, Россия
Россия
УДК 796.92 Лыжный спорт. Бег на лыжах. Лыжные гонки. Лыжный кросс
Высокий уровень конкуренции в современном спорте предъявляет повышенные требования ко всем аспектам спортивной подготовки. Психологическая подготовка спортсмена наряду с другими видами подготовки является важнейшим фактором тренировочного процесса, и ей необходимо уделять пристальное внимание, включая в план годичного цикла тренировок. Специфика лыжных гонок накладывает свой отпечаток на психологическую составляющую тренировочного процесса. Спортсмену приходится преодолевать трудности как объективного характера, связанные в основном с условиями внешней среды, в которых протекают соревнования, так и с субъективными трудностями, обусловленными индивидуальными особенностями. Особое значение это имеет в период соревновательной деятельности и на этапе, непосредственно предшествующем соревнованиям. Процесс психологической подготовки должен быть специально организован и направлен на обеспечение адаптации к соревновательной деятельности. Оптимальный уровень нервного и эмоционального возбуждения, характеризующийся как состояние боевой готовности, напрямую влияет на результат лыжника-гонщика, показанный в соревнованиях. Моделирование условий соревнований во время тренировочного процесса позволяет достигать состояния оптимальной психологической готовности спортсмена. В статье проводится разделение на общую и специальную психологическую подготовку, рассматриваются задачи и условия их реализации, выделяются этапы специальной подготовки.
психологическая подготовка, соревновательная деятельность, психическая готовность, лыжник, тренировки
1. Гилев Г. А., Гладков В. Н., Владыкина В. В. Психологическая подготовка спортсмена // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2018. – № 1 (155). – С. 291–294.
2. Красникова А. А., Коробейникова Е. И. Психологическая подготовка спортсменов как необходимое условие успешной соревновательной деятельности // Наука-2020. – 2019. – № 11 (36). – С. 38–43.
3. Ильин Е. П. Психология спорта. – Санкт-Петербург: Питер, 2011. – 351 с.
4. Коробейникова Е. И., Даянова М. А. Характеристика психологической подготовки спортсменов // Наука-2020. – 2019. – № 11 (36). – С. 51–60.
5. Садовничий В. А. [ред.]. Психология спорта : монография. – Москва: Издательство МГУ, 2011. – 423 с.
6. Платонова З. Н., Саввинова С. Ю. Исследование взаимосвязи между применением средств и методов психорегуляции и стрессоустойчивостью спортсменов // Спортивный психолог. – 2020. – № 2 (57). – С. 18–20.
7. Берилова Е. И., Босенко Ю. М., Распопова А. С. Мотивация спортивной деятельности как регулятор копинг-стратегий у спортсменов // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2021. – № 8 (198). – С. 413–416.
8. Мельхер Д. А., Мельник Е. В., Боровская Н. И., Сивицкий В. Г. Мониторинг эффективности мероприятий психологической подготовки спортсменов // Спортивный психолог. – 2020. – № 1 (56). – С. 4–13.
9. Романова Л. П., Лисицына Н. Ю., Шавелов М. Г. Организация и проведение восстановительных психологических мероприятий со спортсменами в послесоревновательный период // Наука-2020. – 2019. – № 11 (36) – С. 24–28.
10. Бабушкин Г. Д. Психологическое обеспечение подготовки спортсменов в системе многолетней спортивной тренировки // Спортивный психолог. – 2018. – № 3 (50). – С. 28–31.
11. Бабушкин Г. Д., Рыбин Р. Е. Психологическое обеспечение подготовки спортсменов высокой квалификации к соревнованию // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. – 2017. – № 7. – С. 16–21.
12. Калинкина Е. В., Гумеров Р. Р. Психологические методики в системе подготовки спортсменов к соревнованиям // Евразийское научное объединение. – 2021. – № 3–4 (73). – С. 365–367.