сотрудник
Кемерово, Россия
сотрудник
Кемерово, Россия
Кемерово, Россия
сотрудник
Томск, Россия
В статье предложен методический подход к решению проблемы освоения английского языка школьниками с общим недоразвитием речи, определены межъязыковые влияния. Предмет исследования – средства, оптимизирующие процесс освоения английского языка школьниками с общим недоразвитием речи. Цель – выявить, теоретически обосновать и предложить к использованию методические средства, учитывающие межязыковые влияния в ситуации общего недоразвития речи у школьников. Указаны причины низкого уровня освоения грамматики родного языка у школьников данной группы. На основе результатов лонгитюдного исследования процесса межъязыкового влияния предложены методические средства, оптимизирующие процесс освоения английского языка школьниками с общим недоразвитием речи. Описанные методические средства, направленные на повышение уровня овладения английским языком школьниками с общим недоразвитием речи, представлены с учетом развития лексической системы родного языка у детей данной категории. Предложен к обсуждению вопрос о создании дополнительных адаптированных образовательных программ по обучению школьников с общим недоразвитием речи иностранному языку, исходя из особенностей развития лексической системы и динамики овладения грамматическим строем родного языка в ситуации общего недоразвития речи.
межъязыковые влияния, лексическая система языка, грамматический строй языка, методические средства, адаптированная образовательная программа
1. Левина Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа. 1967. № 2. С. 121–130.
2. Орфинская В. К. Сравнительный анализ нарушений речи при афазии и алалии: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Л., 1960. 26 с.
3. Расстройства речи у детей и подростков / под общ. ред. С. С. Ляпидевского. М.: Медицина, 1969. 288 с.
4. Трауготт Н. Н. О нарушениях взаимодействия сигнальных систем при некоторых остро возникающих патологических состояниях головного мозга. М.-Л.: АН СССР, 1957. 224 с.
5. Флоренская Ю. А. Избранные работы по логопедии. М.: АСТ; Астрель, 2006. 223 с.
6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: программно-методические рекомендации. 2-е изд., стер. М.: Дрофа, 2010. 189 с.
7. Елецкая О. В., Щукин А. В., Щукина Д. А. Диагностическая модель изучения нарушений орфографической компетенции у школьников с различными вариантами дизонтогенеза // Концепт. 2016. № Т13. С. 16–20.
8. Леонтьев А. А. Психофизиологические механизмы речи // Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка / ред. Б. А. Серебренников. М.: Наука, 1970. С. 314–370.
9. Воейкова М. Д. Усвоение первого и второго языка: сходства и различия // Путь в язык: Одноязычие и двуязычие / отв. ред. С. Н. Цейтлин, М. Б. Елисеева. М.: Языки славянских культур, 2011. С. 17–20.
10. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: Литур, 2003. 320 с.
11. Файрушена В. Х. Обучение детей с речевыми нарушениями английскому языку. Режим доступа: https://infourok.ru/obuchenie-anglijskomu-yazyku-uchashihsya-s-tnr-5079859.html (дата обращения: 20.09.2021).
12. Гагарина Н. В. Ошибки в употреблении глагольных форм при усвоении детьми русского языка // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2008. Т. 1. № 4-1. С. 152–167.
13. Ахапкина Я. Э. Причины и механизмы речевых сбоев на письме (на материале учебно-научных текстов носителей русского языка) // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 65–91. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-3-65-91
14. Круглякова Т. А. Ослышки дошкольников в процессе восприятии стихотворений // Логопед в детском саду. 2007. № 5. С. 39–44.
15. Tribushinina E., Dubinkina-Elgart E., Rabkina N. Can children with DLD acquire a second language in a foreign-language classroom? Effects of age and cross-language relationships // Journal of Communication Disorders. 2020. Vol. 88. https://doi.org/10.1016/j.jcomdis.2020.106049
16. Dunn L. M., Dunn D. M. Peabody Picture Vocabulary Test. 4th ed. 2007. 68 p.
17. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.: АРКТИ, 2002. 136 с.
18. Kenny N., Luque-Mortimer L. First certificate practice tests plus with key. Longman, 2008. 176 p.
19. Исенина Е. И. Начальный период развития речи у детей: проблемы и гипотезы // Вопросы психологии. 1987. № 2. C. 104–112.
20. Трибушинина Е. С. Наречия степени в детской речи: на материале нидерландского языка // Проблемы онтолингвистики – 2009: мат-лы Междунар. конф. (Санкт-Петербург, 17–19 июня 2009 г.) СПб.: Златоуст, 2009. C. 305–307.
21. Рингблом Н., Карпова С. В. Особенности нарративов двуязычных детей в Швеции и на Кипре // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2018. № 189. С. 141–153.
22. Залевская А. А. Психолингвистическое портретирование лексики: опыт экспериментального исследования // Психолингвистические исследования: слово и текст / отв. ред. А. А. Залевская. Тверь: ТГУ, 1995. С. 38–46.
23. Негневицкая Е. И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра // Иностранные языки в школе. 1987. № 6. С. 27–32.
24. Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М.: Педагогика, 1990. 184 с.