, Свердловская область, Россия
УДК 33 Экономика. Экономические науки
В статье рассматриваются вопросы образования граждан при помощи различных занятий с использованием цифровых технологий и в онлайн-формате. Предложены методы и технологии, способствующие совершенствованию образовательного процесса населения. Обращено внимание на существующие проблемы в сфере квалификации и повышения компетенций.
образование, самообразование, онлайн-обучение, угрозы образовательного процесса, экономическая безопасность
Проблема образования и самообразования является одной из основополагающих не только в жизни человека, но и государства. В настоящее время образовательный процесс представляет собой процесс получения знаний, взаимодействия с его участниками. При этом необходимо отметить, что на современном этапе большую популярность получили электронные цифровые технологии. Такие ресурсы являются более чем востребованными, так как предоставляют дистанционный доступ к обучающим программам, например, при заочной форме обучения в ходе получения второго высшего образования либо при повышении квалификации и профессиональной переподготовке [1], то есть в том случае, когда уже состоявшийся специалист осознанно самостоятельно выбирает для себя сектор новых знаний, который он хотел бы освоить. Другими словами, это в полной мере относится к получению дополнительных знаний и компетенций.
Образование — один из способов становления личности путем получения знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему социальных институтов [2]. Государству в любой сфере и отрасли экономики требуются высококвалифицированные специалисты, поэтому гражданам требуется непрерывно саморазвиваться, что возможно в дистанционном формате получения как платного, так и бесплатного образования.
Разновидностью образования в дистанционном формате могут являться онлайн-курсы/вебинары/семинары/тренинги, а также иные занятия в дистанционном формате, целью которых нередко является не столько просвещение людей, сколько получение прибыли. Однако зачастую в интернете вебинары/семинары/курсы/тренинги без внесения платы может посетить каждый пользователь.
Основными причинами повышенного спроса на образование через дистанционные технологии являются: просмотр и посещение онлайн-занятий в удобное время, уменьшение времени и сил на данные мероприятия по сравнению с очным форматом, и, конечно же, цена на данные виды услуг. Покупатели, приобретая право на использование цифровой информации, могут распоряжаться ею в свободное время. С помощью современных технологий с легкостью можно экономить время и силы, можно самостоятельно назначить временной отрезок, когда проводить занятие, также облегчается сдача квалификационных экзаменов и не только. Так как цифровизация образования идет большими скачками, то, следовательно, наблюдается рост предложений подобного рода образовательных услуг, в связи с чем продавцам приходится предлагать более выгодные условия для их приобретения [1].
Преимуществом дистанционного обучения является, во-первых, экономия денежных средств и времени. Как правило, проведение очных мероприятий увеличивают статью расходов. Так, например, требуется внесение платы за аренду помещения, оборудования, а также оплата труда обслуживающего персонала и другие расходы. Экономия времени для потребителя выражается, прежде всего, в удобстве использования сервисов, которые предоставляют возможность посмотреть материал в повторе, в случае невозможности посещения мероприятия в режиме онлайн или сложности материала, что позволяет неоднократно в удобное время обратиться к материалу.
В настоящее время работодатели вне зависимости от сферы деятельности требуют от работников постоянного личностного роста и улучшение профессиональных навыков, с целью повышения квалификации и конкурентоспособности персонала организации, что, в свою очередь, способствует улучшению качества и увеличению производимости.
Кроме того, проведение мероприятия в дистанционном формате посредством сети Интернет способствует привлечению неограниченного круга участников, что, в свою очередь, создает каждому участнику эффект присутствия и непосредственного участия в ходе мероприятие.
Благодаря разнообразию форм получения знаний желающие при помощи дистанционных технологий имеют возможность посетить то или иное мероприятие в зависимости от круга интересов и сферы профессиональной деятельности, проводимое в формате, например, видеохостинга, видеоурока, приложения для организации конференций и т. д. Используя сервисы, организатор создает трансляции, которые можно просматривать как в режиме реального времени, так и в повторе. Кроме того, современные информационные технологии позволяют выкладывать в различном формате дидактическую информацию неограниченному кругу лиц, а также материал для проверки пройденного материала [4, с. 65—67].
Используя специальные приложения, предоставляющие возможность создания видеоконференций, организаторы привлекают неограниченное количество слушателей, при этом максимально снижают расходы на организацию мероприятия и максимально реализуют поставленные задачи. Для потребителя в свою очередь создаются условия не только для пассивного участия в подобного рода мероприятиях, но и для активного, предлагая возможность активного взаимодействия как с организаторами мероприятия, так и с другими участниками, задавая вопросы, высказывая мнение как в ходе мероприятия, так и в отдельно созданных для этих целей чатах.
В качестве инициаторов подобного рода мероприятий могут выступать как представители государственной власти, так и физические и юридические лица вне зависимости от их форм.
Представители власти могут организовывать конференции с целью повышения экономического правосознания населения, уровня квалификации и знаний, совершенствования умений и навыков. Физические и юридические лица осуществляют данную деятельность зачастую с целью извлечения материальной или иного рода выгоды, а не с целью реализации образовательных задач, просвещения населения и повышения уровня его знаний.
Несмотря на значительный перечень преимуществ дистанционного формата приобретения знаний, существуют и негативные стороны данного явления.
Онлайн-образование создает возможность предоставления услуг ненадлежащего качества, совершения правонарушений и даже преступлений. Организаторы могут взимать предоплату, размещать недостоверную информацию о повышении уровня знаний после прохождения обучения и относительно качества предлагаемых услуг. Также организатором может быть предусмотрена частичная либо полная оплата обучения перед его началом. Кроме того, после осуществления оплаты, срок предоставления услуги может переноситься под различными предлогами, маскируя их под объективные обстоятельства, тем самым вводя потребителя в заблуждение. Продавец услуг может умышленно не выполнять свои обязательства, обманывая потребителя относительно истинных намерений, имея корыстный умысел и не предпринимая действий к организации обучения. В данном случае в действиях продавца могут быть усмотрены признаки преступления, предусмотренного УК РФ [5].
Кроме того, недобросовестные продавцы могут злоупотреблять своими правами, которые предусмотрены договором, при этом создавая условия невозможности выполнения обязанностей покупателем. Так, например, в договоре могут отсутствовать обязанности учебного центра относительно времени проведения занятий, которое по объективным обстоятельствам может не подойти покупателю. В то время как расторжение договора по инициативе покупателя влечет оплату неустойки.
На практике встречаются случаи не включения в сумму предоставляемой услуги стоимость сертификата или иного документа, подтверждающего прохождение обучения, что влечет дополнительные расходы.
На практике встречаются случаи, когда под обучающими курсами завуалированы так называемые «финансовые пирамиды», которые активно рекламируют уникальные образовательные программы и предлагают внести вступительный взнос, позволяющий получить к ним доступ [6, с. 48]. Однако после оплаты проходит демонстрация перечня видеоуроков, но по явно завышенной стоимости, а вернуть деньги представляется возможным в случае вовлечения в компанию иных участников.
Также в отдельную категорию следует отнести тренинги, оказывающие влияние на психологическое состояние человека. Так, например, организатор утверждает, что после посещения его мероприятия придет понимание, как правильно «зарабатывать деньги». Этим и опасны тренинги, что они могут кардинально поменять человека, поставя его и его семью в трудное финансовое положение [2, с. 244].
В целях предотвращения встречи с мошенниками на просторах интернета и негативных последствий от их недобросовестных действий, необходимо проводить с гражданами меры превентивного характера, а именно: профилактические беседы в образовательных организациях, активное развитие социальной рекламы, проведение онлайн занятий государственными организациями, осуществление контроля за качеством предоставления организациями и частными лицами услуг в сфере обучения и образования в интернете.
В настоящее время на законодательном уровне требуется внесение изменений в область предоставления образовательных услуг коммерческими организациями в дистанционном формате с использованием интернета.
Экономика знаний является одной из основополагающей в обеспечении экономической безопасности: «экономика знаний России — это экономика создающая, распространяющая и использующая знания, применение которых не идет вразрез с существующими морально-нравственными традициями и направлено на повышение конкурентоспособности отечественных производств на мировом рынке, а также на рост благосостояния и всестороннее развитие народа России-цивилизации» [7, с. 154—156].
1. Артюхов В. Г., Куличков Е. Н., Скубрий Е. В. Инновационные аспекты управления кадрами и математическое моделирование кадровых систем предприятий России. М.: ФГУП «ЦНИИ «Центр», 2009.
2. Звягин А. А., Чеботарев С. С., Яковлев Э. Н. Человеческие ресурсы как фактор безопасности России в современных условиях: правовая регламентация, экономическая характеристика // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2010. № 1. С. 243—247.
3. Звягин А. А. Управление безопасностью организации и ее персонала: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Москва. 2002.
4. Артемьева А. А., Кохно П. А. РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ. М.: Тверской государственный университет, 2020. 263 с.
5. Карпов С. А. Глобализация экономики: промежуточные итоги дискуссии // Международная экономика. 2011. № 7.
6. Звягин А. А. Прогноз развития Русской цивилизации // Инициативы ХХI века. 2010. № 3. С. 47—52.
7. Звягин А. А. На пороге перемен. Часть 2. Элита развития. Преображение. М.: Первое экономическое издательство, 2020. 292 с.