В связи с повсеместной компьютеризацией и доступностью сети Интернет у студентов появляется возможность самостоятельно изучать любую дисциплину. Начертательная геометрия и инженерная графика в этом проекте не являются исключением. С февраля 2010 года группой разработчиков проводится разработка тренажера по указанной дисциплине. В статье описываются Интернет-тренажеры, помогающие студентам оценить свои знания.
начертательная геометрия, тренажер, обучение.
В связи с повсеместной компьютеризацией и доступностью сети «Интернет» у студентов появляется возможность самостоятельно изучать любую дисциплину и готовиться к различным контрольным мероприятиям с помощью современных технологий. Для реализации этой возможности был разработан проект «Интернет-тренажеры», благодаря которому студент может оценить свой уровень подготовки по конкретной дисциплине и теме, а также получить дополнительную информацию, позволяющую восполнить пробелы в знаниях [1].
Начертательная геометрия и инженерная графика в этом проекте не являются исключением. С февраля 2010 г. группой разработчиков, среди которых преподаватели Казанского государственного энергетического университета, Марийского государственного технического университета, Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, проводится разработка тренажера по указанной дисциплине.
Интернет-тренажер — это программно-методический комплекс, в основу которого положена методика критериального оценивания знаний, умений, навыков и компетенций студентов, система диагностики и интерпретации полученных ответов, алгоритмы целенаправленной тренировки учащихся в процессе многократного повторного выполнения тестовых заданий и объяснения причин их невыполнения [2; 3].
Самоподготовка студентов в системе Интернет-тренажеров проходит в виде тестирования. В начале тестирования студент выбирает параметры теста, затем выполняет сам тест и после прохождения теста получает результаты. Тестирование можно пройти в двух режимах «Обучение» и «Самоконтроль», к каждому из которых приводится краткое описание.
В режиме «Обучение» у студента есть возможность получить подсказку в случае неверного ответа и посмотреть правильное решение. Режим «Обучение» предназначен для осмысления и закрепления пройденного материала по дисциплине, формирования знаний, умений и навыков студентов. При этом тренинги имеют обратную связь и сопровождаются комментариями. О том, правильно ли дан ответ, студент получает информацию незамедлительно. В случае, если ответ окажется неправильным, студент получает подсказку, а при необходимости и указание на правильное решение. Режим «Обучение» имеет много параллелей с электронным учебником, но явно выигрывает у него в доступности, мобильности и, главное, в эффективности использования.
В режиме «Самоконтроль» студенту предоставляется возможность проверить себя в условиях, приближенных к реальному контрольному тестированию. Этот режим предназначен для оценки уровня усвоения знаний после изучения дисциплины, поэтому Интернет-тренажер не выдает комментарии, а результат выполнения теста выводится по завершении всего тестирования, ограниченного во времени. При необходимости после прохождения режима «Самоконтроль» студент может вернуться к режиму «Обучение», чтобы поработать над ошибками.
Для преподавателей с целью проведения контрольных мероприятий среди студентов разработан режим «Текущий контроль». При помощи режима «Текущий контроль» преподаватель может с минимальными затратами времени провести контроль знаний и получить результаты в удобном для анализа виде.
В рамках системы Интернет-тренажеров преподаватели образовательных учреждений имеют возможность реализовать следующие виды контроля:
- текущий контроль — это диагностика знаний студентов по отдельным разделам или темам дисциплины, позволяющая оценить целостность и прочность усвоения учебного материала достаточно большого объема;
- итоговый контроль — это диагностика результатов образовательного процесса по всей дисциплине, характеризующая не только уровень знаний и умений студентов, но и качество работы преподавателя и организацию образовательного процесса на кафедре и в учебном процессе.
1. www.i-exam.ru
2. www.fepo.ru
3. Наводнов В.Г., Киселева В.П. Текущий контроль знаний студентов в системе Интернет-тренажеров // Современные проблемы профессионального технического образования: Материалы международной научно-методической конференции. — Йошкар-Ола: МарГТУ, 2010. — С.139—141.