В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с переходом к новым образовательным стандартам. Автор дает характеристику одним из ключевых понятий новых стандартов - «компетенция» и «компетентностный подход». Расскрываются проблемы системы оценивания как одной из важных составляющих образования, выполняющая функции обратной связи. Она является своеобразным регулятором системы образования. Автор рассматривает проблему оценивания обучающихся с учетом компетентностного подхода. Традиционная система оценивания знаний учащихся, которая была сформирована еще в советской школе, бесспорно, имеет богатый опыт, но в силу своих организационных и технологических особенностей не может удовлетворить потребности современного общества. Развитие информационного общества привело к возникновению понятий «мониторинг образования» и «эвалюация», суть которых расскрывает автор данной статьи. Охватывая все области образования, данные понятия связаны и с проблемами педагогических измерений, в частности исследования по тестовой проблематике. Тесты в своем развитии прошли путь от полного их отрицания до становления формой государственной аттестации выпускников. Автор рассматривает тестовые технологии, в частности, компьютерные технологии тестирования, как эффективное средство для оценки уровня сформированности образовательных компетенций.
компетентностный подход, компетенции, современное образование, мониторинг, оценка качества образования, тест, тестовые технологии
Развитие образования в России на современном этапе определяется многими факторами, наиболее важными из которых являются включение России в Болонский процесс, информатизация образования, переход к компетентностному подходу. Эти процессы приводят к необходимости создания новой модели обучения, что в свою очередь предполагает масштабное реформирование образования.
Современные приоритеты образования нашли свое отражение в разработке федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней образования. Ключевым понятием в новых стандартах, наряду с системно-деятельностным подходом к процессу образования, выступает «компетентностный подход».
ФГОС определяют компетенцию как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [5].
Следовательно, подготовка компетентного выпускника - приоритетное направление современного образования. Более четкая и полная формулировка требований к результатам освоения общеобразовательных программ представлена в проекте Федерального стандарта общего образования — это описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными и государственными потребностями [8].
Отметим тот факт, что компетентность неразрывно связана с личностью, с его способностями. Она определяется не только накопленными знаниями, умениями, навыками, а прежде всего усвоением способов деятельности, приобретением опыта. Выпускников необходимо не только снабдить знаниями, но и научить самим их добывать. Традиционно сложившая тенденция «образование на всю жизнь» вытесняется новой - «образование через всю жизнь».
В отечественной педагогике проблемы компетентностного подхода широко освещали в своих трудах В.И. Байденко, А.А. Кузнецов, Н.А. Менчинская, Ю.Г. Татура, А.В.Хуторской, Т.И. Шамова.
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ включают в себя оценку личностных, метапредметных и предметных результатов на всех ступенях школьного образования. В новых федеральных государственных образовательных стандартах они объединены понятием «планируемые результаты», достижение которых должны быть гарантированы всеми образовательными учреждениями, независимо от расположения, вида и организационно-правовой формы.
1. Аванесов В.С. От заданий в тестовой форме – к тестовым заданиям / В.С. Аванесов // Школьные технологии. – 2011. – № 2. – С. 167.
2. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф.образования / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. – 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 224 с.
3. Игошев Б.М. Современное образование: проблемы и решения / Б.М. Игошев // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2011. – № 10. – С. 6.
4. Кадневский В.М. О здоровьесберегающей функции ЕГЭ и немного больше / В.М. Кадневский, Н.Б. Гребенникова // Народное образование. – 2008. – № 8. – С. 111.
5. Матяш Н.В. Проектная компетентность как результат образования / Н.В. Матяш // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2011. – № 4. – С. 32.
6. Осипова С.И. Интегративно-базисный подход в формировании математической компетентности студентов / С.И. Осипова, С.М. Бутакова // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2011. – № 2. – С. 46.
7. Сиренко С.Н. Место тестирования в системе методов контроля и оценки знаний / С.Н. Сиренко // Школьные технологии. – 2011. – № 2. – С. 171.
8. Чудинский Р.М. Методологические подходы к проектированию и организации системы контроля и оценки общих и предметных компетенций учащихся / Р.М. Чудинский, А.А. Володин // Школьные технологии. – 2011. – № 1. – С. 140.