В статье рассмотрены этапы формирования трансграничной партнерской предпринимательской сети в сельском туризме с учетом бизнес-потребностей ее участников. Методологической основой исследования принят подход А. Маслоу, предполагающий, что потребности человека организованы в иерархическом порядке. По аналогии с концепцией Маслоу мы предполагаем, что мотивы предпринимателей, определяющие их бизнес-деятельность, организованы также иерархически. При достижении определённого уровня в иерархии мотивации предприниматель испытывает потребность в кооперировании в рамках сетевого объединения. Продвижение в удовлетворении потребностей всё более высоких уровней формирует мотивацию к качественному развитию такого сетевого объединения, что обусловливает этапы формирования партнёрской предпринимательской сети. Данный процесс рассмотрен на примере трансграничной партнерской сети предпринимателей Республики Карелия и Финляндии в сфере сельского туризма.
сельский туризм, трансграничная предпринимательская сеть, иерархия потребностей, экономика туризма
1. Асаул, А.Н., Скуматов, Е.Г., Локтева, Г.Е. Предпринимательские сети в строительстве / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.Н. Асаула. – СПб.: Гуманистика, 2005 – 256 с.
2. Захарченко, Д.В. Влияние Интернет-технологий на развитие информационно-знаниевых коммуникаций в современной экономике // Экономические науки. – 2012. – №. 5. – С. 77–81.
3. Avilova N.L., Ermakov A.S., Gozalova M.R. An analysis of the international customer attraction experience in the hospitality industry // World Applied Sciences Journal. 2014. Т. 30. № 30. С. 84-86.
4. Ermakov S.A., Ilkevich S.V., Ermakov A.S. Information resources strategy in the promotion of Russia´s rural tourism attractions // World Applied Sciences Journal. 2014. Vol.30. № 30. С. 91-92.
5. Сельский туризм как фактор повышения конкурентоспособности рекреационной сферы России / Н.Н. Анисимова, Н.С. Демерчян, С.В. Зотова, Д.А. Кантемиров // Известия Сочинского государственного университета. – 2013. – № 1–2. – С. 108–115.
6. Боголюбов, В.С., Никитина, О.А. Сельский туризм как форма развития новых социально-финансовых отношений в регионе // Вестник ИНЖЭКОНа. – Серия «Экономика». – 2010. – № 7(42). – С. 183-187.
7. Гварлиани, Т.Е., Бородин, А.Н. Сельский и аграрный туризм как специфические виды туризма // Terra Economicus. – 2011. – Т. 9, № 4, Ч. 3. – С. 61–65.
8. Зайцева, Н.А., Каурова, О.В., Юманова, О.С. Факторы, обеспечивающие эффективность деятельности предприятий туристской индустрии: теоретические и методологические аспекты: монография. – М.: Издатель Степаненко, 2011. – 172 с.
9. Колесников, Н.Г. Приграничность как фактор экономического развития региона // Труды Карельского научного центра Российской академии наук. – 2012. – № 6. – С. 116–123. Электронный ресурс: URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=18377095 (дата обращения: 05.11.2014).
10. Организационно-экономические аспекты предпринимательства в сфере туризма / Т.В. Харитонова, Т.М. Кривошеева, Л.Ф. Ксенитова, Е.Ш. Танеева, О.М. Голикова, А.Н. Кугушева, О.В. Шеменева, Н.В. Костромина. – М., 2012. – 225 с.
11. Шишкин, А.И., Петрова, Н.В. Трансграничное пространство развития сельского туризма Республики Карелии и Финляндии // Экономика и управление. – Раздел «Модернизация экономики регионов». – 2013. – № 3 (89). – С. 16–20.
12. Petrova, N., Kolesnikov, N. Cross-border rural tourism area: a case of Finland and Russian Karelia // International Conference on Rural Tourism and Regional Development. Proceedings – Rural Tourism as a Facilitator of Regional Development. – Joensuu, 2014. –Editors: Jarno Suni & Raija Komppula. Layout: Jarno Suni. – P. 48-55. Электронный ресурс: URL: http://epublications.uef.fi/pub/urn_isbn_978-952-61-1416-3/urn_isbn_978-952-61-1416-3.pdf (дата обращения: 06.11.2014).
13. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.
14. Иванов, О.И. Человеческий потенциал: вопросы теории и методологии исследования // Социологические исследования. – 2014. – № 6 (362). – С. 89–95.
15. Колесников, Н.Г., Петрова, Н.В., Шевченко, В.И. Объекты инфраструктуры туризма как элементы туристских дестинаций // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 9 ( часть 3). – С. 173–174.
16. Шлямин, В.А., Нарышкин, А. Международное государственно-частное партнерство на примере российско-финляндских отношений // Международная экономика. – 2012. –№ 10. – С. 51–58. Электронный ресурс: URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=18803664 (дата обращения: 06.11.2014).
17. Управление развитием туризма в регионе. Опыт реализации Стратегии Республики Карелия / В.В. Громов и др., под общ. ред. Ю.В. Савельева и О.В. Толстогузова. – Петрозаводск: Ин-т экономики Карельского науч. центра РАН. – 2008. – 210 с. Электронный ресурс: URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20044619 (дата обращения: 05.11.2014).
18. Кузнецов, С.В., Межевич, Н.М. Экономическое пространство. Теория и практика: монография // Российская акад. наук, Ин-т проблем региональной экономики. – СПб., 2012. – 149 с. Электронный ресурс: URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=19983498 (дата обращения: 07.11.2014).