодно происходит около 800 тысяч суицидов. Среднемировая смертность в результате самоубийств — 10,5 случаев на 100 тысяч человек. Из данных ВОЗ самоубийство — вторая во всем мире по распространенности причина смерти среди молодых людей от 15 до 29 лет (первая – ДТП)». [1]
Это связано с различными причинами, от социально-политических и экономических до межличностных и внутриличностных конфликтов, которые возникают у подростков. Однако до сих пор нет общих обоснований суицидальных намерений среди молодежи, и каждый случай является уникальным по своим причинам и последствиям.
Особенности суицидального поведения у подростков
В отличие от взрослых, которые имеют достаточный опыт в решении множества проблем, молодые люди еще недостаточно социализированы и не имеют подобного опыта. Многие проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе социализации, решаются ими впервые и не всегда удачно. Иногда это приводит к печальным последствиям. Так, известен печальный случай совершения суицида семиклассника в 2018 году в одной из школ г. Москва. По данным СК РФ, молодой человек, справлявшийся всегда на отлично с другими предметами, не смог выучить стихотворение и на уроке получил неудовлетворительную оценку. Она стала триггером для последующего самоубийства.
Пубертатный суицид, связывается с нестабильной психической организацией подростка на уровнях эмоций, чувств, интеллекта. «Подростки крайне неустойчивы в самооценке и при этом – большие максималисты, одни постоянно сомневаются в своих знаниях и способностях, они подвержены частым сменам настроения, тревожны, другие - излишне самоуверенны». [6 С.17.]
Большинство психологов считают, что любой суицид не бывает внезапным и необдуманным. Обстоятельства многих суицидов показывают, что им предшествовало возникновение мыслей, а также изменялось поведение подростка. «Предсуицидальный синдром» - психологический симптомокомплекс, свидетельствующий о надвигающемся суицидальном акте, т.е. этап суицидальной динамики, длительность которого составляет от нескольких минут до нескольких недель и месяцев». [3 С.72] Предсуицидальный синдром связан с зарождающимся суицидальным поведением, которое наступает в большинстве случаев гораздо раньше попыток суицида. И именно его особенности необходимо исследовать, чтобы эффективно противостоять этому поведению.
Суицидальное поведение связывают со следующими особенностями сознания подростков.
«сосредоточенность на проблемах, которые не имеют способов решения в данный момент; акцент на негативные стороны жизни; постоянные разговоры о смерти; повышенная модальность эмоциональных состояний: раздражительность без причины, слезливость, нетерпимость к окружающим, снижение внимания к самому себе, замкнутость, буйное поведение; раздача личных вещей, упорядочивание жизни, составление завещания». [5]
К группам риска относят подростков, переживших или переживающих какие-либо конфликты: внутриличностные, межличностные или социальные. Рассмотрим их также более подробно.
1. «Подростки, переживающие острые, экстремальные или длительные, психологически тяжелые ситуации, с аффективными расстройствами в поведении, депрессии, дисфории (состояние ничем не обоснованной грусти).
2. Подростки с преобладанием возбудимости, неустойчивости, демонстративности и психастенических расстройств.
3. Подростки из конфликтных семей (возможно даже жестокое обращение с детьми), а также проживающие с психически больными родственниками, с суицидальными попытками.
4. Страдающие хроническими соматическими и неврологическими заболеваниями, приводящими к социально-психологической изоляции и сопровождающимися депрессивными переживаниями». [6 - С. 39]
5. К отдельной категории подростков, на которых следует также обращать внимание (данная категория увеличивается в последние годы) – активные пользователи социальных сетей и Интернета, проводящие большую часть свободного времени, общаясь со сверстниками онлайн.
Центр по контролю и профилактике заболеваний (CDCP, США) приводит еще несколько категорий подростков, подверженных социальной травле и изоляции, а, следовательно, имеющих потенциальную склонность к суицидам:
а) это «молодежь из числа ЛГБТК, которая подвержена более высокому риску, чем их гетеросексуальные и цисгендерные сверстники.
б) дети-хулиганы, которые могут не встретить одобрения своих социальных групп. Они также подвержены повышенному риску суицидального поведения.
в) Дети-перфекционисты, каким был вышеупомянутый ученик московской школы.
Данное агентство также относит к факторам риска массовые самоубийства в регионе. [1]
Также необходимо рассмотреть наиболее частые мотивы суицидального поведения подростков, хотя абсолютно все мотивы не будут известны никогда.
1. Ощущение пустоты и одиночества в социальной жизни, депрессия, отсутствие планов в отношении будущего.
2. Неразделенное чувство любви, ревность, семейные конфликты, развод, утрата ближнего человека.
3. Боязнь позора, насмешек или унижения со стороны окружающих.
4. Страх быть наказанным, например, в ситуациях нарушения уголовного законодательства.
5. Желание вызвать сочувствие для избегания трудной ситуации (например, ЕГЭ). Примечательно, что «20% детских самоубийств приходится на май – время сдачи Государственной итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ)». [2]
6. Подражание членам социальной группы, кумирам и пр. Такой тип самоубийства выделялся еще Эмилем Дюркгеймом, называемым им альтруистический суицид.
Вышеперечисленные причины и мотивы суицидов отягощаются употреблением психотропных веществ, алкоголя, а также игровой или интернет – зависимостями. [4. С.32] Кроме того, в последние годы возрастает корреляция суицидов с обсуждениями различных тем, связанных с насилием в сети Интернет и СМИ [1].
Для объективности исследования следует отметить, что многие перечисленные признаки относятся также к симптомам психических заболеваний, таких как, например, большое депрессивное расстройство. Однако и в таких обстоятельствах подросток должен быть замечен и нуждается в квалифицированной помощи специалистов.
Социальная значимость подросткового суицида в общественном сознании
Социальная значимость суицида в России имеет свои исторические корни. В русском языке слово «самоубийство» появилось в XVIII веке с массовыми самосожжениями раскольников-старообрядцев против петровских реформ. За исключением этих случаев Россия была страной с низким уровнем суицидов, что обусловливалось канонами христианской религии, запрещавшей и жестко критиковавшей самоубийства и эфтаназию (суицидников хоронили отдельно и на них не распространялся ритуал погребения и литургического поминовения). Также царские власти преследовали юридически лиц, покушавшихся на свою жизнь, самоубийство рассматривалось как наказуемое деяние.
В послереволюционный период суицид рассматривался как угроза общественному оптимизму. При этом «во время Великой отечественной войны по приказу Сталина И.В. в случае угрозы плена требовалось себя убить». [8]
Сегодня официальное отношение к самоубийству не изменилось: информация о суицидах за редким исключением не распространяется в общественных СМИ, статистические данные находятся в закрытом доступе.
Однако Российские власти работают над данной проблемой. По данным ВОЗ, Россия в 2019 г. приняла стратегию ВОЗ по предотвращению суицидов. Одним из главных методов борьбы является сбор информации о людях, которые уже совершали попытки самоубийства или имели подобные намерения.
Профилактические действия также сосредоточены на ключевых задачах по предотвращению самоубийств: «ограничение доступа к средствам самоубийства – например, огнестрельному оружию; организация мероприятий на уровне учебных заведений; принятие мер по сокращению употребления алкоголя и наркотиков среди населения; подготовка медицинского персонала». [7]
Однако данные меры недостаточны. В России фиксируется достаточно низкий уровень тревожно-депрессивных состояний подростков. И с этим связаны как минимум два обстоятельства. Во-первых, сами подростки не всегда имеют представление, к кому обращаться за помощью в подобных состояниях, поскольку профилактических действий, ни со стороны родителей (большинство родителей не считают подобные состояния чем-то серьезным, списывая обычно их на возрастной кризис), ни со стороны образовательных организаций практические не ведется. Психологи считают, что главная причина проблемы информированности подростков о профилактики суицидов является непонимание того, как об этом разговаривать ни родителями, ни учителями или педагогами-кураторами. Для этого, прежде всего, необходимо формировать компетентность у данных категорий, как например, поступили в подведомственном Министерству просвещения Центре защиты прав и интересов детей, проведя в апреле 2019 года для педагогов разъяснительную работу для собрания родителей учеников 9–11 классов, где информировали о нежелательности давления на детей в период экзаменов, поскольку дети и без того испытывают в это время множество стрессов и негативных переживаний. Кроме того, на данном мероприятии обозначались и другие триггеры суицидального поведения: отсутствие друзей, плохая успеваемость и несчастная любовь. [7]
Вторым камнем преткновения является то, что в случае обращения к врачу или профессиональному психологу, возможна постановка на медицинский учет, которая впоследствии создаст ряд социальных проблем этому подростку в будущем (например, при устройстве на работу), как склонному к суициду или имеющего психически отклонения.
Проблемы суицидального поведения подростков для снижения суицидальных настроений среди детей и молодежи
Наиболее близким окружением к потенциальному подростку-суициденту находятся родители, друзья и работники образовательных организаций (учителя, классные руководители, педагоги-кураторы и пр.). Их значимость в вопросе профилактики суицидального поведения сложно переоценить, поэтому именно они, прежде всего, должны проводить профилактические беседы, а также выявлять подростков, склонных к самоубийству.
Необходимо выявить несколько направлений данной работы.
- Внимание к психическому здоровью ребенка.
Для начала необходимо научиться обращать на определенные симптомы и факторы поведения ребенка, о которых велась речь в предыдущей главе. Следует также учитывать, что современные подростки находятся в большей изоляции, поскольку социальные сети часто замещают общение в офлайне, Они также имеют большую нагрузку и конкуренцию во взрослом мире (школьные ЕГЭ, поступление по конкурсу в ВУЗ, устройство на работу и пр.) по сравнению с предыдущими поколениями.
Следует знать, что подростки могут проявлять признаки схожие с суицидальным поведением (раздражительность, грусть, уныние, гнев и пр.), однако, нужно понимать, что именно систематическое и длительное проявление этих форм поведения может привести к суициду. Американская специалист Анна Борхес считает, что «если вы наблюдаете подобные симптомы в течение 2-х и более недель, это может быть тревожным сигналом к тому, чтобы начать разговаривать об этом (или по крайней мере выяснить причину такого поведения). И даже если происходящее сейчас - типичное подростковое поведение, у родителя есть возможность показать своему ребенку, что он может прийти к вам с настоящей серьезной проблемой. [2] Поэтому важно не избегать разговоров о суициде со своим ребенком, хотя данная тема, к сожалению, является табуированной во многих российских семьях. Многие родители опасаются, что подобные разговоры подтолкнут ребенка к суициду, но это обычно имеет либо нейтральный, либо обратный эффект. Именно общение (обсуждение суицидального поведения) поможет прояснить ситуацию с отклоняющимся поведением ребенка. Другой вопрос как поговорить об этом с ребенком? Проводя профилактические беседы с ребенком, прежде всего, важно не относиться к подобным разговорам как к рутине. И здесь нужна чуткость, сопереживание, внимание и участие со стороны взрослого. Необходимо также иметь определенный план разговора и действовать в его соответствии.
А) Для начала необходимо проанализировать свое отношение к проблеме, прежде чем говорить о самоубийстве и психическом здоровье ребенка. Необходимо осознано преодолеть моральные, социальные или религиозные предубеждения против самоубийства, а также страх перед таким разговором. Как считает А. Борхес необходимо задать перед таким разговором себе следующий вопрос: «Готов ли я услышать ответ на этот вопрос?» «Испугает ли меня, если мой ребенок думал об этом?» [2] Ни в коем случае не осуждайте ребенка.
Б) Начинать беседу можно с фразы типа: «Мы мало разговаривали, в чем я считаю себя виноватым. Давай поговорим, как у тебя дела?» Изначально такие разговоры могут быть сложными и иметь отрицательный характер протекания со стороны подростка, однако, регулярность подобных нововведений в семье даст ребенку понимание того, что его переживания не безразличны близким людям и ему будет впоследствии легче найти момент для обсуждения сложных тем. Если все же с ребенком контакт не налаживается, необходимо найти среди его окружения значимых людей, которых можно расспросить о проблеме.
В) Когда разговор пришел к доверительной фазе, необходимо напрямую спросить об эмоциях ребенка. Варианты вопросов могут быть следующие: «Тебе так плохо, что ты хочешь причинить себе вред?» или: «Тебе так плохо, что жить становится все труднее?» Даже если ребенок не идет на контакт, необходимо возвращаться к этой теме для ее прояснения.
Г) Необходимо поддерживать беседу как слушатель, «разговорить» ребенка. Для этого необходимо задавать открытые вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Не перебивайте ребенка, если он начал рассказывать о своих проблемах. Если проблема нерешаема, не пытайтесь ее решить в одночасье. Главное, чтобы ребенок почувствовал вашу участливость и проявление эмпатии.
Д) Не стоит использовать клише в разговорах типа: «Со всеми такое бывало». Общие фразы типа: «Не волнуйся, все пройдет» или «Со временем ты преодолеешь это», - отрицает и уменьшает опыт подростка. Не стоит спорить с ребенком об эгоистичности суицида. От чувства стыда или ощущения непонимания ребенок может закрыться.
Е) После внимательного выслушивания ребенка, можно попытаться найти ближайшие возможности решения проблемы и составить так называемую дорожную карту по улучшению ситуации. Возможно необходимо согласовать с ребенком возможность обращения за профессиональной помощью. В приказном порядке настаивать на этом нельзя.
Ж) Необходимо обезопасить свое место проживания. Уберите все предметы, которые могут представлять собой факторы риска (огнестрельное и холодное оружие, таблетки и пр.)
2. Важность развития у подростков критического восприятия и мышления для повышения сопротивляемости психики к причинам и обстоятельствам, которые могут привести к самоубийству.
3. Необходимость частичного или полного сокращения психотравмирующей и негативной информации в СМИ. Выявление и пресечение пропаганды самоубийств в социальных сетях.
4. Необходимость налаживания взаимодействия между социальными службами и образовательными организациями с целью незамедлительного реагирования о выявленных случаях насилия, ущемления прав или грубого обращения с ребенком.
5. Профилактика антисуицидального поведения подростков через пропаганду в средствах массовой информации.
6. Увеличение центров помощи молодежи, увеличение количества психологов в образовательных учреждениях. [5]
Резюме
Поскольку самоубийства среди подростков имеют тенденцию к увеличению, проблема суицида среди молодежи действительно является одной из самых актуальных проблем общества, оно должно относиться к молодому поколению с эмпатией и максимально включаться в проблемы детей. Не бывает неважных проблем, если об этом сигнализирует ребенок или его поведение. «Глобальная» проблема для подростка может возникнуть из самых обычных жизненных обстоятельств (плохая оценка, несчастная любовь и пр.) На суицидальное поведение прямое влияние имеют также семейные, социальные, творческие конфликты. Многие подростки, пытавшиеся или покончившие жизнь самоубийством, росли в неблагополучных семьях, или попадали в трудные жизненные обстоятельства, в которых взрослые бездействовали.
Переход из мира детства во взрослый мир - сложнейший этап. Подросток не осознает свой новый социальный статус. От ближайших агентов социализации (прежде всего, родителей, но также и от воспитателей, учителей, школьных психологов, педагогов-кураторов) в первую очередь зависят волевые установки подростка, его моральные и нравственные ценности, которые он впоследствии передаст своим будущим поколениям. Включенность и участие общества очень важно в жизни подростка, особенно в период психологических проблем и кризисов. К несчастью, взрослые совершают действия (бездействия), которые толкают подростков на совершение суицида.
Самоубийство среди детей и подростков – это страшно. Главное не стоять в стороне от этих важных общественных вопросов.
1. Анна Боргес 9 вещей о подростках и самоубийстве которые должны знать все родители - (перевод с англ.) [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.avgustcenter.ru/blog/9-veshchej-o-podrostkah-i-samoubijstve-kotorye-dolzhny-znat-vse-roditeli. (дата обращения: 2020.11.16)
2. Баландина А. Крик о помощи»: почему подростки не хотят жить. Газета.ру - 25.04.2019. - [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://www.gazeta.ru/social/2019/04/25/12321139.shtml (дата обращения: 2020.11.16)
3. Исаев Д.С. Психология суицидального поведения. Самара – 2000. С. 72.
4. Лысак Н., Лопаткин Д. Ответственность за доведение до самоубийства // Законность. – 2006. - № 3.
5. Мансурова Р.Р. Проблема суицида среди подростков, провоцирующие факторы и пути решения - [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://school-science.ru/5/9/34691 (дата обращения: 2020.11.16)
6. Попов Ю.В. Суицидальное поведение у подростков, М., 2017.
7. Россия реализует стратегию ВОЗ по предотвращению самоубийств – Новости ООН -[Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.news.un.org.ru/story/2020/09/1385502 (дата обращения: 2020.11.16)
8. Старшембаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия - [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://www.litmir.me/br/?b=180929&p=1 (дата обращения: 2020.11.16)
9. Статистика самоубийств среди подростков в России.- РИА новости (от 29.02.20) - [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://ria.ru/20120220/570313334.html (дата обращения: 2020.11.16)