Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируется перспектива использования коллективных методов обучения в высшем образовании. Обосновывается психологическая составляющая эффективности коллективного метода обучения: создаются условия для формирования позитивной самооценки, улучшения психологического климата учебной группы; снижение волевого напряжения в ходе занятия за счет большей динамичности (полное отсутствие монотонии за счет смены видов деятельности) и использования максимально комфортной формы получения информации – в ходе живого общения; создание положительного эмоционального фона за счет удовлетворения социальной потребности в общении. Дается обоснование педагогической эффективности метода коллективного обучения тем, что информация воспринимается сразу по визуальному и аудиальному каналу, систематизируется и уточняется, период между усвоением и использованием информации минимален. В ходе уточнения понятия «коллективное обучение» дается его сравнение с групповыми методами обучения. Обосновывается выбор именно коллективного метода обучения. Приводится педагогический эксперимент по использованию коллективного метода обучения, оцениваются его результаты.

Ключевые слова:
коллективные методы обучения, групповые методы обучения, социальная фасилитация, социальная леность, педагогический эксперимент
Список литературы

1. Корягина Н. А., Кротова К. А. К проблеме исследования феномена социальной лености (на примере студентов НИУ ВШЭ г. Москвы) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика 2017. С. 64–70.

2. Майерс Д. Социальная психология. СПб. Питер, 2012. – 800 с.

3. Мкртчян М.А. О фазах становления коллективного способа обучения // Коллективный способ обучения. 2001. № 6. С. 3–12.

4. Пидкасистый П.И. Педагогика. М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.

5. Пидкасистый, П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов Образование XXI века. М.: Педагогическое общество России, 2005. – 144 с.

6. Рязанов В.А. Теория нечёткого множества и образовательная практика // Исследования гуманитарных систем. Вып. 4. Аксиоматическая теория образования: перспективы построения / Научн. ред. и сост. А.А. Остапенко. М.: НИИ школьных технологий, 2016. – 204 с.

7. Голубев Е. Б. Манипулятивные приемы ведения педагогической дискуссии (на примере публикаций о методе коллективного взаимообучения А. Г. Ривина) // Народное образование 2021. № 1. С. 140–148.

8. Brame, C. J. (2013). Team-based learning. Vanderbilt University Center for Teaching. [Электронный ресурс]. URL: https://cft.vanderbilt.edu/guides-sub-pages/team-based-learning/ (Дата обращение 03.09.2021).

9. Goo, Allison Brittney, «Team-based Learning and Social Loafing in Higher Education» (2011). University of Tennessee Honors Thesis Projects [Электронный ресурс]. URL: http://trace.tennessee.edu/utk_chanhonoproj/1423 (Дата обращение 05.09.2021).

10. Mramba Nyindo, Jovin Kitau, Esther Lisasi, Gibson Kapanda, Johnston Matowo, Patrick Francis, and John Bartlett. Introduction of Team-Based Learning (TBL) at Kilimanjaro Christian Medical University College: Experience with the Ectoparasites Module Med Teach. 2014 Apr; 36(4): 308–313 [Электронный ресурс]. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4116798/ (Дата обращение 03.09.2021).

Войти или Создать
* Забыли пароль?