, Россия
В статье представлен обзор научно-педагогической деятельности кафедры теории и практики начального образования Московского педагогического государственного университета.
кафедра теории и практики начального образования, начальное образование, преподавание в высшей школе
Кафедра теории и практики начального образования (до 2014 г. – кафедра педагогики начального обучения) была основана в 1958 г. и входила в состав педагогического факультета МГПИ им. В.И. Ленина. Инициатором создания первой в стране кафедры, направленной на освещение проблем развития, воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, был академик АПН СССР, д-р пед. наук, профессор Иван Фомич Свадковский. Деятельность воспитанников научной школы И.Ф. Свадковского заложила принципы развития кафедры и содержание педагогики начального образования как самостоятельной учебной дисциплины, способствовала ее учебно-методическому оснащению, обеспечила широкую подготовку педагогических кадров для аналогичных кафедр нашей страны. С 1985 г. кафедра относится к факультету начальных классов, а с 2014 г. – факультету начального образования Института детства МПГУ.
В разные годы кафедру возглавляли известные ученые: академик РАО, д-р пед. наук, профессор Виталий Александрович Сластенин; профессор Сергей Петрович Баранов; доценты, канд. пед. наук Татьяна Васильевна Воликова и Петр Константинович Холмогорцев. Почетный профессор МПГУ, д-р пед. наук Александр Егорович Дмитриев руководил кафедрой более 25 лет. С 2013 г. кафедрой заведует д-р пед. наук, профессор Елена Николаевна Землянская.
Среди преподавателей кафедры – авторы учебников и программ по педагогике и истории педагогики для отечественного среднего профессионального и высшего педагогического образования. Научно-педагогическая деятельность и труды В.А. Сластенина, С.П. Баранова, Д.И. Латышиной широко известны не только в России, но и за рубежом – Болгарии, Японии, Иране, Италии, Кубе, а их ученики сегодня составляют основной педагогический корпус преподавателей педагогики начального образования в вузах современной России.
В числе преподавателей кафедры были: академик РАО, д-р пед. наук, профессор Борис Тимофеевич Лихачев; д-р пед. наук, профессор Юрген Петрович Сокольников; д-р пед. наук, профессор Елена Григорьевна Силяева; канд. пед. наук, профессор Иван Алексеевич Соловков; член-корреспондент РАО, д-р пед. наук, д-р психол. наук, профессор Александр Ильич Савенков; д-р психол. наук, профессор Александр Иванович Савостьянов; канд. пед. наук, профессор, член Союза писателей России Нина Александровна Опарина; канд. пед. наук, профессор Диляра Исмаиловна Латышина. На кафедре также преподавали Александра Николаевна Рык, Антонина Петровна Демидова, Лидия Васильевна Шишкина, Надежда Ильинична Фатеева, Мария Владимировна Школьникова и мн. др. У каждого из этих людей – разные годы работы на кафедре и разные судьбы, но всех их объединяло беззаветное служение педагогической профессии.
Кафедра теории и практики начального образования сегодня успешно продолжает более чем 60-летний путь развития. Коллектив кафедры активно включился в инновационный процесс по модернизации и обновлению содержания учебного курса педагогики начального образования и внедрению практико-ориентированной модели подготовки современного учителя. В традициях кафедры – тесное взаимодействие со школами, сотрудничество с ведущими специалистами в области начального образования, партнерство с аналогичными кафедрами педагогических вузов России и Ближнего Зарубежья, профессиональное самосовершенствование и обновление преподавательского состава из числа выпускников факультета.
Основными направлениями научно-исследовательской деятельности кафедры теории и практики начального образования являются:
− совершенствование профессиональной подготовки учителя начальных классов;
− инклюзивное образование в начальном образовании;
− поликультурное образование;
− сравнительная педагогика;
− воспитание в общеобразовательной школе;
− развитие метапредметных образовательных результатов младших школьников;
− внедрение в практику новейших педагогических технологий (отечественных и зарубежных, в том числе авторских);
− формирование учебной деятельности младших школьников;
− обучение и воспитание школьников с особыми образовательными потребностями;
− сетевое взаимодействие в подготовке учителя начальных классов;
− развитие магистерской подготовки;
− преемственность дошкольного и начального образования;
− информационная поддержка образовательного процесса в начальной школе и высшем образовании.
Научная школа кафедры: Инновации и традиции в начальном образовании. Руководители: член-корреспондент РАО, профессор А.Н. Джуринский и профессор Е.Н. Землянская.
Преподаватели кафедры – это дружный коллектив единомышленников, работающих на факультете долгие годы, осознающий миссию Первого Учителя и стремящийся своей деятельностью обеспечить высокое качество его подготовки.
Сегодня состав кафедры теории и практики начального образования – 21 чел. В том числе: академик РАО Джуринский Александр Наумович, д-р наук, профессор; профессора, д-ра наук Землянская Елена Николаевна, Безбородова Людмила Александровна, Веретенникова Людмила Кузьминична, профессор, канд. наук Ситниченко Марина Ярополковна. Преподавателями кафедры являются доценты, кандидаты наук: Аксючиц С.А., Безбородова М.А., Борисова Е.В., Дементьева О.М., Кольтинова В.В., Олейникова М.А., Рыдзе О.А., Стародубова Е.А., Чечеткин Ю.В., Яковлев С.В.
Тенденции развития научной школы кафедры теории и практики начального образования определяются направлениями модернизации педагогики начального образования. Деятельность научной школы кафедры направлена на подготовку профессионала в области начального образования (бакалавра, магистра, кандидата наук), способного осваивать, реализовывать, распространять и проектировать инновационные образовательные проекты. При этом в основе лежит идея, что инновационная деятельность в сфере образования будет эффективной, только если она основывается на глубоком понимании субъектом основ классической педагогики, уважении к традициям научной школы и существующему образовательному опыту. Поэтому значительное внимание ученых кафедры уделяется развитию историко-педагогического знания, изучению научного наследия и опыта как отечественных, так и зарубежных педагогов, аксиологических основ воспитания – работы А.Н. Джуринского, Е.В. Борисовой, М.А. Олейниковой, С.В. Яковлева [4; 7; 8; 9, 20].
Кафедрой теории и практики начального образования разработана и внедрена в программы подготовки учителей уникальная система педагогических учебных и производственных практик студентов, в основе которой – наработанные научной школой кафедры подходы к организации практик, обоснованные в ряде трудов М.Я. Ситниченко, Е.Н. Землянской [10; 16; 17].
Заслуженное признание со стороны педагогических вузов России, республики Казахстан, республики Беларусь и др. получили учебники для бакалавриата и магистратуры, подготовленные профессорами кафедры теории и практики начального образования: Сравнительная педагогика Поликультурное образование, История педагогики и образования (А.Н. Джуринский [7; 8; 9]), Теория и методика воспитания младшего школьника, Педагогика начального образования (Е.Н. Землянская [7; 8]), История педагогики (Д.И. Латышина) и др. Эти учебники, а также ряд учебно-методических пособий, авторами которых являются преподаватели кафедры, широко используются в учебном процессе педагогических вузов [1; 3; 5; 6; 13; 14; 15; 18; 19; 21].
1. Аксючиц С.А. Задачный подход и его влияние на профессиональный рост учителя начальных классов // Школа будущего. − 2018. − №1. − С. 168-182.
2. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. – Москва: Просвещение, 1981. – 143 с.
3. Безбородова Л.А., Безбородова М.А. Эмоциональный интеллект как важный фактор коммуникативного взаимодействия преподавателя и студентов // Наука и школа. − 2018. − № 3. − С. 52-57.
4. Борисова Е.В., Олейникова М.А. Взаимосвязь традиций и инноваций в преподавании дисциплин педагогического цикла (памяти профессоров МПГУ // Школа будущего. − 2017. − № 5. − С. 9-14.
5. Веретенникова Л.К. Развитие творческого потенциала младших школьников. Учебное пособие. − Москва, Издательство Московский педагогический государственный университет, 2020.
6. Дементьева О.М. Влияние принципа субъективности на формирование социально-профессиональной мобильности студентов // Среднее профессиональное образование. − 2008. − № 12. − С. 27-28.
7. Джуринский А.Н. История педагогики и образования в 2 ч. Учебник. − Москва: Издательство Юрайт, 2020.
8. Джуринский А.Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме. Учебник и практикум / Москва: Издательство Юрайт, 2020.
9. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. Учебник / Москва: Издательство Юрайт, 2020.
10. Землянская Е.Н., Безбородова М.А. Моделирование практической подготовки студентов-педагогов в условиях школьно-университетского партнерства // Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print) 2021. Том 6. Выпуск 1. С. 123-128 | 2021. Volume 6. Issue 1. P. 123-128 https://doi.org/10.30853/ped210018
11. Землянская Е.Н. Педагогика начального образования: учебник и практикум для вузов / Е.Н. Землянская. − Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 247 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13271-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457366 (дата обращения: 07.06.2020). Серия Высшее образование.
12. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. − Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 406 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12059-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450191 (дата обращения: 29.11.2020).
13. Кольтинова В.В. Социально-педагогическая компетентность учителя начальных классов во взаимодействии с родителями обучающихся // Школа будущего. − 2017. − № 5. − С. 92−98.
14. Рыдзе О.А. Курс «Математика вокруг нас»: развитие самостоятельности младшего школьника средствами учебного предмета // Начальное образование. − 2017. − Т. 5. − № 2. − С. 45-52.
15. Рябова И.Г. Формирование готовности учителя к социально-экономическому воспитанию школьников в контексте традиционной культуры региона // Гуманитарные науки и образование. − 2012. − № 4 (12). − С. 38-42.
16. Ситниченко М.Я. Воспитательный потенциал музейной педагогики // Школа будущего. − 2019. − № 2. − С. 76-85.
17. Ситниченко М.Я. Моделирование педагогической практики студентов: проблемно-исторический анализ: Монография / М.Я. Ситниченко. – Москва: МПГУ, 2016. – 180 с.
18. Стародубова Е.А., Макарова И.А. О развитии морального самосознания младших школьников средствами искусства // Начальное образование. − 2008. − № 4. − С. 46-49.
19. Чечеткин Ю.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов факультета начального образования // Школа будущего. − 2014. − №1. − С. 43-46.
20. Яковлев С.В. Аксиологические основы воспитания нравственной культуры личности в системе общего образования. Монография. – Москва: ИНФРА-М, 2016. Сер. Научная мысль. – 137 с.
21. Яковлев С.В. Образовательный потенциал современных стандартов и учебных программ подготовки педагогических кадров по вопросам семейного воспитания // Образовательные технологии (г. Москва). − 2019. − № 3. − С. 65-76.