ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ИКТ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Интенсивное развитие процессов информатизации образования определяет возможности совершенствования воспитательной работы учреждений общего образования средствами ИКТ. В статье рассматриваются вопросы организации педагогической деятельности учителей в информационном формате урока. Предлагаются решения проблемы интеграции интеллектуального и физического труда, проблемы усиления воспитывающего потенциала аксиологического подхода к осуществлению образовательного процесса школы.

Ключевые слова:
информационно-коммуникационные технологии, воспитательная работа, развитие личности, интеграция интеллектуального и физического труда, урок, образование, учреждение общего образования
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Инновационные концепции преподавания школьных предметов, включенных в действующие Федеральные образовательные стандарты общего образования (начального общего образования – НОО, основного общего образования – ООО), ориентированы на создание условий для совершенствования методики их изучения. В эпоху цифровизации непрерывного образования совершенствование методик изучения школьных дисциплин предполагает обязательность разработки системы заданий по эффективному использованию информационно-коммуникационных технологий, оптимизирующих процессы достижения школьниками планируемых результатов учебной деятельности.

Анализ личностных достижений обучающихся, осуществляемый в контексте оценки качества и мониторинга результатов освоения программы, позволяет согласиться с выводами о необходимости усилить внимание к изучению предметов, интегрирующих возможности гармоничного развития умственной и трудовой деятельности [7]. Таким предметом в условиях обучения школьников 1-4-х классов, 5-9-х классов является технология, теоретическое и практическое содержание которой связано с уникальным феноменом труда. Его функциональная природа формировалась и развивалась в объективных условиях исторического процесса. Классический путь динамических изменений этого явления – труд отражал сначала приоритет физического, затем – интеграцию физического и умственного (смешанный труд), впоследствии – приоритет умственного.

Уникальность нашего времени, по мнению ученых Э.Ф. Зеер, А.И. Кочетова, С.Н. Чистяковой, М.П. Щетинина и др., во многом определяется реалиями происходящего антропологического кризиса, рисками недооценки возможностей позитивного влияния труда на развитие личности, а также влияния трудовой деятельности, трудового воспитания, физической нагрузки на развитие ребенка, взрослеющего человека.

В логике антропологического кризиса очевидна опасность негативной тенденции утраты традиционного отношения к труду как мощному, единственному потенциалу финансово-экономической устойчивости человека, его социального, финансового, духовно-нравственного благополучия. При этом, пишут М.К. Мамардашвили, А.Г. Асмолов, В.И. Слободчиков, В.И. Букреев и др., усиливаются деструктивные явления «расчеловечивания человека». Вопрос: «что делать?» − объединяет ученых и практиков, признающих необходимость разработки методик психолого-педагогической поддержки укрепления мотивационного отношения детей к признанию труда не только как ценностно необходимой черты характера личности, но и как социально-ценностного качества человека, противостоящего опасности лени – разрушительного порока человека. Базовые основания такой направленности в изучении школьных предметов прозрачно сформулированы в Законе об образовании в РФ, признающем приоритетность воспитания при трактовке феномена образование: «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения» (ст. 2).

Целью образования сегодня признано интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и (или) профессиональное развитие человека. Деятельностью, обеспечивающей такое многоплановое развитие личности (интеллектуальное, духовное, физическое, трудовое и др.) становится воспитание. Следовательно, целостность образовательного пространства Российского государства (самого большого в мире по территории) стратегически поддерживается ориентиром на процессуальность образования и деятельностную обеспеченность ресурсами интеллектуального, физического, духовно-нравственного воспитания. Итак, признание целевого предназначения трудового воспитания, наряду с воспитанием духовно-нравственным, очевидно. Это, с нашей точки зрения, укрепляет педагогические основания преподавания школьных дисциплин, процесс формирования средствами этих дисциплин условий для позитивной мотивации отношения обучающихся к труду, трудовой деятельности, но только не в ущерб овладения ими информационной грамотностью и информационной культурой. Анализ учебной деятельности школьников, как показывают данные нашего педагогического эксперимента (2016−2020), подтверждает выводы о том, что в детской среде значительно повышается интерес к использованию ИКТ, ориентированных на трудовую деятельность, связанную с конструированием и моделированием вещей, изготовление которых в материале производят сами обучающиеся [7]. В процессе интеграции трудовых процессов (интеллектуальных, физических) школьники испытывают радость творческих открытий, удовлетворение результатами своего труда (материализация замысла в своем авторском рукотворном изделии). В таких условиях вызревают реальные возможности для преодоления тенденциозного игнорирования физического труда, преодоления психологического барьера отрыва труда физического от интеллектуального.

В систему условий, важных для использования дидактических ресурсов ИКТ в работе по трудовому воспитанию, по совершенствованию методики преподавания школьных предметов, включается деятельность по формированию у обучающихся «практических умений и опыта, необходимого для организации собственной жизни» [2, с. 2].

Знакомство с опытом использования ИКТ в работе по трудовому воспитанию в регионах РФ открывает особые достижения учреждений образования, например, Республики Татарстан [4; 6]. Адаптированный к условиям жизни других регионов, этот опыт значительно обогащает методики проведения уроков технологии в информационном формате. Так, разрабатываются задания на применение компьютерной графики при проектировании моделей с последующим их воплощением «в материале», что соответствует возможностям интеграции интеллектуального и физического труда, необходимым для освоения умений и навыков в сфере робототехники, конструирования в информационном потоке при оптимальном введении в урок процессов ручного труда. Практика показывает, что при этом открываются новые возможности профессиональной ориентации, поддерживающей престиж рабочих профессий, интерпретирующей изменения в системе среднего профессионального образования: подготовка специалистов по программе «Профессионалитет», на обучение по которой уже в 2022 г. будет принято около 150 000 чел. для обучения в колледжах.

Повышение плотности и эффективности информационного потока на уроках технологии предполагает освоение школьниками ключевых понятий, отражающих содержание этой дисциплины. При этом широко используются ресурсы интернета для актуализации средств национального корпуса русского языка, способов толкования лексического значения опорной лексики и фразеологии уроков технологии, для интерпретации синонимических рядов, включающих эти номинативные единицы. В экспериментальной работе в состав ключевых понятий уроков технологии включались такие языковые единицы, как: труд, безопасность жизнедеятельности, охрана здоровья, учебная деятельность, физический труд, умственный труд, конструирование, моделирование, профессиональная ориентация, информационная безопасность, виды трудовой деятельности, творческая деятельность, исследовательская деятельность, профессиональная подготовка, ручной труд, рынок труда, рукотворный мир, нерукотворный мир и т.д.

Деятельностно-системный, аксиологический подходы [8] к организации применения интернета на уроках технологии создают условия для соединения физического и интеллектуального труда, значительно снижают риски «непонимания детьми реальности» (М.К. Мамардашвили), укрепляют образовательную среду школы продуктивной деятельностью по трудовому воспитанию обучающихся средствами информационно-коммуникационных технологий.

Список литературы

1. Аствацатуров Г.И. Технологии конструирования мультимедийного урока. – Москва, 2002. – 26 с.

2. Глоба-Михайленко И.Д. Модель организации трудового воспитания в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Эколого-биологический центр имени С.Ю. Соколова» г. Сочи. – Сочи: 2017. – 12 с.

3. Гузеев В.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. – Москва: Центр «Педагогический поиск», 2009. – 230 с.

4. Инновационные педагогические технологии: Материалы II Международной научной конференции. – Казань: Бук, 2015. – 78 с.

5. Мамардашвили М.К. Философские чтения. – Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2002. – 822 с.

6. Новые информационные технологии в образовании // Материалы международной научно-практической конференции. – Екатеринбург: РГППУ, 2012. – 538 с.

7. Шаповалов М.В. Образовательный мониторинг в управлении качеством подготовки специалистов в учреждениях среднего профессионального образования. – Ставрополь: СКИПКРО, 2005. – 72 с.

8. Яковлев С.В. Воспитание ценностных оснований личности. – Москва: ИНФРА-М, 2017. 147 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?