АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Аннотация Статья является результатом исследования таможенного администрирования в разрезе аналитического обеспечения. Авторами проведен анализ существующей аналитической платформы таможенного администрирования. Описана организационная процедура проведения анализа внешнеторговой деятельности на примере региональных таможенных управлений. Представлены и раскрыты основные характеристики методов и средств проведения анализа внешнеторговой деятельности. В ходе анализа выявлены проблемные характеристики действующей аналитической платформы и сформулированы перспективные направления развития, в условиях цифровой трансформации и внедрения в практику аналитической деятельности таможенных органов интеллектуальных технологий. На основе установленных условий развития разработана структура интеллектуальной цифровой платформы аналитического обеспечения таможенного администрирования. Авторами предложен целостный подход трансформации аналитической платформы в когнитивную и сформулированы рекомендации внедрения подхода на практике.

Ключевые слова:
таможенное администрирование, аналитическая функция, информационная платформа, таможенная статистика, когнитивный анализ, интеллектуализация, интеллектуальная цифровая платформа, искусственный интеллект
Текст

Введение

Повышение эффективности деятельности и качества услуг, предоставляемых таможенными органами в обеспечение экономической безопасности страны, в значительной мере определяется согласованностью процессов развития таможенной системы с направленностью и динамикой эволюции экономики России и мировой экономики в целом.

Для современного этапа экономических и социальных преобразований в России характерна широкая цифровизация экономики и общественных отношений; в целом речь идет об интенсивной информатизации общества. Такой процесс структурирован и проявляется через ряд системных трансформаций, формирующих инновационную платформу (платформу информационных и когнитивных технологий) экономики: многоуровневую систему информационных потоков и соответствующего информационного, когнитивного и технологического обеспечения государства.

Термин «платформа информационных и когнитивных технологий» в настоящее время не имеет однозначного определения. В данной статье он определяется нами предельно широко как опорная технология экономических и социальных процессов государства, представляемая совокупностью информации (данных) и знаний, а также программно-технических ресурсов, позволяющих пользователям ставить и решать задачи для достижения поставленных целей практически в любой предметной области.

Ресурс платформы информационных и когнитивных технологий государства (в дальнейшем информационной платформы для характеристики современного этапа, цифровой или интеллектуальной цифровой – для этапов развития), прежде всего, определяют процессы автоматизации, компьютеризации, информатизации и интеллектуализации. Можно указать и другие [9], но в целом современный уровень интенсивной информатизации характеризуется всей выделенной совокупностью процессов, которые взаимопересекаемы, взаимосвязаны и взаимодополняемы, и в комплексе определяют структуру и технолого-функциональные возможности современной информационной платформы. Возникающая многоуровневая система информационных потоков, пронизывает и подкрепляет также инфраструктуру системы государственного управления.

В конечном итоге создается информационно-экономическая среда с отличительными свойствами самоорганизации и саморазвития, в которой внешнеэкономическая деятельность является одним из основных механизмов системных преобразований. Именно поэтому проблемы развития и информатизации Федеральной таможенной службы столь взаимосвязаны, имеют такое важное значение и должны рассматриваться в тесной связи с процессами развития внешнеэкономической деятельности и экономики страны в целом. [12]

Информационные платформы могут создаваться для выполнения локальных задач, а могут быть глобальными и универсальными. В каждом конкретном случае платформа предоставляет необходимый пользователям набор сервисов для выполнения определённых задач более узкого или более широкого профиля. Локальные платформы специализированы, глобальные интегративны, структурированы и, как правило, объединяют в себе локальные и универсальные платформы, например, в рамках сетевой или иерархической задачи.

Установившейся строгой классификации нет, поэтому, платформу информационных и когнитивных технологий таможенного администрирования представим, как комплекс информационных, технологических, аналитических, административных (управленческих) и др. платформ.

В данном исследовании связь процессов развития ВЭД и комплекса платформ таможенного администрирования представляется на примере реализуемой и развиваемой аналитической платформы как ее когнитивного компонента, в котором интеграция процессов компьютеризации, информатизации и интеллектуализации сводится к собиранию в единую систему информационного и документационного обеспечения, программно-технических средств обработки данных и знаний, а также аналитических методов и методик работы с информацией и знаниями с целью решения широкого класса технологических и управленческих задач таможенного администрирования в иерархической систем таможенных органов России, как в режиме реального времени, так и на стратегическом интервале.

Список литературы

1. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2018 г. № 210 «Об утверждении Методологии ведения статистики взаимной торговли товарами государств – членов Евразийского экономического союза и Методологии ведения таможенной статистики внешней торговли товарами государств – членов Евразийского экономического союза». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_315139/

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 г. № 891 «О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 1329». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355625/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 г. № 891 «О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 1329». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355625/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/

4. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/

5. Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2011 № 1540-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_119764/

6. Приказ ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 11 сентября 2017 г. № 1447 «Об утверждении Порядка ведения таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации по субъектам Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_281505/

7. Приказ ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 04 февраля 2019 г. № 168 «Об утверждении порядка ведения специальной таможенной статистики». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326241/

8. Распоряжение ФТС России от 13 января 2015 г. № 3-р «Об утверждении Инструкции о порядке формирования данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71280052/

9. Букатова И.Л, Макрусев В.В. Информационное обеспечение таможенных органов с позиций целостно-эволюционной концептуальной платформы. // Регулирование внешнеэкономической деятельности и эволюция таможенной политики России. – М,: ГТК РФ, РТА, 1996,- Ч.2.- С.90-94.

10. Лобас Т.В., Макрусев В.В. Цифровая трансформация таможенного регулятора: теория, проблемы и международный опыт их решения // Экономика: вчера, сегодня и завтра. 2019. №8А. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_41860584_87675759.pdf

11. Макрусев В.В. Проблемы интеллектуализации ГИВС. // Эволюционная инфор- атика и моделирование. М.: Гос.ИФТП РАН, 1994. – 24с.

12. Макрусев В.В., Любкина Е.О. Проблемные вопросы интеллектуализации института цифровой таможни // Экономика и предпринимательство. 2020. № 2 (115). С. 932-940. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=42771025

13. Макрусев В.В., Рыжова А.С. Саморазвитие когнитивных таможенных технологий как доминирующий фактор в развитии таможенных систем // Научно-исследовательский электронный журнал Экономические исследования и разработки, 2021. №2. С.13-19. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=44858312

14. Макрусев В.В., Соболь А.А. Когнитивный подход к повышению качества аналитической деятельности таможенных органов // Экономический анализ: теория и практика. 2020. Т. 19. № 3 (498). С. 416-429. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=42620952

15. Макрусев В.В., Суглобов А.Е. Таможенный менеджмент: учебник / В.В.Макрусев, А.Е.Суглобов // Москва: Дашков и К°, 2021. С.348. – Библиогр.: С.285. ISBN: 978-5-394-02695-9


Войти или Создать
* Забыли пароль?