В данной статье рассматриваются основные этапы возникновения проектов. Управление проектами применяется в различных сферах деятельности. Как основа структурного видения позволяет оптимизировать методы и средства управления конкретными проектами и повысить эффективность их реализации.
проект, сфера деятельности, управление, разработка, продукт
Научный руководитель:
Келдибекова А.О.
Канд. пед. наук, доцент, факультет «Математика и информационные технологии», Ошский государственный университет
e-mail: aidaoskk@gmail.com
Scientific adviser:
Keldibekova A.O.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Teaching Technologies in Mathematics, Informatics and Educational Management, Osh State University
e-mail: aidaoskk@gmail.com
Введение. Инновационные формы применяются в организации учебной [4; 5] и методической [2] работы в школе. Навыки проектной деятельности необходимы школьникам при подготовке к математическим олимпиадам [3]. В разных сферах можно встретить интересные проекты, представляющие собой последовательность шагов по эффективной реализации задуманной идеи с конкретными целями, включающими требования ко времени и качеству результатов с применением оптимальных ресурсов. Обсуждение. Проектный метод имеет свою историю развития [6] (табл.).
Таблица
Ключевые этапы развития проектного метода
30-50 годы - начало управления проектами на Западе |
Американский ученый Гулик руководство и осуществление сложных проектов (1937) |
Gaddis в Harvard Business Review первые обобщающие статьи по управлению проектами (1950) |
компания «Дюпон де Немур» (Du Pontde Nemours Co) образовала группу для разработки методов и средств управления проектами (1956) |
сетевого планирования методы и техника сетевого планирования дали мощный толчок развитию в управлении проектами (1956−58) |
коллективом Remington Rand, возглавляемым Kelly и Walker, был разработан метод критического пути (CPM) с программной реализацией на ЭВМ UNIVAC (1957) |
для программы «Поларис» (US Navy) была разработана и опробована система сетевого планирования PERT (1957−58) |
комитетом Андерсона (NASA) был предложен системный подход к управлению проектом по стадиям его жизненного цикла, в котором особое внимание уделялось предпроектному анализу (1959) |
60-е годы − развитие методов сетевого планирования |
Появляется система GERT, использующая новую генерацию сетевых моделей (1966) |
70-е годы – развитие системного подхода к управлению проектами |
Решаются проблемы руководителя проекта и команды проекта (1971) |
Разрабатываются методы управления конфликтами (1977) |
Рассматриваются организационные структуры УП (1977) |
Создаются профессиональные организации управления проектами:− в Европе − Международная Ассоциация управления проектами (INTERNET);− в Северной Америке − Институт управления проектами (PMI);− в Австралии − Австралийский институт управления проектами (AIPM); − в Азии − Японская ассоциация развития инжиниринга (ENAA) |
80-е годы − управление проектами формируется как сфера профессиональной деятельности |
Развиваются методы УП в строительстве с ориентацией на заказчика |
Развивается управление качеством в проекте |
Осознается высокая роль и значение партнерства и слаженной работы команды проекта |
Управление риском выделяется в самостоятельную дисциплину в сфере УП |
Появляются компьютеры, новые информационные технологии, что обеспечивает более эффективное использование методов и средств УП |
В США публикуется первая коллективная работа института PMI − Project Management Body of Knowledge (свод знаний по УП) [1], в которой определены место, роль и структура методов и средств УП, и их вклад в общее управление |
90-е годы – новые направления и сферы приложения управления проектами |
в Германии выходит в свет учебник и практическое руководство по УП, подготовленные национальной Ассоциацией УП Германии (GPM) |
Создание Советской (позже Российской) ассоциации управления проектами СОВНЕТ |
Осознание возможностей и полезности применения УП в нетрадиционных сферах: социальные и экономические проекты, крупные международные проекты и др. Изучение возможности использования УП как методов и средств управления реформами |
Осознание необходимости и возможности, а также практическое начало процессов глобализации, унификации и стандартизации в области УП |
Разработка и ввод в действие программ сертификации менеджеров проекта |
Разработка и ввод в действие международных (ISO 10006) и национальных (APM, PMI, AI PM) стандартов по управлению проектами |
Любой проект всегда является комплексной задачей, который зависит от масштаба проекта, от сроков реализации качества, ограниченности ресурсов, места и условий реализации. Все названные факторы являются основанием для выделения различных типов проектов, их классификации.
Проект содержит в себе уникальность, рациональное обоснование. Заранее готовится текст документов (расчетов, чертежей, макетов и т.д.), реконструкции продуктов и механизмов. При разработке проекта планируется комплекс мер, предпринимаемых с целью получения конкретных уникальных результатов в рамках точного времени и в пределах утвержденного бюджета, который выделяется на оплату ресурсов, используемых в ходе проекта [7]. Примерами проектов могут служить:
− разработка нового продукта или услуги;
− осуществление изменений в структуре, кадрах и стиле организации;
− разработка или приобретение новой или усовершенствованной информационной системы;
− строительство здания или сооружения;
− или внедрение новой процедуры или нового процесса на предприятии.
Проекты, реализуемые в различных областях разными специалистами, имеют значительные различия между собой. Поэтому для выбора того или иного подхода к управлению конкретным проектом предварительно необходимо разобраться с его особенностями.
В реальной жизни управление проектами широко распространено. Управление проектами − это отдельный самостоятельный объект, включающий методологию, искусство организации, планирование, руководство, разработку трудовых, финансовых, материально-технических ресурсов на протяжении всего разрабатываемого цикла, направленную на достижение целей (применения современных методов, технологии управления для получения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта) [1]. Управление проектами состоит из компонентов:
1) содержание управления проектами − описание среды, в которой функционирует проект, а также его жизненный цикл;
2) процесс управления проектами − описывает общий взгляд на то, как взаимодействуют различные процессы управления проектами; 3) контроль за результатами проекта отвечает на вопросы: получен ли в результате уникальный продукт или услуга? Соответствует ли полученный результат цели проекта? Какие проблемы остались нерешенными?
Выводы. Системный подход к проектной деятельности позволяет:
− ставить цели и обеспечивать их выполнение;
− принимать правильные решения для эффективного управления любым процессом;
− правильно организовывать деятельность;
− прогнозировать результаты работы.
В результате выполнения проекта могут получиться:
− продукт, представляющий собой элемент другого изделия или конечное изделие;
− способность предоставлять услуги (например, бизнес-функции, поддерживающие производство);
− результаты, такие как последствия или документы (например, исследовательский проект производит данные, которые можно использовать для определения пользы какого-либо нового процесса для общества).
1. Волков И.П. Цель одна – дорог много: проектирование процессов обучения. – Москва: Просвещение, 1990. − 159 с.
2. Келдибекова А.О. Инновационные формы организации методической работы в школе//Наука. Образование. Техника. − 2017. − № 3-4 (60). − С. 60-63.
3. Келдибекова А.О. Формирование навыков проектной деятельности школьников при подготовке к математическим олимпиадам//Международный научно-исследовательский журнал. − 2018. − № 6-2 (72). − С. 86-90.
4. Келдибекова А.О., Жакыпова Ж.А. Влияние ситуации успеха при обучении математике на деятельность ученика: этапы и приемы создания//Журнал педагогических исследований. − 2020. − Т. 5. − № 6. − С. 43-48.
5. Келдибекова А.О., Токоева Д.Т., Абдыллажан У.А., Фазилов Р.Р. Построение личностно-ориентированной урочной и внеурочной деятельности - залог эффективности современного образования // Мир педагогики и психологии. − 2019. − № 1 (30). − С. 76-88.
6. Пелагейченко Н.Л. История возникновения и развития метода проектов. Метод проектов в советские времена (1920–1930 годы)// Технология. Всё для учителя! − № 3 (3). − 2013. − С. 2-7.
7. Шишов С.Е. Структура и содержание проектной деятельности /С. Е. Шишов// Стандарты и мониторинг. − 2005. − № 2. − С. 17-23.