сотрудник
Глазов, Удмуртская республика, Россия
сотрудник
Глазов, Россия
аспирант с 01.01.2020 по настоящее время
Глазов, Россия
сотрудник
Глазов, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
ГРНТИ 14.33 Среднее профессиональное образование. Педагогика среднего профессионального образования
ОКСО 44.03.04 Профессиональное обучение (по отрослям)
ББК 745 Профессиональное и специальное образование
ТБК 3542 Профессиональное образование школьников
BISAC EDU041000 Distance, Open & Online Education
Рассмотрена проблема организации дистанционного обучения в среднем профессиональном образовании. На основании опроса преподавателей более 40 учебных учреждений среднего профессионального образования сделаны выводы о сложностях, возникающих у преподавателей в процессе организации дистанционного обучения. Выявлено, что максимальные сложности связаны с отсутствием у преподавателей и студентов необходимого оборудования, прежде всего персональных компьютеров, необходимого программного обеспечения, доступа к сети Интернет или с недостаточной мощностью интернет-каналов. Большинство преподавателей считают, что качество обучения (после использования дистанционного обучения в среднем профессиональном образовании), по сравнению с очным обучением, существенно ухудшилось. Обозначены факторы, препятствующие эффективной реализации дистанционного обучения. По мнению преподавателей, основным фактором является недостаточное техническое обеспечение, а наиболее актуальной проблемой дистанционного образования является отсутствие личного контакта преподавателей и студентов. В статье приводится анализ возможных причин представленной ситуации. Разработаны предложения по устранению основных сложностей, возникающих при реализации дистанционного обучения в среднем профессиональном образовании, в частности, предлагается больше использовать асинхронные способы дистанционного обучения. Теоретической новизной работы является постановка вопроса о разработке теории использования дистанционного обучения в среднем профессиональном образовании.
оптимизация обучения, проблемы обучения, качество обучения, асинхронное дистанционное обучение, программное обеспечение
1. Bai B., Geng X. Transferable skills in technical and vocational education and training (TVET): policy and practice in China // TVET@Asia. 2014. № 3. P. 1–12.
2. Liu G., Clayton J. Measuring technical vocational education and training (TVET) efficiency: developing a framework // Journal of Open, Flexible and Distance Learning. 2016. Vol. 20. № 2. P. 45–54.
3. Maclean R., Lai A. The future of technical and vocational education and training: global challenges and possibilities // International Jour-nal of Training Research. 2011. Vol. 9. № 1-2. P. 2–15. https://doi.org/10.5172/ijtr.9.1-2.2
4. Neal T. Open and flexible technical and vocational education and training in Commonwealth Pacific Countries // Open learning for an open world: reflections on open and distance learning and teaching at the Open Polytechnic of New Zealand. Lower Hutt, New Zealand: The Open Polytechnic of New Zealand, 2011. P. 264–297.
5. Ryökkynen S., Pirttimaa R, Kontu E. Interaction between students and class teachers in vocational education and training: "Safety dis-tance is needed" // Nordic Journal of Vocational Education and Training. 2019. Vol. 9. № 2. P. 156–174. https://doi.org/10.3384/njvet.2242-458X.1992156
6. Zulhaji Z., Yadi F. F., Santosa A. M. A. Acceleration process of learning vocational education through ICT // Reformulating the Paradigm of Technical and Vocational Education: International Seminar. National Convention VI-APTEKINDO, 2012. P. 1634–1642.
7. Belaya V. The use of e-learning in vocational education and training (VET): systematization of existing theoretical approaches // Journal of Education and Learning. 2018. Vol. 7. № 5. P. 92–101. https://doi.org/10.5539/jel.v7n5p92
8. Berezovska L., Kondratska G., Zarytska A., Volkova K., Matsevko T. Introduction of new forms of education in modern higher and voca-tional education and training // International Journal of Higher Education. 2020. Vol. 9. № 7. P. 107–118. https://doi.org/10.5430/ijhe.v9n7p107
9. Bertrand-Cloodt D., Cörvers F., Heijke H., Van Thor J. The impact of distance deterrence on the choice of field of study in vocational edu-cation in the Netherlands // Investigaciones de Economía de la Educacíon. 2010. Vol. 5. P. 605–624.
10. Harreveld R. E., Danaher P. A. Innovation in open and distance learning and teacher education: the case of pre-service secondary vocational education and training at an Australian Regional university // Journal of Open Learning and Teacher Education. 2004. Vol. 1. № 1. P. 1–13.
11. Petrenko L., Kravets S., Bazeliuk O., Maiboroda L., Muzyka S. Analysis of the current state of distance learning in the vocational education and training institutions // E3S Web Conf. 2020. Vol. 166. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202016610010
12. Cattaneo A. A. P., Nguyen A. T., Aprea C. Teaching and learning with hypervideo in vocational education and training // Journal of Edu-cational Multimedia and Hypermedia. 2016. Vol. 25. № 1. P. 5–35.
13. Zwart D. P., Noroozi O., Van Luit J. E. H., Goei S. L., Nieuwenhuis A. Effects of Digital Learning Materials on nursing students’ mathe-matics learning, self-efficacy, and task value in vocational education // Nurse Education in Practice. 2020. Vol. 44. https://doi.org/10.1016/j.nepr.2020.102755
14. Ahn S., Nyström S. Simulation-based training in VET through the lens of a sociomaterial perspective // Nordic Journal of Vocational Edu-cation and Training. 2020. Vol. 10. № 1. P. 1–17. https://doi.org/10.3384/njvet.2242-458X.201011
15. Lin J., Zhang Y. Research on the application of virtual simulation technology and vocational education teaching // Journal of Physics Con-ference Series. 2020. Vol. 1544. https://doi.org/10.1088/1742-6596/1544/1/012089
16. Bacca Acosta J. L., Baldiris Navarro S. M., Fabregat Gesa R., Kinshuk K. Framework for designing motivational augmented reality applica-tions in vocational education and training // Australasian Journal of Educational Technology. 2019. Vol. 35. № 3. https://doi.org/10.14742/ajet.4182
17. Karstensen S., Lier A. R. Virtual welding: a didactic perspective // Nordic Journal of Vocational Education and Training. 2020. Vol. 10. № 1. P. 95–107. https://doi.org/10.3384/njvet.2242-458X.2010195
18. Khaled А., Gulikers J., Biemans H., Wel M. van der, Mulder М. Characteristics of hands-on simulations with added value for innovative sec-ondary and higher vocational education // Journal of Vocational Education & Training. 2014. Vol. 66. № 4. P. 462–490. https://doi.org/10.1080/13636820.2014.917696
19. Kollöffel B., Jong T. de. Conceptual understanding of electrical circuits in secondary vocational engineering education: combining tradi-tional instruction with inquiry learning in a virtual lab // Journal of Engineering Education. 2013. Vol. 102. № 3. P. 375–393. https://doi.org/10.1002/jee.20022
20. Brierton S., Wilson E., Kistler M., Flowers J., Jones D. A comparison of higher order thinking skills demonstrated in synchronous and asyn-chronous online college discussion posts // NACTA Journal. 2016. Vol. 60. № 1. P. 14–21.
21. Buxton Е. C. Pharmacists’ perception of synchronous versus asynchronous distance learning for continuing education programs // Ameri-can Journal of Pharmaceutical Education. 2014. Vol. 78. № 1. https://doi.org/10.5688/ajpe7818
22. Chou C. C. A comparative content analysis of student interaction in synchronous and asynchronous learning networks // Proceedings of the 35th Annual Hawaii International Conference on System Sciences. 2002. P. 1795–1803. https://doi.org/10.1109/HICSS.2002.994093
23. Lin X., Gao L. Students' sense of community and perspectives of taking synchronous and asynchronous online courses // Asian Journal of Distance Education. 2020. Vol. 15. № 1. P. 169–179.
24. Shahabadi M. M., Uplane M. Synchronous and asynchronous e-learning styles and academic performance of e-learners // Procedia – So-cial and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 176. P. 129–138. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.453
25. Nieuwoudt J. E. Investigating synchronous and asynchronous class attendance as predictors of academic success in online education // Australasian Journal of Educational Technology. 2020. Vol. 36. № 3. P. 15–25. https://doi.org/10.14742/ajet.5137
26. Offir B., Lev Y., Bezalel R. Surface and deep learning processes in distance education: synchronous versus asynchronous systems // Com-puters & Education. 2008. Vol. 51. № 3. P. 1172–1183. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2007.10.009
27. Worthington T. Synchronizing asynchronous learning: combining synchronous and asynchronous techniques // 8th International Con-ference on Computer Science & Education. Colombo, 2013. P. 618–621.
28. Yamagata-Lynch L. C. Blending online asynchronous and synchronous learning // International Review of Research in Open and Dis-tributed Learning. 2014. Vol. 15. № 2. P. 189–212. https://doi.org/10.19173/irrodl.v15i2.1778
29. Johnson G. M. Synchronous and asynchronous text-based CMC in educational contexts: a review of recent research // TechTrends. 2006. Vol. 50. № 4. P. 46–53.
30. Mabrito M. A study of synchronous versus asynchronous collaboration in an online business writing class // American Journal of Distance Education. 2006. Vol. 20. № 2. P. 93–107. https://doi.org/10.1207/s15389286ajde2002_4
31. O'Doherty D., Dromey M., Lougheed J., Hannigan A., Last J., McGrath D. Barriers and solutions to online learning in medical education – an integrative review // BMC Medical Education. 2018. Vol. 18. https://doi.org/10.1186/s12909-018-1240-0
32. Mukhtar K., Javed K., Arooj M., Sethi A. Advantages limitations and recommendations for online learning during COVID-19 pandemic era // Pakistan Journal of Medical Sciences. 2020. Vol. 36. № COVID19-S4. https://doi.org/10.12669/pjms.36.COVID19-S4.2785
33. Abbasi S., Ayoob T., Malik A., Memon S. I. Perceptions of students regarding E-learning during Covid-19 at a private medical college // Pakistan Journal of Medical Sciences. 2020. Vol. 36. № COVID19-S4. https://doi.org/10.12669/pjms.36.COVID19-S4.2766
34. Almarzooq Z. I., Lopes M., Kochar A. Virtual learning during the COVID-19 pandemic: a disruptive technology in graduate medical edu-cation // Journal of the American College of Cardiology. 2020. Vol. 75. № 20. P. 2635–2638. https://doi.org/10.1016/j.jacc.2020.04.015
35. Brady A. K, Pradhan D. Learning without borders: asynchronous and distance learning in the age of COVID-19 and beyond // ATS Scholar. 2020. Vol. 1. № 3. P. 233–242. https://doi.org/10.34197/ats-scholar.2020-0046PS
36. Rehman R., Fatima S. S. An innovation in Flipped Class Room: a teaching model to facilitate synchronous and asynchronous learning dur-ing a pandemic // Pakistan Journal of Medical Sciences. 2021. Vol. 37. № 1. P. 131–136. https://doi.org/10.12669/pjms.37.1.3096