КОНЦЕПТ «КРИЗИС» КАК ИНСТРУМЕНТ АРТИКУЛЯЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКИХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируется концепт «кризис» как атрибут символической политики, находящий отражение в общественно-политическом дискурсе. Целью являлось изучение концепта «кризис» как инструмента борьбы дискурсов в зависимости от политических интересов акторов. Важнейшим источником современного общественно-политического дискурса являются средства массовой информации. В связи с этим, изучение проявлений концепта «кризис» осуществлено с помощью инструментария контент-анализа и качественного анализа текста. В результате проведенного анализа содержания российских федеральных и региональных средств массовой информации подтвердилась гипотеза о том, что концепт «кризис» используется в борьбе дискурсов, принимая смысловые значения, определяемые политическими интересами акторов. Фиксируется преобладание кризисного контента в федеральной прессе. Также отмечается, что федеральные и региональные СМИ не столько транслируют картину реальности, сколько принимают участие в трансформации представлений об этой реальности. Данные и выводы, полученные в результате исследования, позволяют в дальнейшем более объективно оценивать мотивационные и содержательные аспекты эскалации кризисных ситуаций в публичном поле.

Ключевые слова:
концепт «кризис», политические интересы, средства массовой информации, общественно-политический дискурс, формирование общественного мнения
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

 На протяжении длительного времени кризис был перманентным спутником общества и, несомненно, остается постоянным явлением современности. С одной стороны, кризис часто возникает как объективная реальность в результате обострения социально-экономических и общественно-политических противоречий, что нарушает стабильное функционирование политической системы. С другой стороны, он порой проявляется в искаженном виде в срезах общественного мнения, настроениях политиков, журналистов, экспертов и демонстрирует свои возможности концептуализироваться посредством дискурса.

В качестве основной гипотезы можно предположить, что концепт «кризис» используется в борьбе дискурсов, принимая смысловые значения, определяемые политическими интересами акторов. Так, государственные СМИ поддерживают позитивный и мобилизационный дискурс, демонстрируют сюжеты, в которых власть контролирует и решает проблемы, тем самым работают на снижение психологического напряжения в массовом сознании. Негосударственные (оппозиционные) медиа чаще трактуют «кризис» как реально существующие противоречия, достигшие из-за политики властей своего апогея. Алармистский дискурс направлен на разрушение доверия к власти, актуализирует протестные настроения, тем самым фактически провоцирует кризис в политической реальности.

 

 

 

Обзор научной литературы

Кризис представляет собой сложное явление, исследуемое в разных научных областях, что свидетельствует о многогранности его структуры и характера и, в связи с этим, относится к категории концепта.

Как научное понятие кризис достаточно подробно исследовался зарубежными учеными. Концептуально-философские аспекты кризиса затронуты в трудах зарубежных обществоведов: Г.В.Ф. Гегеля (Феноменология духа), М. Вебера (Протестантская этика и дух капитализма), Т. Парсонса (Система современных обществ), О. Шпенглера (Закат Европы), А. Тойнби (Постижение истории), К. Маркса (Капитал. Теория прибавочной стоимости) [6; 7; 18; 25; 37; 41].

Различные кризисные аспекты социальной реальности проанализированы в работах отечественных ученых А.Д. Арманда, А.Г. Здравомыслова, В.В. Жерехина, А.Н. Медушевского, Д.И. Люри, Н.И. Лапина, П.А. Сорокина, Р.И. Соколовой, Т.Ю. Сидориной, Ю.В. Яковца [1; 15; 20; 31; 32; 33; 34; 44].

Также анализ концепта «кризис» весьма успешно осуществлен в рамках лингвокультурологического направления. Теоретические исследования представлены работами Н.Д. Арутюновой, В.И. Карасика, Е.С. Кубряковой, Ю.С. Степанова, Л.М. Салатовой [2; 11; 14; 30; 35].

Вместе с тем, с позиции цели нашего исследования, наибольший интерес представляют политические кризисы, так как они демонстрируют болезненное состояние политической системы. Опираясь на стэндфордскую модель кризиса (Г. Алмонд, Р. Мундт, С. Флэнаган), можно резюмировать, что в случае, если система не в состоянии выполнять адаптивные функции, не обеспечивает требуемое качество самоуправляемости, она погружается в кризис [36, с. 95, 98]. У. Розенталь, М. Чарльз, П. т’Харт, К. Даудинг и Р. Кимбер характеризуют кризис как угрозу ключевым элементам и базовым ценностям политической системы [49].

Кризис как стадия конфликта исследован С. Хантингтоном (Столкновение цивилизаций) [39]. В этом ключе классическими в изучении теории политических кризисов можно считать труды Р. Дарендорфа (Элементы теории социального конфликта) и Л. Козера (Функции социального конфликта) [10; 12].

В современной политической науке смыслы концепта «общественно-политический кризис», пожалуй, впервые представлены в методологии исторического институционализма, включающего в описание «троп истории» неизбежные кризисные «исторические развилки» [46; 47]. Применительно к конкретному политическому процессу, эти методологические установки стали основой изучения политических кризисов [48].

Из российских ученых теоретические и прикладные вопросы большой темы политических кризисов исследовали А.В. Глухова, О.А. Рыжов, М.М. Лебедева, А.С. Панарин, В.А. Барсамов, Р.Ф. Матвеев, А.В. Шубин, В.А. Ядов [3; 8; 16; 19; 23; 29; 42; 43].

М.И. Туган-Барановский и Н.Д. Кондратьев установили такие особенности кризиса как цикличность и перманентность [13; 38]. О.В. Рогозян и О.В. Петренко, в обобщенном виде, под политическим кризисом представляют дестабилизацию политической системы на основе обострения противоречий в политических отношениях [26, с. 41, 46; 27, с. 142-143].

Проблема урегулирования политических кризисов остается наиболее актуальной научной и прикладной задачей текущего дня. В качестве такого механизма отечественные авторы указывают, в частности, на актуальность обеспечения диалога с социумом: «В период кризиса необходимо дать равные возможности более широкому кругу субъектов, способных участвовать в формировании стратегий его преодоления, в поиске путей перехода от спада к оживлению» [22, с. 93].

Импульс обсуждению смыслового содержания концепта «общественно-политический кризис» в научном и общественном дискурсе дала полемика, связанная с датой 100-летия Русской революции. Здесь интересна трактовка взаимосвязи этих двух концептов. Все авторы были согласны с тем, что революция являлась результатом глубокого социального кризиса. Однако вопреки прежним представлениям ее неизбежности [24], большинство исследователей, хотя и признают объективные предпосылки кризиса, вызвавшего революцию, эту неизбежность отрицают. Так, с точки зрения Л.Е. Гринина, и в самом деле, «начиная с Нового времени в основе революций в большинстве случаев лежат серьезные диспропорции в развитии общества, которые появились в результате ускоренной модернизации» [9, с. 138]. Однако разрешение кризисной ситуации через революцию является результатом игры политических сил и крайне нежелательно, губительно для социальной системы, «вот почему в целом революции всегда были разрушительным и затратным способом социального прогресса» [9, с. 151]. Н.С. Розов аналогично интерпретирует кризис как непосредственную причину революции [28, с. 95]. При этом, им социально-политический кризис трактуется как «конфликтный период, когда низовые протесты и недовольство элит настолько сильны, что их не удается погасить обычными действиями со стороны режима, поскольку они приводят к подъему и расширению протестов и недовольства» [28, с. 93]. Однако революции при этом не являются, с точки зрения автора, неизбежными. Они становятся таковыми только в случае отказа режима от «регулярных честных и открытых демократических выборов» [28, с. 106].

Следует отметить, что современные зарубежные исследователи также видят залог мирного разрешения общественного кризиса и достижения социальной гармонии в формировании демократической политической системы и процессах политической социализации, основывающейся «на эффективном гражданском образовании, формирующем ценности, отношения, убеждения и мнения граждан, которые позволяют им функционировать в политической системе» [45, с. 81].

В описании современных политических процессов концепт «общественно-политический кризис» чаще всего используется в узком смысле, когда говорится о кризисе конкретных политических институтов [5; 17].

В более широком контексте используется понятие «общественный кризис» А.И. Неклесса. С его помощью он описывает глубокий цивилизационный кризис современного общества, вызванный «во-первых, реальностью глобального массового общества, получившего доступ к достижениям современной цивилизации, а во-вторых, революцией элит как класса и как личностей» [21, с. 83].

Итак, концепт «кризис» включен в предметную область не только коммуникативной и когнитивной лингвистики, философии, культурологии, психологии, но и является актуальным для политической науки, он в полной мере является мысленным образованием, выступающим в качестве ядрообразующего понятия в комплексе родственных предметов и явлений, несущих, как правило, негативную коннотацию. Концепт «кризис» относится к весьма значимым составляющим концептосферы[1] современного человека, находит отражение в различных сферах жизни, что говорит о сложности ситуации, которая, как правило, имеет затяжной характер, широко распространен в политическом дискурсе и характеризует противоречивые общественно-политические процессы. Это, в свою очередь, определяет особую роль концепта в общественно-политическом дискурсе. Важно отметить, что одной из функций общественно-политического дискурса, наряду с социально-формирующей, стабилизирующей и нормативной, выступает манипулятивная [40].

На роль концепта «кризис» в общественно-политическом дискурсе уже обращали внимание отечественные исследователи. Так, И.В. Башкова делает вывод, что увеличение частотности слова «кризис» в политическом дискурсе свидетельствует о росте «кризисности» современного сознания [4, с. 70]. В то же время, использование концепта основными участниками дискурс-процесса нуждается в дальнейших исследованиях и, в первую очередь, это относится к средствам массовой информации (далее – СМИ). Образ кризиса в российских СМИ также уже становился предметом исследования со стороны политической лингвистики [31]. Однако не менее важным является изучение использования концепта «кризис» СМИ в контексте влияния на отношения власти и общества, в том числе – в российских регионах.

 

Методы

Исследование концепта «кризис» в общественно-политическом дискурсе логично осуществлять в рамках социологических методов и наиболее адекватным является инструментарий контент-анализа. В связи с этим, методикой исследования процедурно закреплена фиксация в хронологической последовательности упоминаний концепта «кризис», формализованного в ассоциативных словоформах. Далее зафиксированы масштаб распространения, сила проявления, продолжительность, его эмоциональные характеристики. Анализу подверглись словоформы в привязке к политическим процессам, институтам и явлениям, которые были определены как единицы анализа. Так, это: кризис, политический кризис, экономический кризис, финансовый кризис, управленческий кризис, системный кризис, структурный кризис, кризис власти, кризис выборов, партийный кризис, предкризисное состояние, бедственная ситуация, дестабилизация, дезорганизация, нестабильность, неустойчивость, упадок, политический взрыв, политическая катастрофа.

С учетом того, что СМИ отражают важные нюансы общественно-политического дискурса, в качестве источника контент-анализа выбраны газетно-публицистические тексты, размещенные в наиболее популярных федеральных и региональных электронных изданиях[2]. Хронологически определен период с 1 января 2018 г. по 15 февраля 2021 г. Техническая возможность проведения контент-анализа обеспечена посредством информационно-аналитической системы Медиалогия.

Для анализа были выбраны сайты топовых федеральных газет[3], а также популярные в Югре сайты региональных СМИ[4], которые, в свою очередь, можно классифицировать на две дискурсные группы: государственные (провластные) и негосударственные (часто оппозиционные) СМИ.

Рабочей гипотезой контент-анализа предполагалось, что объем кризисного контента в большей степени преобладает в федеральной повестке. Шлейф негативных настроений и ожиданий занимает больший хронологический период в федеральных СМИ. Кризисные ситуации, зафиксированные в федеральном медиаполе, оказывают большее влияние на общественно-политическую ситуацию в регионе. Но региональная повестка дополняет и продлевает шлейф кризисных настроений.

 

Результаты анализа

Анализ данных СМИ с 1 января 2018 г. по 15 февраля 2021 г. демонстрирует ряд тенденций и особенностей. Так, в федеральных СМИ выявлено 33 821 сообщение о кризисных ситуациях (рис. 1).

Среди федеральных СМИ чаще используют кризисную тематику редакции газет: Известия, Российская газета и Московский Комсомолец, реже Комсомольская правда и газета РБК (рис. 2).

В региональных СМИ выявлено 1165 сообщений о кризисных ситуациях (рис. 3).

В региональном медиаполе Югры чаще к теме кризисов обращаются Информационное агентство СИА-Пресс и Новости Югры/Ugra-news.ru, реже ОТРК Югра и газета Новый город (рис. 4).

Следует пояснить, несмотря на то что информационное агентство СИА-Пресс и газета Новый город входят в единую информационную сеть и принадлежат сургутскому предпринимателю и журналисту Т.В. Самборскому, они ориентированы на разные целевые аудитории, используют отличные маркетинговые и информационные стратегии. ИА СИА-Пресс размещает информацию исключительно в сети Интернет, ориентирован на массового читателя, в основном среднего и молодого возраста. Газета Новый город позиционирует себя как информационно-аналитическое периодическое печатное издание, частично дублирующее информацию на одноименном сайте, чем и обусловлено значительно меньшее количество контента.

Стоит отметить, что рост кризисной тематики в федеральных СМИ начинается с марта 2020 г., и напряжение сохраняется до января 2021 г. Отчетливо фиксируется, что пиковым является апрель 2020 г., тенденция характерна как для федеральных (2382 сообщения), так и для региональных СМИ (126 сообщений). На фоне сохраняющегося в федеральных СМИ большого объема кризисного контента в региональных СМИ фиксируется два существенных пика, в апреле 2020 г. и в ноябре (78 сообщений) 2020 г.

В целом можно отметить, что период с 1 января 2018 г. по февраль 2021 г., с точки зрения федеральных СМИ, является высококризисным, количество сообщений о кризисах не опускается ни в один из месяцев ниже 600 сообщений. Региональные СМИ в гораздо меньшем объеме размещают кризисный контент. В исследуемом периоде кризисная тематика в региональных СМИ занимает 3.44% от объема кризисного контента в федеральных СМИ. Однако стоит обратить внимание, что сообщения о кризисах все-таки ежемесячно фиксируются, и их количество не снижается в среднем менее 15 сообщений в месяц.

Наиболее яркие, часто фиксируемые, сюжеты этого периода в федеральной повестке касаются таких тем, как нефтяной кризис, мировой финансовый кризис, политический кризис в Австрии, Венесуэле, Великобритании, Италии, Германии, Сирии, Мали, Ливии, Израиле, Греции, Болгарии, Молдавии, Украине, Киргизии, Белоруссии, дипломатический кризис, кризис в отношениях с Европой, кризис международных торговых отношений, политический кризис в ЕС, кризис в отношениях Армении и Азербайджана, кризис в Карабахе, управленческий, системный, структурный, политический кризис в США, кризис демократии в Америке, кризис в отношениях Грузии и России, кризис в отношениях России и США, Британии, коронакризис, «ковидный» кризис, социальный кризис в России, антикризисные меры в России, отдельные достижения в борьбе с кризисными явлениями в России.

Всего за данный период описано 26 819 кризисных событий. Интересно, что существенный объем контента в федеральных СМИ занимает внешнеполитическая, внешнеэкономическая и международная тематика, а внутренние кризисы занимают факультативное место.

Качественный анализ содержания публикаций демонстрирует тенденцию к использованию федеральными СМИ приемов и технологий, направленных на фокусирование внимания потребителя информации на определенной тематике, в данном случае в основном связанной с кризисной проблематикой за рубежом. 

Этот вывод подтверждает и автоматизированный анализ в разрезе популярных слов. Так, информационно-аналитическая система Медиалогия наряду с ключевым концептом «кризис» ассоциирует такие понятия, как экономика, рынок и такие образования, как США (Трамп), Венесуэла, Украина, Евросоюз (рис. 5).

Среди наиболее заметных кризисных сюжетов в региональной повестке фиксируются: коронакризис, «ковидный» кризис, кризис пандемии, нефтяной, финансовый, глобальный, системный, экономический, демографический кризис, кризис строительной отрасли, региональные антикризисные меры, политический кризис в Белоруссии, управленческий кризис в Пыть-Яхе, Нефтеюганске, Сургуте, кризис в строительной компании ДЭП (Сургутский предприниматель А.В. Копайгора), кризис в ЮТэйр.

Всего за данный период в региональных СМИ описано 1045 кризисных событий. Качественный анализ контента в целом демонстрирует тенденцию, в рамках которой окружные СМИ смещают акценты с регионального на федеральный или муниципальный уровень, транслируют кризисную тематику как тренды общероссийского и общемирового масштаба и характера, более выпукло демонстрируя окружные меры поддержки и антикризисные мероприятия, минимизируя кризисные сюжеты регионального характера.

Автоматизированный анализ региональных СМИ частично подтверждает данный вывод. Так, наряду с часто употребляемым словом Югра тиражируются словосочетания, связанные с Сургутом, как с крупнейшим муниципалитетом округа, а также, такие термины, как кризис, бизнес, нефть, рубль, цена (рис. 6).

Анализ эмоциональной окраски контента в федеральных СМИ показывает, что большая часть исследованных текстов носит нейтральный характер. При этом относительно словосочетания Российская Федерация, существенно отставая от нейтральной подачи материала, пропорции между негативным и позитивным характером упоминания распределяются примерно поровну. А относительно слов США и коронавирусная инфекция пропорции смещаются в сторону негативной эмоциональной окраски за счет сокращения нейтральной (рис. 7).

В региональных СМИ существенно преобладает нейтральная эмоциональная окраска контента. Если негативная оценка проявляется в отношении терминов Ханты-Мансийский АО, Российская Федерация, коронавирусная инфекция, то позитивный характер коррелируется преимущественно со словосочетанием Ханты-Мансийский АО, что также подтверждает ранее сделанный вывод об информационной стратегии региональных СМИ по корреспондированию кризисной тематики с регионального уровня на иные. Также в рамках исследуемого периода постепенно проявляется закрепившаяся связь, как в федеральных, так и региональных СМИ между терминами кризис и коронавирус (рис. 8).

Как отмечалось ранее, апрель 2020 г. является месяцем с наиболее кризисным контентом в федеральных СМИ. В целом этот месяц концентрированно повторяет большие тренды всего периода. Показательно, что яркие сюжеты в апреле в федеральной повестке по-прежнему связаны с терминами коронакризис, мировой экономический кризис, нефтяной кризис, кризис в Австрии, Великобритании, Италии, Германии, Бразилии, США, Словакии, Украине, Белоруссии, Северной Осетии, антикризисные меры в России. В этом месяце также доминирует внешняя для России тематика.

В региональном медиапространстве в исследуемый период на общем фоне выделяются два пиковых месяца, апрель 2020 г. (126 сообщений) и ноябрь (78 сообщений) 2020 г. Если в апреле в региональной повестке в приоритетной последовательности распределились термины коронакризис, нефтяной, финансовый, глобальный, системный, экономический кризис, антикризисные меры, то в ноябре поменялась последовательность частоты упоминания словосочетаний: системный, финансовый, экономический кризис, антикризисные меры, коронакризис. Региональные СМИ в эти месяцы также акцентируют внимание на том, что кризис носит общероссийский и общемировой характер. В ноябре тема коронакризиса смещается с приоритетных позиций на второстепенные, больше внимания уделяется мерам поддержки и антикризисным мероприятиям в округе.

На примере обсуждения коронакризисной проблематики в региональных СМИ можно проследить отличительные черты дискурсного стиля в зависимости от статуса издания, является ли оно государственным или частным. Так, контент информационного агентства СИА-Пресс часто носит критический, провокационный характер по отношению к властным институтам. Комментаторы, привлеченные эксперты и общественники ставят под сомнение эффективность государственных мер в условиях пандемии и коронакризиса. Например, в публикации с весьма острым заголовком «Нынешний кризис – повод для власти очиститься и погнать блатных и бестолковых с постов, и не набирать новых, – общественный эксперт утверждает, что "округ никак не помогает простому трудовому предпринимателю". Все что сказано – это просто слова, которые не имеют никакого значения»[1].

Или характерные оценки делает журналист информационного агентства Дмитрий Щеглов, «С большим любопытством слежу за тем, как наше государство по капле выдавливает из себя поддержку бизнесу… Вообще стоит пойти дальше. Убрать все эти бесконечные бюрократические структуры, которые ежегодно проверяют официальные доходы граждан, чтобы не дай бог не заплатить какое-нибудь пособие тому, кто заработал на 50 рублей больше одного МРОТа, и платим всем безусловный гражданский доход»[2].

Достаточно негативно высказались и привлеченные эксперты о государственных мерах поддержки. Так, предприниматель Валентина Пахтаева на страницах СИА-Пресс резюмирует, что, по ощущениям, нас ждет катастрофа. «Карантина у нас нет, и это проблема. Если бы они объявили карантин, режим ЧС, то мы бы сохранили экономику, ведь тогда государству пришлось бы платить по нашим долгам. Вместо этого объявили какую-то самоизоляцию – беспрецедентная дурь, что за глупости? Сидите месяц дома, работодатели вам заплатят. А с каких, извините меня, шишей? Предупреждаю людей, что при создавшейся ситуации будет обязательное сокращение зарплат, я уже отменила все премии, все поощрения, доплаты, обязательно будет задержка зарплаты, если даже не заморозка. Первый вопрос, с которым они ко мне бегут: А как мы будем платить кредиты?, я отвечаю: Ребята, я не знаю, все вопросы к Владимиру Владимировичу»[3].

Поддерживает такой критический настрой владелец и издатель информационного агентства СИА-Пресс (газеты Новый город) Тарас Самборский, который считает, что: «Правительство в очередной раз издало что-то невнятное, типа рекомендовать арендодателям снизить-перенести-пересчитать. А за какой счет? Это как в последнем меме, где Путин заходит в пивнушку и кричит: всем посетителям пива за счет заведения! Мы непрерывно живем в экономическом ужасе, непрерывно! Нас каждый день доят, доят, доят так или иначе – и вы думаете, что кто-то еще верит такому государству? Дудки!»[4]. Стоит отметить, что алармистский фон на портале СИА-Пресс, практически во всех публикациях, активно поддерживается и тиражируется комментариями подписчиков[5].

С другой стороны, риторика государственного ресурса Новости Югры/Ugra-news.ru более позитивна, направлена на информирование широкой аудитории о принятых решениях, разъясняя по существу их положительный смысл. На площадке Ugra-news.ru традиционно размещаются программные документы органов власти, решения окружного правительства и губернатора. Так, на страницах государственного издания опубликовано выступление губернатора Югры Натальи Комаровой в окружной Думе, в котором она излагает тезисы об успехах и задачах региональной власти: «Отмечу, что в результате совместной работы в этом году нами был реализован ряд значимых, по сути базовых, законодательных инициатив… Упомяну закон об окружном бюджете. Его подготовка велась в сложных экономических условиях и, прежде всего, при неблагоприятной внешней конъюнктуре. Нестабильность поразила финансовый и энергетический рынки, а наши партнеры на Западе постарались сделать так, чтобы вся тяжесть накопившихся в связи с системным кризисом проблем, за счет санкций была перераспределена на наши, российские плечи. … Фактически, новый бюджет отражает характеристики развития мира и нашей страны, в частности. Спасибо за то, что поддержали эти решения и подходы, которые в свою очередь разделяют большинство югорчан»[6].

Также губернатор на страницах государственного издания прокомментировала тему единой субвенции для субъектов РФ. Так, «В Югре мы обсуждали вопросы децентрализации бюджетных полномочий. В результате сложилась позиция – конфигурация распределения полномочий по уровням власти, сокращение их количества является стержнем, общероссийским мотиватором модернизационного процесса. Единство страны проявляется в единообразии основных правил, но при этом привязка к конкретной территории региона или муниципалитета является важнейшим фактором стратегического выживания России при любых внешних меняющихся условиях. Серьезным напоминанием об этом служат нам периодически происходящие мировые кризисы» [7], – обозначила Наталья Комарова.

Сама подача темы кризиса газетой Новости Югры и порталом Ugra-news.ru носит конструктивный характер. Например, госиздание информирует, что 17–18 апреля 2020 г. состоится антикризисный форум (Synergy Forum). Целью мероприятия являлась выработка адекватных мер для бизнеса по приспособлению к кризису и фундаментальный переход в цифровое пространство в рамках построения новых бизнес-моделей. Тиражирование подобного контента направлено на ослабление напряжения, программирование аудитории на поиск антикризисных решений. Так, в этой публикации отмечается: «Кризис – это время новых возможностей. Программа форума предусматривает ряд панельных сессий по антикризисному управлению и экспертной аналитике в таких сегментах, как малый и средний бизнес, e-commerce, ресторанный бизнес, ритейл, индустрия развлечений, логистика, девелопмент, производство и медицина. Слушателям будут представлены прогнозы развития ситуации на будущий год, антикризисная программа с пошаговой инструкцией и стратегии перевода бизнеса в онлайн-формат. Наш основной посыл — не поддаваться панике и не нагнетать текущую ситуацию. Школа Бизнеса «Синергия» собирает антикризисный онлайн-форум, чтобы поддержать представителей различных сегментов российского бизнеса, которые оказались под ударом, и с помощью экспертов и первых лиц российских компаний показать, что из любой ситуации можно найти выход»[8].

 

Выводы

Таким образом, по итогам проведенного исследования находит свое подтверждение рабочая гипотеза. Можно заметить практически синхронные тренды в федеральных и региональных СМИ. При этом демонстративно преобладает многократное превосходство объема негативного контента в федеральных СМИ. Тем не менее отмечается и тематическое заимствование, тиражирование и поддержание кризисной повестки в региональных СМИ.

Также напрашивается вывод, что как федеральные, так и региональные СМИ не столько транслируют картину реальности, сколько принимают участие в трансформации представлений об этой реальности. Причем, если в случае с федеральными СМИ очевидно перенасыщение внешнеэкономической и внешнеполитической тематикой, то на региональном уровне СМИ подчеркивают глобальность кризисных процессов, смазывая и минимизируя информацию о кризисных явлениях в регионе. В целом же можно отметить, что концепт «кризис» широко присутствует как в федеральном, так и региональном общественно-политическом дискурсе.

Подтверждается и основная гипотеза исследования. Действительно, концепт «кризис» используется в борьбе дискурсов, принимая смысловые значения, определяемые политическими интересами акторов, в нашем случае редакциями СМИ. На примере регионального контента видно, что государственные СМИ поддерживают позитивный дискурс, демонстрируют сюжеты, в которых власти контролируют и решают проблемы, тем самым работают на снижение психологического напряжения аудитории. Негосударственные (оппозиционные) медиа чаще трактуют «кризис» как реально существующие противоречия, которые созданы неумелыми действиями властей. Алармистский дискурс направлен на разрушение доверия к власти, актуализирует протестные настроения, тем самым, фактически, провоцирует кризис в политической реальности.

 

[2] Отрицательный отбор. СИА-Пресс. Официальный сайт. URL: https://siapress.ru/blogs/95178-otritsatelniy-otbor (дата обращения: 04.07.2021).

[3] Как выживать в кризис. СИА-Пресс. Официальный сайт. URL: https://siapress.ru/interview/95138-valeriya-pahtaeva-oni-seli-gopoy-na-fnb-i-nikomu-ne-dadut-ni-kopeyki-potomu-chto-eto-ne-nashi-dengi-ne-nashi-nalogi-eto-ih-lichnie-sberegeniya (дата обращения: 04.07.2021).

[4] Тарас Самборский: «Путин всех угощает пивом за счет заведения». СИА-Пресс. Официальный сайт. URL: https://siapress.ru/interview/94865-taras-samborskiy-putin-vseh-ugoshchaet-pivom-za-schet-zavedeniya (дата обращения: 04.07.2021). 

[5] Мародерство и государственный грабеж. СИА-Пресс. Официальный сайт. URL: https://siapress.ru/blogs/94819-marodyorstvo-i-gosudarstvenniy-grabyog (дата обращения: 04.07.2021). 

[6] Выступление губернатора Югры Натальи Комаровой на заседании Думы автономного округа. Новости Югры. Официальный сайт. URL: http://ugra-news.net/society/2020/04/08/29639.html (дата обращения: 04.07.2021).

[7] Губернатор Югры Наталья Комарова прокомментировала ряд инициатив прошедшего заседания Госсовета. Новости Югры. Официальный сайт URL: http://ugra-news.net/society/2020/04/08/29603.html https://uralpolit.ru/ (дата обращения: 04.07.2021). 

[8] Время строить новый мир: Школа Бизнеса «Синергия» проводит антикризисный онлайн-форум.


[1] Концептосфера – это совокупность концептов нации, образованная всеми потенциями концептов носителей языка.

[2] В границах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

[3] Рейтинг ТОП-10 СМИ по данным Медиалогия. URL: https://www.mlg.ru/ratings/media/federal/7995/#gazeti; https://www.mlg.ru/ratings/media/regional/7950/ (дата обращения: 05.08.2021): «Известия» (негосударственное, независимое СМИ), «Коммерсант» (негосударственное, независимое СМИ), «Российская газета» (печатный орган Правительства РФ), «Комсомольская правда» (негосударственное СМИ), «Московский комсомолец» (негосударственное СМИ), «Парламентская газета» (издание Федерального Собрания РФ), «Ведомости» (негосударственное СМИ), «Новая газета» (негосударственное СМИ), «Аргументы и факты» (негосударственное СМИ, приобретены компанией МИТ, контрольный пакет акций принадлежит мэрии Москвы), «Газета РБК» (негосударственное СМИ, издается в сотрудничестве с немецкой Handelsblatt).

[4] Популярные в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра сайты региональных СМИ: «Новости Югры/Ugra-news.ru» (учредители – открытое акционерное общество Издательский дом «Новости Югры», Дума Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа — Югры), «ОТРК Югра» (учредитель – Департамент общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа-Югры), «ИА ЮГРАПРО» (негосударственное, независимое СМИ), «РИЦ Югра» (учредитель – автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружная телерадиокомпания «Югра»), «СургутИнформТВ» (негосударственное, независимое СМИ), «СИА-Пресс»/«Новый город» (негосударственное, независимое СМИ), «Сургутская трибуна» (учредитель – открытое акционерное общество Издательский дом «Новости Югры»), «ТРК СургутИнтерНовости» (негосударственное, независимое СМИ), «Muksun.fm» (негосударственное, независимое СМИ), «Местное время» (учредитель – открытое акционерное общество Издательский дом «Новости Югры»), «Медиа-холдинг Западная Сибирь» (холдинг аффилирован с ООО ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь), «ИА Мангазея-Новая Югра» (негосударственное, независимое СМИ).

 

Список литературы

1. Арманд А.Л., Люри Д.И., Жерехин В.В. Анатомия кризиса. − Москва: Наука. 1999. 238 с.

2. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс / Теория метафоры: [Сборник] / Пер. под ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской; Вступ. ст. [с. 5-32] и сост. Н. Д. Арутюновой. − Москва: Прогресс. 1990. 511 с.

3. Барсамов В.А. Структура общественно-политического кризиса (теоретический и прикладной анализ). − Москва: МИИТ. 2002. 27 с.

4. Башкова И.В. Существительное кризис в российских СМИ XXI Века // Политическая лингвистика. − 2009. − № 2(28). − С. 68-71.

5. Бирюков C.В., Барсуков А.М. Италия-2018: торжество популизма и перспективы выхода из политического кризиса // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. − 2019. − Т. 24. − № 3. − С. 191-204. − DOI: 10.15688/jvolsu4.2019.3.17.

6. Вебер М. Избранные произведения. Образ общества. − Москва: Юристъ, 1994. 702 с.

7. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. − Москва: Эксмо. 2007. 880 с.

8. Глухова А.В. Политические конфликты и кризисы. Консенсус и политические методы его достижения // Государство и право. − 1993. − № 6. − С. 3-14.

9. Гринин Л.Е. Русская революция и ловушки модернизации //Полис. Политические исследования. − 2017. − № 4. − С. 138-155. DOI: 10.17976/jpps/2017.04.10.

10. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта / Перев. В. Степаненкова //Социологические исследования. − 1994. − №5. − С. 142-147.

11. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования. //Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Сб. науч. тр. / Под ред. И.А. Стернина. − Воронеж: Изд. ВГУ. 2001. − С. 75-80.

12. Козер Л. Функции социального конфликта / Перев. с англ. яз. О. Назаровой; Под. общ. ред. Л. Г. Ионина. − Москва: Идея-пресс: Дом интеллектуал. кн. 2000. 205 с.

13. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения / Редакторы В. Ю. Григорьева, Е. И. Винокурова; Вступ. статьи Л. И. Абалкина, Ю. В. Яковца; Отд-ние экономики АН СССР. − Москва: Экономика. 1993. 542 с.

14. Кубрякова Е.С. Слово в дискурсе (новые подходы к его анализу) //Текст и дискурс: традиционные и когнитивно-функциональные аспекты исследования. - Рязань: Рязанский гос. пед. ун-т. - 2002. − С. 7-11.

15. Лапин Н.И. Тяжкие годы России (перелом истории, кризис, ценности, перспективы) //Мир России. − 1992. − Т. I. − № 1. − С. 5-37.

16. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии. − Москва: Аспект Пресс. 1997. 270 с.

17. Любарт М.К. Миграционный кризис 2015 г. в оценках французских ученых. Этнография. −2021. − № 1(11). - С. 103-125. - DOI:10.31250/2618-8600-2021-4(11)-103-125.

18. Маркс К. Капитал. Теория прибавочной стоимости //Собр. соч. Т. 26. Ч.2. - 2-е изд. − Москва: Политиздат. 1963. 680 с.

19. Матвеев Р.Ф. Теория политических кризисов //Сер. Аналитическая политология. − Москва: Институт защиты предпринимателя. − 1997. − С. 27.

20. Медушевский A.M. Конституционные кризисы в обществах переходного периода //Вопросы философии. − 1999. − №12. − С.7.

21. Неклесса А.И. Кризис истории. Мир как незавершенный проект //Полис. Политические исследования. − 2018. − № 1. − С. 80-95. - DOI: 10.17976/jpps/2018.01.06.

22. Никовская Л.И. Сложносоставной конфликт как инструмент анализа трансформации и кризиса //Полис. Политические исследования. − 2009. − № 6. − С. 83-94.

23. Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. − Москва: Алгоритм. 2003. 558 с.

24. Пантин И.К. К вопросу о характере Октябрьской революции //Полис. Политические исследования. − 2013. − № 6. − С. 131-144.

25. Парсонс Т. Система современных обществ. − Москва: Мысль. 1995. 456 с.

26. Петренко О.В. Политический кризис как научное понятие //Армия и общество. − Москва. − 2009. − № 2. − С. 41, 46.

27. Рогозян О.В. Понятие политического кризиса в контексте стабильности политической системы //Вестник Армавирского института социального образования (филиала). РГСУ. - Армавир. − 2005. − № 3. − С. 142-143.

28. Розов Н.С. Кризис и революция: поля взаимодействия, стратегии акторов и траектории конфликтной динамики //Полис. Политические исследования. − 2017. − № 6. − С. 92-108. - DOI: 10.17976/jpps/2017.06.07.

29. Рыжов О.А. Политические конфликты современности: теория и практика: автореф. дисс. ... д-ра философ. наук. − Москва: Изд-во Воен. Ун-та. 2000. 37 с.

30. Салатова Л.М. Отражение образов кризиса российскими СМИ // Политическая лингвистика. − 2011. − № 3(37). − С. 162-166.

31. Сидорина Т.Ю. Философия кризиса. − Москва: Флинта: Наука. 2003. − 456 с.

32. Соколова Р.И. Глобальный кризис и российское государство: социально-философский аспект: автореф. дисс. … д-ра философ. наук. − Москва: изд-во РАН Института философии. 2007. 55 с.

33. Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса // Социологические исследования. − 1998. − №12. − С. 3-14.

34. Социология российского кризиса: Ст. и докл. 90-х г. / А. Г. Здравомыслов; Рос. независимый ин-т социал. и нац. проблем. Проф. социол. ассоц. − Москва: Наука. 1999. 350 с.

35. Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. − Москва: Языки славянских культур. 2007. 248 с.

36. Телин К.О., Полосин А.В. Политический кризис в зарубежной мысли: концептуализация понятия //Политическая наука. − 2016. − № 4. − С. 95, 98.

37. Тойнби А. Дж. Постижение истории. − Москва: Прогресс. 1991. 568 с.

38. Туган-Барановский М.И. Периодические промышленные кризисы. История английских кризисов. Общая теория кризисов. − Москва: Наука, РОССПЭН. 1997. 576 с.

39. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. − Москва; СПб: АСТ. 2003. 603 с.

40. Чекменев Д.С. Структура категории общественно политический дискурс //Перспективы развития научных исследований в 21 веке: Материалы VII Международной научно-практической конференции, 28 февраля 2015 г. − Махачкала: «Апробация». 2015. − С. 205-206.

41. Шпенглер О. Закат Европы. − Новосибирск: ВО «Наука», «Сибирская издательская фирма». 1993. 592 с.

42. Шубин А.В. Ритмы истории. Периодическая теория общественного развития. − Москва: ИИЦ «КАС-КОР»: ЦМОП. 1997. 59 с.

43. Ядов В.А. Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века. (По материалам международных исследований) / В. Э. Шляпентох [и др.]; Под ред. В. Шляпентоха. − Москва: МОНФ. 1999. 346 с.

44. Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. − Москва: Наука. 1999. 448 с.

45. Abubakar S.O., Olasupo M.A. Political socialization and social harmony in china: policy lesson for president Buhari administration of Nigeria // Journal of humanities and social science (IOSR-JHSS). - 2015. - V. 20. Issue 9. Ver. 4. - P. 75-81.

46. Collier R.B., Collier D. Shaping The political arena: Critical junctures, the labor movement, and regime dynamics in Latin America. - Princeton: Princeton univ. press. 1991. 888 p.

47. Koselleck R. The practice of conceptual history: timing history, spacing concepts. - Stanford: SUP. 2002. 377 p.

48. Rosenthal U., Boin R.A., Comfort L.K. Managing crises: threats, dilemmas, opportunities. -Springfield: Charles C. Thomas Pub Ltd. 2001. 366 p.

49. Rosenthal U., Charles M.T., t’Hart P. The World of crises and crisis management // Coping with crises: The management of disasters, riots, and terrorism. - Springfield: Charles C. Thomas Pub Ltd. 1989. P. 3–33.

Войти или Создать
* Забыли пароль?