сотрудник
Казань, Республика Татарстан, Россия
УДК 60 Прикладные науки. Общие вопросы
ГРНТИ 06.01 Общие вопросы экономических наук
ГРНТИ 06.51 Мировое хозяйство. Международные экономические отношения
ГРНТИ 06.52 Экономическое развитие и рост. Прогнозир-ние и планирование экономики. Экономич. циклы и кризисы
ГРНТИ 06.58 Воспроизводственная структура экономики. Накопление и потребление. Благосостояние
ГРНТИ 06.75 Экономические проблемы организации и управления хозяйством страны
ГРНТИ 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
Аннотация. Актуальность роли кооперативных организаций в развитии региональных рынков сельскохозяйственной продукции в системе продовольственной безопасности Российской Федерации обуславливается особой степенью государственного приоритета в системе обеспечения населения страны продуктами питания гарантированно в любое время. Основное место в обеспечении продовольственной безопасности занимают функционирующие организационно-экономические формы производителей агропродовольственной продукции. В создании продовольственных фондов России непосредственное участие принимают сельскохозяйственные организации и предприятия, крестьяне и фермеры, индивидуальные предприниматели и сельские подворья. Анализируется уровень участия разных организационно-правовых групп в выращивании сельскохозяйственной продукции, аргументируется необходимость активизации инновационной деятельности сельскохозяйственных организаций и предприятий, более квалифицированного включения кооперативных принципов в производственную деятельность кооперативных обществ в развитие сельского хозяйства, увеличении производства сельскохозяйственной продукции аграрными организациями, сельскими подворьями и фермерами, их доли в росте эффективности хозяйствования, повышении конкурентоспособности аграрных производителей, улучшении условий жизни в сельской местности
кооперация, сельхозпродукция, фермеры, конкурентоспособность, потребительские общества, спрос, производство, сбыт, сельская местность, крестьяне
Введение. Изучение значимости потребительской кооперации в развитии аграрной экономики и региональных рынков сельскохозяйственной продукции представляет не только научный, но и практический интерес. Потребительскую кооперацию с входящими в неё закупочно-сбытовыми, перерабатывающими предприятиями, системой оптовой и розничной торговли можно рассматривать как часть сельской экономики, которая способствует повышению товарности сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянами, фермерами и индивидуальными предпринимателями сельских подворий [1]. В более широком понимании и толковании всю систему потребительских обществ и потребительских союзов можно рассматривать как за веки сложившуюся специализированную социально-экономическую сферу общественной жизни. Развитие кооперации в условиях углубления разделения труда ведет к специализации и укрупнению производства, наращиванию мощностей перерабатывающей промышленности, развитию сети оптовой и розничной торговли предметами труда, в том числе агропродовольственной продукцией и сельскохозяйственным сырьём. Кооперативные организации, кооперативы, потребительские общества и союзы в регионах России развиваются в соответствии с действующим законодательством и иными нормативно-правовыми актами, участвуют в работе территориальных рынков сельскохозяйственной продукции, вносят свой вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны [2, 3].
Условия, материалы и методы. В условиях санкций и эмбарго со стороны ряда стран-членов ВТО к России предъявлены экономически не обоснованные требования, нарушающие справедливую конкуренцию в системе продвижения продовольственных товаров, что потребовало мобилизовать внутренние ресурсы и имеющийся в стране потенциал на обеспечение национальной продовольственной безопасности. В связи с этим возросла роль и значимость кооперативных организаций в развитии региональных рынков сельскохозяйственной продукции для формирования продовольственных ресурсов в целях гарантированного обеспечения продуктами питания населения страны. В данной статье с использованием конкретных статистических материалов обоснована роль и место потребительской кооперации в формировании продовольственных ресурсов для развития региональных рынков сельскохозяйственной продукции в системе продовольственной безопасности. В процессе исследования использованы методы: аналитический, статистический, сравнительный, абстрактно-логический, монографический, расчетно-конструктивный.
Результаты и обсуждение. Выявлены роль потребительской кооперации в закупках и сбыте сельскохозяйственной продукции в сети территориальных продовольственных рынков и её место в продовольственной безопасности. Установлено влияние закупочно-сбытовой деятельности потребкооперации на развитие сельскохозяйственного производства ЛПХ и К(Ф)Х, регулирование мелкого аграрного предпринимательства, повышение эффективности работы рынков сельскохозяйственной продукции. Выявлена степень участия разных хозяйствующих субъектов сельского хозяйства в формировании отечественного рынка продовольствия. Раскрыта роль сельскохозяйственных организаций, фермеров и крестьян в формировании продовольственных запасов страны, их место в работе территориальных рынков сельскохозяйственной продукции. В системе аграрной экономической политики не уделяется пока должного внимания исследованию проблем, повышающих эффективность использования кооперативных принципов и форм в развитии аграрной экономики в условиях современного функционирования крупных и мелких сельскохозяйственных предприятий. Одновременно в обществе слабо подается информация для населения о преимуществах кооперации для малого аграрного бизнеса. Следует отметить, что органами власти ряда регионов страны недооценивается роль сельскохозяйственной и потребительской кооперации при формировании продовольственных ресурсов. Не везде в полной мере используются экономические регуляторы по выработке новых и поддержке традиционных, оправдавших себя, направлений и форм кооперативного движения. В определенной степени сдерживает развитие кооперации в сельской территории недостаток кооперативных кадров, владеющих вопросами теории и практики кооперации, слабая развитость системы их подготовки в средних и высших учебных заведениях, что сопровождается отсутствием современных научных исследований по проблемам развития кооперации в современных условиях [4].
В федеральных и региональных структурах аграрного управления не проявляется активность специализированных подразделений по организационно-методическому и научному сопровождению принимаемых законодательными органами решений по развитию кооперации в аграрной сфере.
Следствием слабой разъяснительной работы по эффективному использованию преимуществ кооперации в малом аграрном бизнесе является накопившееся у части сельского населения определенного недоверия к новшествам и создаваемым кооперативам. Не способствуют более масштабному развитию кооперации недостатки в кооперативном законодательстве. Есть проблемы в налогообложении кооперативов и кооперативных объединений, что не привлекает малые формы сельхозпроизводителей кооперироваться [4].
Необходимо более внимательно относиться к кооперативам, оказывать им поддержку в связи с высокой конкуренцией в условиях рынка, помогать формировать материально-техническую базу в сфере сбора, хранения, переработки и сбыта сельхозпродукции, более масштабно и избирательно стимулировать формируемые кооперативные предприятия, устанавливающие кооперационные связи с крупными предприятиями разных направлений специализации [4].
На стадии создания и становления сельскохозяйственных потребительских кооперативов возрастает необходимость учитывать не высокий уровень материального обеспечения сельских жителей и субъектов малого предпринимательства. Сложившийся уровень слабого денежного обеспечения членов-партнеров при создании обслуживающих или перерабатывающих кооперативов. Недостаточный материальный уровень сельчан затрудняет формирование стартового капитала при кооперации для строительства складов, приобретения автотранспорта, оборудования по переработке сельхозпродукции и сырья. Представители мелкого и среднего кооперативного предпринимательства в аграрной сфере сталкиваются с трудностями при получении кредитов банков, получении других финансовых услуг со стороны государства [1].
В условиях возрастающей конкуренции на продовольственном рынке малым формам сельского хозяйствования для своего выживания приходится искать выход из сложных экономических ситуаций, прибегая к использованию преимуществ кооперации. В современной экономике субъектами продовольственного рынка выступают, как правило, крупные структуры коммерческой деятельности, что существенно усложняет работу мелкому аграрному бизнесу, так как фермерам и хозяйствам населения зачастую трудно пробиться в крупные торговые сети. Для повышения конкурентоспособности хозяйств населения и фермеров приходиться объединять свои ресурсы на кооперативной основе, что более достойно представлять свои товары на рынке продовольствия. Кооперативы оказывают услуги сельхозпроизводителям при решении возникающих проблем на рынке в процессе коммерческой деятельности [5].
Социально-экономической базой для развития потребительской кооперации Центросоюза РФ традиционно является сельское население, малые формы предпринимательства в аграрном секторе, ЛПХ и К(Ф)Х, доля которых в 2019 г. в производстве агропродовольственной продукции в стране составила: мяса скота и птицы - 23,3%, овощной продукции – 80,0%, картофеля – свыше 80,0%, молока около 46,0%. С 2016 по 2019 гг. в хозяйствах населения урожайность картофеля повысилась с 142 до 153 ц с 1 га, или на 7,7%, урожайность овощей – с 213 до 222 ц с 1 га, или на 4,2%. В 2019 г. валовой сбор картофеля в хозяйствах населения составил 14510 тыс. т, или доля его валового сбора в хозяйствах всех категорий достигает 65,7%, валовой сбор овощей составил 7296 тыс. т, или 51,7% в общероссийском объеме производства. Нельзя недооценивать роль хозяйств населения в решении проблем продовольственной безопасности [1]. Производство скота и птицы на убой в живой массе в 2019 г. в хозяйствах населения составило 2972 тыс. т, или 17,1% в общероссийском производстве, молока соответственно 11718 тыс. т, или 37,4 %, яиц – 8174 млн штук, или 18,2% доля в хозяйствах всех категорий России (таблица 1).
Следует заметить, что мелкие аграрные предприниматели при сбыте выращенной продукции часто пользуются услугами заготовительных предприятий потребительской кооперации. В сельской территории России развивается как горизонтальная, так и вертикальная кооперация. Горизонтальная кооперация аграрных производителей выступает как универсальная форма взаимодействия при которой на добровольной основе в целях повышения общей конкурентоспособности сотрудничают несколько самостоятельных хозяйствующих субъектов. Экономические взаимоотношения партнеры по кооперации выстраивают на принципах равноправия в сфере производства и распределении продукции, предусматривают недопущение рисков и защиту интересов каждого члена [7].
Особое место при проведении коммерчески операций на рынке отводится гарантированности сбыта продукции при проведении сделки, выстраивании взаимоотношений продавца и покупателя. В сельской местности хозяйства населения по причине недостатка денежных средств нередко не имеют в значительной своей части долговременной устойчивости. В связи с этим в отдельные неурожайные годы часть из них разоряется, что характеризует невысокую их жизнеспособность. Поэтому для более гарантированного присутствия на продовольственном рынке оказывается более выгодно кооперировать отдельные направления производственной деятельности, сохранив свою самостоятельность [8].
Развитие горизонтальной и вертикальной кооперации в регионе обеспечивает налаживание устойчивых связей производителей сельскохозяйственной продукции с перерабатывающими предприятиями. Кооперация способствует улучшению качественных показателей, расширению ассортимента, сокращению потерь, укреплению производственно-экономических связей между сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями в продвижении сельскохозяйственной продукции на продовольственный рынок. Процессы горизонтальной и вертикальной кооперации тесно взаимосвязаны с разделением труда, способствуют углублению взаимосвязей и взаимозависимости смежных отраслей под влиянием инновационных процессов и модернизации производства. Характерными особенностями успешного развития организационно-экономических связей потребительских кооперативов с производителями сельскохозяйственной продукции являются научно обоснованное использование преимущества общественного разделения труда и кооперации при производстве и продвижении продукции от производителя до конечного потребителя. Приобщение аграрных малых форм хозяйствования к товарному производству с помощью кооперации в условиях рыночных отношений повышает конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции мелких предпринимателей на продовольственном рынке. При сбалансированном учете взаимных интересов партнеров по кооперации достигается доминирование агропромышленного комплекса региона на продовольственном рынке по основным направлениям деятельности, обеспечивается более высокая окупаемость вложений, получение наибольшей выгоды при реализации конечной продукции [9]. При развитии кооперационных связей сельскохозяйственных организаций с предприятиями перерабатывающей промышленности по производству и переработке аграрной продукции достигается рост производства продукции, повышается её качество, растет потребительский спрос на рынке. Развитие кооперации в агропромышленном комплексе сопровождается решением ряда организационно-экономических и социальных вопросов, для выполнения которых следует скорректировать деятельность науки и практики, выбрать более рациональные организационные формы взаимоотношений совместной деятельности. В комплексе мер для поступательного развития аграрной экономики и региональных рынков сельскохозяйственной продукции необходимо более масштабно использовать возможности и преимущества кооперативных организаций.
В России основными поставщиками сельскохозяйственной товарной продукции в государственный продовольственный фонд являются отечественные производители - сельскохозяйственные организации, К(Ф)Х и ЛПХ. Схема формирования агропродовольственного фонда России представлена на рис.1.
В агропромышленном комплексе страны могут развиваться различные виды кооперации в зависимости от природно-экономических регионов, что в конечном итоге проявляется видом поставляемой на продовольственный рынок агропродовольственной продукции. На практике чаще всего имеют место горизонтальная и вертикальная кооперации.
При горизонтальной кооперации в организационно - экономические отношения вступают сельхозпроизводители, выращивающие единые по назначению виды сельскохозяйственных культур или животных, которые находятся на одном уровне хозяйствования и выполняющие равнозначные виды деятельности по отраслям (овощеводство, картофелеводство, птицеводство, свиноводство, молочное скотоводство и т. д.)
При вертикальной кооперации обеспечивается сотрудничество предприятий, которые располагаются на различных уровнях производственной деятельности и осуществляют разные технологические виды работ в переработке сельскохозяйственной продукции и продвижении ей к потребителю (производители овощей кооперируются с овощеконсервными заводами, производители молока - с молокозаводами и т.д.).
Для мелкого аграрного бизнеса одним из каналов сбыта сельскохозяйственной продукции является система заготовительных пунктов, контор и предприятий потребительской кооперации системы Центросоюза России. Потребительские кооперативные общества обслуживают хозяйства населения, предоставляя им услуги по сбыту и переработке произведенной продукции, ее хранению и реализации [10]. На практике потребкооперация замыкает круг деятельности мелких сельхозпроизводителей, так как производство заканчивается потреблением. Потребительские общества и их заготовительные предприятия в России традиционно занимались закупками, переработкой, хранением и реализацией сельхозпродукции потребителю, предоставляя хозяйствам населения канал сбыта выращенной ими сельхозпродукции. Выполняя эти функции сельским жителям, которые одновременно являются пайщиками потребкооперации, потребительские общества тем самым объединяют крестьян, стимулируют их трудовую деятельность, повышают материальное положение [10].
В потребительских обществах обеспечивается выполнение кооперативных принципов добровольности и равенства, соблюдение взаимных интересов партнеров. Если у объединившихся членов не будет единства интересов, то соответственно не появится и единой цели, ради достижения которой они должны совместно работать. В такой ситуации действия их будут разрознены и такое кооперативное образование вскоре прекратит своё существование. В потребительском кооперативе должны фокусироваться интересы его членов, которые являются его хозяевами и руководят его деятельностью. Основным смыслом работы потребительского кооператива является решение задач в интересах объединившихся членов.
Потребительские общества Центросоюза России принимают непосредственное участие в формировании продовольственных ресурсов, вносят свой вклад в обеспечение национальной продовольственной безопасности [10]. В 2020 г. потребительскими обществами Центросоюза России было закуплено у сельхозпроизводителей мясопродуктов – 47,5 тыс. т, молокопродуктов – 223,5 тыс. т, картофеля – 29,8 тыс. т, овощей – 36,2 тыс. т, плодов – 20,9 тыс. т. Следует заметить, что в 2020 г. по сравнению с 2016 г. закупки молокопродуктов увеличились с 219,8 до 223,5 тыс. т, или на 1,7% (таблица 2).
В системе потребительской кооперации Центросоюза РФ кооперативные предприятия и организации в своей деятельности руководствуются кооперативными уставами, соблюдают кооперативные признаки, ценности и принципы, чтут вековой опыт и традиции. В условиях расширения предпринимательства мелкого аграрного бизнеса роль потребительской кооперации, потребительских обществ и союзов в формировании продовольственных ресурсов повышается. Функционирующие в системе потребительской кооперации заготовительные пункты, предприятия оптовой и розничной торговли, производственные мощности по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции придают системе потребкооперации Центросоюза РФ стратегическую направленность этого вектора деятельности, что способствует отечественным сельскохозяйственным производителям малых форм возможность вести расширенное воспроизводство и повышать свою роль в продовольственной безопасности страны [10]. Потребительская кооперация Центросоюза РФ способствует развитию в сельской территории свободного предпринимательства производителям сельхозпродукции, повышению их конкурентоспособности на рынке. В совокупном объеме деятельности потребительской кооперации доля закупок сельскохозяйственной продукции с 2016 по 2020 гг. увеличилась с 10,7 до 11,8%, или на 1,1 процентных пункта, а доля общественного питания в 2020 г. составила 5,5, удельный вес продовольственных товаров в торговом обороте равен 77,0% (таблица 3).
Выше изложенное свидетельствует о степени участия потребительских обществ Центросоюза России в продовольственном обеспечении населения страны и формировании ресурсов продовольственной безопасности государства.
Выводы. Для надежного гарантированного обеспечения продовольственной безопасности необходимо повысить роль кооперативных организаций в развитии аграрной экономики и территориальных рынков сельскохозяйственной продукции. В этих целях предстоит выполнить сформулированные в Доктрине продовольственной безопасности [5] задачи по сбалансированному развитию отраслей аграрного сектора экономики, укрепить его материально-техническую базу, углублять и совершенствовать организационно-экономические взаимосвязи между партнерами, отраслями, организовать их взаимодействие по увеличению производства сельскохозяйственной продукции, повышению ее сохранности, переработке и доведению до конечного потребителя. В решении этих проблем важнейшее значение имеет развитие закупочно-сбытовой деятельности потребительской кооперации. Процессы кооперации развиваются под влиянием комбинирования смежных отраслей. Для объединения в кооперативную форму сотрудничества следует учитывать основные признаки кооперации: заинтересованность в совместной деятельности, сохранении правовой и хозяйственной самостоятельности партнеров по кооперации, скоординированном совместном влиянии на производственные объекты кооперации и распределении результатов деятельности кооператива [11].
Скоординированная совместная деятельность хозяйствующих субъектов позволит более эффективно повышать конкурентоспособность скооперированного производства за счет взаимной поддержки предприятий и снижения расходов на единицу продукции. В кооперативном формировании повышается качество маркетинговых служб, имидж предприятий. Концентрация финансовых ресурсов позволяет закупать крупные партии продукции в периоды массового сбора урожая по низким ценам, повышать качество реализуемой продукции, формировать эффективный бренд, успешнее проводить ассортиментную политику. К перспективным векторам работы при кооперации относятся маркетинговые исследования на рынке, прогнозы развития конкурентов, расширение ассортимента продовольственных поступлений, организация закупочной деятельности, логистика хранения и сбытовой деятельности [11].
Следует учитывать, что потребительская кооперация в агропромышленном комплексе подвергается влиянию экономической политики государства, его инструментов: ценообразования, кредитования, налогообложения, страхования. Соблюдение кооперативных принципов будет способствовать укреплению производственного потенциала предприятия и ускорению накопления капитала, росту валового сбора аграрной продукции и повышению эффективности производства. Особое место в развитии кооперации занимают меры по укреплению правового статуса кооперативов и организационно-экономическое регулирование хозяйственной деятельности кооператоров. Неоценимое значение для успешной работы кооператоров может иметь помощь государства при создании кооперативом основного капитала в виде предоставления льготных кредитов.
1. Суглобов А.Е., Бобошко В.И. Основные тенденции развития малого предпринимательства в России // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 19. - С. 2-11.
2. Nabiyeva, A. R. (2021). The features of cooperation in the republic of tatarstan doi:10.1007/978-3-030-72110-7_55 Retrieved from www.scopus.com
3. Nabiyeva, A. R. (2021). Consumer cooperation in the socio-economic infrastructure of rural areas doi:10.1007/978-3-030-57831-2_44 Retrieved from www.scopus.com
4. Нечитайлов А.С., Жукова О.И., Жуков А.С., Кооперативное предпринимательство в аграрном секторе // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве, - 2019, - №3(48), с.118-124
5. Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20 “Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации”.
6. Россия в цифрах. 2020: Крат. стат. сб./Росстат- M., 2020 – 550 с.
7. Балалова Е.И., Максаев А.А., Овчаренко Н.А. Предпринимательство в продовольственном обеспечении: Монография. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2019, 244 с.
8. Суглобов А.Е., Ткач А.В. Предпринимательство в системе потребительской кооперации России // Экономические и гуманитарные науки, (ОГУ имени И.С. Тургенева). - 2020, - № 7. (342). с. 102-113.
9. Каурова О.В., Малолетко А.Н. Место и роль потребительской кооперации в обеспечении продовольственной безопасности регионов России. Вестник Российского университета кооперации, научно-теоретический журнал. - № 2(40), - 2020, с. 51-61.
10. Основные показатели хозяйственной деятельности потребительской кооперации России 2016-2020 гг. М., 2021.
11. Bank S.V. Tactical and strategic modelling of the corporate financial performance indexes // World Applied Sciences Journal. 2014. Т. 29. № 5. С. 683-688.