, Россия
, Россия
В ближайшем будущем самыми востребованными станут профессии, связанные с цифровыми технологиями: IT-специалист, инженер big data, архитектор данных, разработчик роботов, оператор роботизированных систем. А это значит, что современному цифровому обществу нужны профессионалы, владеющие знаниями в области информационных технологий, искусственного интеллекта, физики, электроники, программирования и конструирования. Чтобы такие востребованные кадры появились на рынке труда, их подготовку надо начинать еще со школьной скамьи, развивая у детей интерес к инженерно-техническим профессиям. Для решения поставленной задачи в школы был введен предмет, направленный на формирование технических и инженерных знаний обучающихся, – образовательная робототехника. Одновременно с этим возникла потребность в подготовке преподавателей в этой области. В статье приводится описание содержательной модели подготовки будущих преподавателей образовательной робототехники, в которой выделены целевая и методическая составляющие подготовки, представлены компоненты профессиональной компетентности (технический, технологический, предметный, специальный, методический, организационный, персональный) и определены организационные условия их формирования для успешного осуществления профессиональной деятельности в области образовательной робототехники.
образовательная робототехника, инженерно-техническое образование, цифровые технологии, компетентность преподавателя, модель формирования компетенций
1. Александров А.П. Современная робототехника: положение и перспективы // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – № 8-2. – С. 9–12.
2. Ершов М.Г. Применение элементов образовательной робототехники как средства реализации политехнической направленности обучения физике: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. – Екатеринбург, 2016. – 240 с.
3. Ечмаева Г.А. Подготовка педагогических кадров в области образовательной робототехники // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9099 (дата обращения: 23.08.2021).
4. Ионкина Н.А. Особенности отечественного и зарубежного опыта подготовки педагогов к обучению робототехнике // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2018. – Т. 15. – № 1. – С. 114–121.
5. Кузьмина Н.В., Паутова Л.Е., Жаринова Е.Н. Акмеологические основы формирования профессиональной компетентности преподавателя // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. – 2020. – № 1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akmeologicheskie-osnovy-formirovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-prepodavatelya (дата обращения: 28.08.2021).
6. Морев А.В. Формирование компонентов технической культуры на занятиях по робототехнике в дополнительном образовании детей // Концепт. – 2019. – № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-komponentov-tehnicheskoi-kultury-na-zanyatiyah-po-robototehnike-v-dopolnitelnom-obrazovanii-detei (дата обращения: 31.08.2021).
7. Мудракова О.А., Юдина К.Д. Компетентность современного учителя информатики как основа формирования ключевых компетенций обучающихся // Педагогический журнал. – 2019. – Т. 9. – № 3А. – С. 143–150.
8. Панкратова О.П., Ледовская Н.В. Проблемы и особенности подготовки педагогических кадров в области образовательной робототехники // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2019. – Т. 7. – № 4. – С. 39–43.
9. Панкратова О.П., Ледовская Н.В. Сущность и основные компоненты профессиональной компетентности педагога образовательной робототехники // Кант. –2020. – № 2 (35). – С. 288–293.
10. Скурихина Ю.А. Методические принципы изучения робототехники в рамках урочной и внеурочной деятельности // Концепт. – 2018. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-printsipy-izucheniya-robototehniki-v-ramkah-urochnoy-i-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 28.08.2021).
11. Фортыгина С.Н. Программа подготовки будущих педагогов в области образовательной робототехники // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 10 (152). – С. 285–287.
12. Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подход к проектированию образования // Высшее образование в России. – 2017. – № 12. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovaniya-primeneniya-kompetentnostnogo-podhod-k-proektirovaniyu-obrazovaniya (дата обращения: 28.08.2021).
13. Яфаева В.Г. Концептуально-интегративная модель формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в сфере интеллектуального развития детей // Педагогика и психология образования. – 2012. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualno-integrativnaya-model-formirovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-pedagogov-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy-v (дата обращения: 23.08.2021)
14. Alimisis D. Educational robotics: Open questions and new challenges // Themes in Science & Technology Education. – 2013. – № 6(1). – Р. 63–71.
15. Alimisis D. Robotics in Education & Education in Robotics: Shifting Focus from Technology to Pedagogy. In Proceedings of the 3rd International Conference on Robotics in Education, Prague, Czech Republic, 13–15 September 2012. Р. 7–14.
16. Pankratova, O., Konopko, E., Ledovskaya, N., Shabaldas, T. Building professional competence for teachers in the field of educational robotics / Proceedings of SLET-2020 – International Scientific Conference Innovative Approaches to the Application of Digital Technologies in Education and Research, Stavropol, Russia, 12–13 November 2020. pp. 164–171. http://ceur-ws.org/Vol-2861