с 01.01.2018 по настоящее время
Балашиха, г. Москва и Московская область, Россия
Настоящая статья содержит описание функционального облика систем поддержки принятия решений (в том числе, интегрируемых в автоматизированные системы управления), реализующих логику событийного управления и предназначенных для управления силами и средствами в условиях дефицита времени. Функциональный облик раскрывает комплексное представление о предназначении, роли и месте СППР рассматриваемого класса, реализуемых функциях и основных предъявляемых требованиях. Раскрытие функционального облика иллюстрируется концептуальной схемой системы, обеспечивающей ее разработку в форме информационно-управляющей среды, реализующей логику событийного управления. Среда должна реализовывать механизмы управления информационными процессами на основе обработки событий (фактов изменения условий и состояния объектов управления, фактов принятия и реализацией управленческих решений), а также предоставлять развитый инструментарий, обеспечивающий требуемую информативность управления множеством информационных процессов и гарантированный отклик системы.
система поддержки принятия решений, событийное управление, информационно-управляющая среда, информационный процесс, управляющее решение
Разработка и внедрение систем поддержки принятия решений (СППР) с целью автоматизации процессов управления в условиях дефицита времени наряду с реализацией общих функций принятия решений [1, 2] сопряжена с рядом проблем системного характера, включая отсутствие проработанных требований к их построению в форме информационно-управляющей среды организации работы должностных лиц. Основными из этих проблем являются: отсутствие законченного комплексного представления о предназначении, роли и месте СППР, неявное определение целевой и обеспечивающих функций, фрагментарное представление системных требований, особенно в части реализации цикла управления и вопросов интеграции этих систем в автоматизированные системы (в том числе, существующие). Проведенные исследования направлены на формирование подхода к решению указанных проблем посредством разработки научно-методического аппарата построения СППР, реализующих логику событийного управления.
В целях определения исходной точки для формирования функционального облика СППР, реализующей логику событийного управления, основываясь на систематизированных в [3] вариантах определений СППР, введем следующее непротиворечащее им определение.
Система поддержки принятия решений, реализующая событийное управление (СППР СУ) – это интерактивная автоматизированная система, предназначенная для поддержки лица, принимающего решение в части выработки, контроля и оценки результатов выполнения решений в целях управления силами и средствами на основе математических моделей (методов) обработки и распределения информации, представляемой и обрабатываемой в виде событий цикла управления.
Предлагаемое определение наиболее полно раскрывает целевую функцию СППР СУ. Наряду с целевой функцией СППР СУ должна реализовывать обеспечивающие (дополнительные) функции, такие как подготовка системы к выполнению задач целевого предназначения, поддержание информационной модели обстановки (условий реализации цикла управления). При этом, СППР СУдолжна относиться к типу корпоративных систем, т.е. обеспечивать режим коллективной обработки информации.
СППР СУ должна представлять собой информационно-управляющую среду, реализующую принцип событийного управления. В данном случае, реализация принципа заключается в манипулировании информационными процессами, формируемыми посредством выявления (идентификации) и управления реализациями проблемных ситуаций. Процессы могут находиться в разных «точках» выполнения, а их контроль должен осуществляться на основе обработки потока событий, определяющих динамику их развития. При этом, множество таких «точек» определяется ключевыми этапами цикла управления.
Типовая роль и место СППР СУ в составе автоматизированной системы представлена на рис. 1.
Интеграция СППР СУ в автоматизированные системы должна осуществляться непосредственно в комплексы средств автоматизации (КСА) из состава уровней управления этой системы за счет средств информационного взаимодействия, построенных на основе единой концептуальной модели информационного взаимодействия.
В случае реализации требования автономного применения СППР СУ (без интеграции в автоматизированную систему) в рамках ее функционала должны быть дополнительно реализованы средства поддержки протоколов взаимодействия с КСА объектов управления.
Функциональный облик СППР СУ представлен рис. 2.
Графическое изображение функционального облика СППР СУ демонстрирует, что реализация информационно-управляющей среды обеспечивается за счет механизмов управления информационными процессами. Информационные процессы должны формироваться в результате обработки данных обстановки и выявления ситуаций (событий), требующих принятия решения. Отслеживание развития информационных процессов заключается в фиксации событий, связанных с принятием решений и изменением условий их выполнения. Такой подход обеспечит «погружение» должностных лиц в контекст управляемого множества информационных процессов, связанных с реализацией проблемных ситуаций и предоставлением необходимого высокоуровневого механизма управления. Как следствие, будет обеспечена поддержка непрерывности функции управления.
Участие должностных лиц должно быть обеспечено за счет интерактивного инструмента решения задач:
− создания событий по обстановке (при необходимости);
− аналитической оценки вариантов решений (выбор предпочтений);
− принятия решения (выбор варианта решения − альтернативы);
− оценки исполнения решения и «закрытия» информационного процесса.
В ходе непрерывного контроля за выполнением информационных процессов средствами СППР СУ осуществляется интерактивное участие должностных лиц в части обработки прерываний этих процессов. Тем самым, реализуется дискретность управления.
Регулирование информационно-управляющей среды предполагается обеспечить за счет обработки поставленных задач на организацию деятельности, а также за счет настройки правил обработки информации (количества информационных процессов, количества альтернатив, порог оценки вариантов решений, ограничения на ресурсы и т.п.).
Завершение формирования функционального облика СППР СУ заключается в расширении математической модели функции управления в части перевода входных и выходных параметровв событийную плоскость, разработки и реализации соответствующих алгоритмов обработки с контекстным использованием методов теории принятия решений.
Предложенный в общем виде функциональный облик СППР СУ демонстрирует возможность реализации информационно-управляющей среды на основе событийной логики, обеспечивающей поддержку должностных лиц в части решения задач управления силами и средствами. Функциональный облик может служить концептуальной основой разработки научно-методического аппарата построения систем, относящихся к профильным СППР СУ. Разработка подобного научно-методического аппарата позволит, с одной стороны, унифицировать и нормировать основы построения систем данного класса, с дугой стороны, сформировать конкретные методы (комплексы методик), обеспечивающие создание и внедрение этих профильных систем в автоматизированные системы с получением прогнозируемого эффекта их применения.
1. Тиханычев О.В. Системный подход к организации автоматизированной поддержки принятия решений // Современные научные исследования и инновации. − 2016. − № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/08/69947 (дата обращения: 24.04.2021).
2. Веселов Д.А. Задачи систем поддержки принятия решений и преимущества их использования // Современные научные исследования и инновации. − 2015. − № 4. − Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/51717 (дата обращения: 24.04.2021).
3. Тиханычев О.В. О некоторых проблемах предметной области принятия решений // Москва: Программные продукты и системы. – 2016. − № 3. − С. 24-28.