Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В ретроспективе раскрывается тенденция развития метапредметных результатов, рассматриваемых как компетенции. Отмечается их операциональность в достижении личностных результатов; взаимозависимость процессов развития метапредметных и личностных компетенций. Определена роль универсальных учебных действий в достижении планируемых образовательных результатов в соответствии с достижениями стандартов общего образования. Подчеркивается значимость метапредметных компетенций в достижении образа выпускника, востребованного новым стандартом. Выделены особенности образования старшеклассников.
стандарт образования, универсальные учебные действия, метапредметные компетенции, метапредметные и личностные результаты.
Новый стандарт общего образования имплицировал ряд инновационных педагогических идей и положений, зародившихся в 60-е гг. XX в. в Советском Союзе. Его неотъемлемой частью стали также идеи, имеющие еще более раннее происхождение. Среди таких идей — метапредметность образования как развитие и проявление процессов интеграции в образовательной области.
Данная проблематика вызвана целым комплексом факторов, активно влияющих на формирование данной тенденции в науке. Поступательное исследование и внедрение идей и принципов межпредметности, надпредметности и метапредметности образования, охватывающие без малого столетие, учеными рассматривается как развитие интеграционных процессов в отечественном образовании, как части мирового. Интеграция в российском образовании не является чем-то новым и неизведанным. Однако востребованность теории интеграции, новых моделей и способов ее активного внедрения в настоящее время ощущается весьма остро. При этом сразу следует отказаться от бытующего в образовании представления об интеграции, когда объединяется учебное содержание разных предметов, и объявляется о возникновении некоего нового учебного предмета. Параллели между межпредметностью и метапредметностью образования (на уровнях содержания и процесса) также неуместны в данном случае.
1. Берулава М.Н. Теоретические основы интеграции содержания образования. — М.: «Совершенство», 1998. — 192 с.
2. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении / 2-е изд. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 480 с.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.
4. Зарубежный опыт реформ в образовании (Европа, США, Китай, Япония, страны СНГ): аналитический обзор // Официальные документы в образовании. — 2002. — № 2. — С. 50–73.
5. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. — 2006. — № 8. — С. 20–26.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. — М.: Логос, 2010.
7. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. — 2003. — № 2. — С. 3–10.
8. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 3–11.
9. Монахова Г.А. Образование как рабочее поле интеграции / Г.А. Монахова // Педагогика. — 1997. — № 5. — С. 52–55.
10. Новиков А.М. Постиндустриальное образование: Публицистическая полемическая монография. — М.: Эгвес, 2008.
11. Щедровицкий Г.П. Очерки по философии образования. М., 1993. — 154 с. — С. 27.