АНАЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ УГРОЗ КОРРУПЦИОННОГО ХАРАКТЕРА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены результаты исследования процессов коррупции при реализации национальных проектов в сфере развития науки и образования. Проанализирована структура источников финансирования средств на исполнение национальных проектов, а также статистика численности зарегистрированных правоохранительными органами противоправных действий, связанных с использованием бюджетных средств. Определены формы проявления противоправных действий при посягательстве на бюджетные средства в ходе реализации национальных проектов. Особое внимание уделено авторскому инструментарию систематизации коррупционных угроз и их сопоставлению с коррупционными рисками, что позволяет решить задачу оценки вероятности угроз и прогноза основных негативных проявлений влияния факторов. Предложен комплекс профилактических мероприятий, направленный на повышения эффективности деятельности правоохранительных органов в сфере обеспечения экономической безопасности реализации национальных проектов развития образования.

Ключевые слова:
коррупция, коррупционные угрозы, национальные проекты, образование, угрозы экономической безопасности
Текст

Национальные проекты – это стратегические приоритетные направления развития российского государства, которые определены точками перспективного роста и предполагают достижение опережающих темпов социально-экономического развития регионов и страны в целом.

В рамках этих направлений осуществляются преобразования и реформы, на которые направлены крупные государственные и частные инвестиции. Осуществляется глобальная модернизация технологического базиса страны в рамках соответствующих векторов национального развития.

Государство мобилизовало масштабные финансовые ресурсы, которые необходимы для реализации национальных проектов. Очевидно, что данные ресурсы являются объектом преступных посягательств, что определяет потребность усовершенствования инструментария обеспечения экономической безопасности реализации национальных проектов [2].

Анализ судебной практики и статистики правоохранительной деятельности дает возможность утверждать, что реализации национальных проектов препятствует низкое качество финансового мониторинга и правового регулирования в исследуемой сфере.

В соответствии с Указом Президента РФ, от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.», на реализацию национальных проектов предполагается затратить более 25,7 трлн. руб. [1]. На рисунке 1 представлены источники финансирования средств на исполнение национальных проектов [4].

Согласно статистическим данным Генеральной прокуратуры РФ, в процессе исполнения национальных проектов каждый год регистрируется порядка 200 000 правонарушений, при этом более 50% правонарушений приходится на проекты в сфере науки и образования [5].

Заслуживает внимание то обстоятельство, что регистрируется устойчиво высокая численность регистрируемых фактов нарушения законодательства при исполнении национальных проектов, при одновременном ужесточении контроля и надзора в данной сфере.

 

 

 

Рисунок 1 – Источники финансирования средств на исполнение национальных проектов [4]

 

Следует также отметить, что виновными в фактах посягательства на бюджетные средства в процессе реализации национальных проектов являются как должностные лица, ответственные за выделение средств, так и за их освоение. Противоправные действия, связанные с посягательством на бюджетные средства в процессе реализации национальных проектов, осуществляются в формах, представленных на рисунке 2.

Как отмечают в Правительстве РФ, сложившаяся проблематика имеет беспрецедентную остроту, поскольку на национальные проекты направляется масштабное финансирование. Есть колоссальные риски, что существенная доля данных средств будет потрачена не по назначению, а значит, ожидаемая эффективность не будет достигнута [6].

Тот ущерб, который наносится в результате посягательств на бюджетные средства, имеет категорию крупного или особо крупного. Учитывая то, что должностные лица, совершающие противоправные деяния, запрашивают на реализацию соответствующих проектов намеренно завышенные объемы средств, потенциальный ущерб в рамках одного правонарушения может достигать 1 млрд. руб. и более.

 

Рисунок 2 – Формы проявления противоправных действий при посягательстве на бюджетные средства в ходе реализации национальных проектов

 

Хищения значительных финансовых ресурсов существенным образом оказывает негативное влияние на бюджетную структуру, а также не позволяет своевременно финансировать перспективные проекты национального и регионального уровня.

На рисунке 3 приведена статистика зарегистрированных структурами экономической безопасности и противодействия коррупции (далее – ЭБиПК) противоправных действий, связанных с использованием бюджетных средств в 2017-2020 гг. [7]

Проблематика противодействия коррупции при реализации национальных проектов в сфере науки и образования определяется тем, что именно в рамках данных проектов формируются предпосылки для опережающего развития нашей страны. Национальные проекты направлены на создание сети передовых научных и учебных центров мирового уровня, способных генерировать технологии и инновации, обеспечивающие лидерство России в наиболее перспективных отраслях экономики.

 

 

Рисунок 3 – Число зарегистрированных структурами ЭБиПК противоправных действий, связанных с использованием бюджетных средств (освоение и хищение) в 2017-2020 гг.

 

Так, деятельность структур ЭБиПК, а также органов контроля и ревизии в современной России основывается на использовании следующей последовательности процедур пресечения противоправных действий, связанных с использованием бюджетных средств при реализации национальных проектов в сфере образования (рисунок 4).

 

 

Рисунок 4 – Последовательность процедур пресечения противоправных действий, связанных с использованием бюджетных средств при реализации национальных проектов в сфере образования

 

Как показывают статистические данные за 2020 год, ситуация, сложившаяся в сфере защиты от противоправных действий в отношении специально выделенных средств бюджета, имела следующий вид (рисунок 5) [7].

 

 

 

Рисунок 5 – Деятельность в сфере обеспечения экономической безопасности реализации национальных проектов «Образование» и «Наука» в 2020 г.

 

После того, как при МВД России было сформировано специальное подразделение, ориентированное на предотвращение наиболее опасных правонарушений, связанных с использованием бюджетных средств, увеличилось общее количество зарегистрированных фактов хищений и должностных преступлений при реализации национальных проектов на всех уровнях государственной власти на национальном и региональном уровнях.

Сбор, оценка и сопоставление сведений со стороны правоохранительных органов и органов контроля дали возможность осуществить разграничение категорий лиц, совершающих противоправные действия в сфере реализации национальных проектов «Наука» и «Образование». В числе данных категорий лиц были выделены распорядители финансирования и его получатели. Важно отметить, что национальные проекты должны трактоваться не в привычной форме (то есть, не в качестве объекта деятельности государства), а в качестве конфигурации и способа данной деятельности в общенациональных масштабах.

Согласно официальным данным за 2020 г., в структуре преступных действий, связанных с посягательством на бюджетные средства при исполнении национальных проектов, отмечено следующее их распределение (рисунок 6) [7].

 

Рисунок 6 – Структура преступных действий, связанных с посягательством на бюджетные средства при исполнении национальных проектов, %

 

При этом в области исполнения национальных проектов «Образование» и «Наука» за 2020 г. преобладающая часть преступных действий осуществлена в виде мошенничества – 77,9% и служебного подлога – 6,4% [7].

Все представленные разновидности преступных действий объединены:

- объектом преступления (как показывает практика, обычно это – правоотношения в бюджетной сфере);

- предметом преступления (финансовые средства, направленные на конкретные цели и из определенных бюджетных фондов);

- мотивом (корыстные цели) [2].

Для оказания должного противодействия преступным действиям, осуществляемым в процессе реализации национальных проектов, а именно при посягательстве на средства бюджета, требуется специальная исследовательская методология, которая предполагает использование системного подхода к данной социально-правовой категории и выработке мероприятий по предотвращению негативных последствий.

В первую очередь, необходимо, на наш взгляд, разработать механизм выявления, систематизации и анализа угроз экономической безопасности в сфере реализации национальных проектов с учетом современных тенденций и опыта оценки эффективности мероприятий, направленных на стратегическое развитие системы образования и обеспечение ее конкурентоспособности.

Так как состояние всей социально-экономической системы на всех уровнях управления экономики определяется взаимодействием с факторами внешней среды и сбалансированность внутренних элементов, то все изменения, происходящие в данном случае, приводят к изменению качественных параметров состояния.  В общем виде влияние всей совокупности коррупционных угроз экономической безопасности на образовательную сферу экономики можно представить в виде следующей зависимости:

R=f(Yq,D),                                                                                                  (1)

Где R – качественное состояния системы образования;

Yq – угрозы коррупционной составляющей экономической безопасности;

D – направленность влияния внешних угроз экономической безопасности.

При этом, направленность влияния внешних угроз экономической безопасности зависит от совокупности факторов, которые оказывают непосредственное влияние в данный момент времени и состояния внутреннего потенциала хозяйственной системы:

D= (YqSn),                                                                                              (2)

Где Sn- факторы, определяющие качественное состояние хозяйственной системы.

Для систематизации всей совокупности коррупционных угроз реализации национального проекта «Образование» следует использовать в качестве основы экспертную оценку, что позволит разграничить всю совокупность угроз в зависимости от их влияния на группы «критические», «высокие», «средние», «незначительные», «нейтральные».

 Оценку целесообразно проводить по каждому проекту, входящему в структуру национального проекта (современная школа, успех каждого ребенка, поддержка семей, имеющих детей, цифровая образовательная среда, учитель будущего, молодые профессионалы, новые возможности для каждого, социальная активность, экспорт образования, социальные лифты для каждого), с помощью выставления соответствующих баллов, соединив в последствие которые можно получить карту угроз экономической безопасности (табл.1).

Проведение подобного рода экспертного анализа позволяет в дальнейшем систематизировать коррупционные угрозы экономической безопасности по значимости, с целью выработки комплекса мероприятий, направленных на снижение вероятности их возникновения.

Следует признать важность данного процесса мониторинга угроз в комплексной системе управления национальным проектом, так как предоставляются возможности учета тенденций дестабилизирующих факторов на определенный момент времени, по итогам аналитической оценки которых выстраивается комплексная экономико-математическая модель.

 

 

Таблица 1- Фрагмент балльной оценки коррупционных угроз экономической безопасности реализации национального проекта «Цифровая образовательная среда» (Предложена автором)

Угрозы

Тип угрозы

нейтральные

незначительные

средние

высокие

критические

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  • Сговор лиц с  целью обогащения при внедрении цифровых центров цифровизации образования;

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

  • Мошенничество при внедрении проектов по цифровой образовательной среды;

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

  • Получение, дача взятки или посредничество при внедрении проектов по цифровизации;

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

  • Халатность при внедрении цифровых образовательных платформ и сервисов;

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

  • Получение, дача взятки или посредничество при внедрении проектов по интернет- соединению образовательных учреждений;

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

  • Превышение должностных полномочий в внедрении цифровых платформенных решений в образовательных учреждениях;

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На основании структуры национального проекта «Образование» мы предлагаем разграничение угроз на два системообразующих уровня. В качестве одного из важнейших источников информации для таблицы 2. являются данные из таблицы 1.  

 

Таблица 2- Группы коррупционных угроз экономической безопасности в сфере реализации национального проекта «Образование» (Фрагмент)

 

 

Угрозы 1-го уровня

Код составляющей 2-го уровня

Пример угрозы

Угрозы реализации  проекту «Современная школа»

 

Укэб11

Мошенничество при модернизации образовательных учреждений

Укэб12

Дача взятки ил посредничество при закупке восокотехнологичного оборудования для кванториумов

Угрозы реализации  проекту «Успех каждого ребенка»

 

Укэб21

Мошенничество с проведением онлайн-уроков в рамках ранней профориентации школьников

Укэб22

Сговор лиц с  целью обогащения при реализации проекта «Билет в будущее»

Угрозы реализации  проекту «Поддержка семей, имеющих детей»

 

Укэб31

Сговор лиц с  целью обогащения при оказании различных видов поддержки семьям

Укэб32

Злоупотребление должностными полномочиями при оказании различных видов поддержки семьям

Угрозы реализации  проекту «Цифровая образовательная среда»

 

Укэб41

  • Сговор лиц с  целью обогащения при внедрении цифровых центров цифровизации образования;

Укэб42

  • Мошенничество при внедрении проектов по цифровой образовательной среды;

Угрозы реализации  проекту «Учитель будущего»

 

Укэб51

Сговор лиц с  целью обогащения при проведении конкурсов профессионального мастерства

Укэб52

Злоупотребление должностными полномочиями при организации курсов повышения квалификации и программ переподготовки

Угрозы реализации  проекту «Молодые профессионалы»

Укэб61

Служебный подлог при оснащении мастерских

Укэб62

Растрата финансовых ресурсов при организации центров опережающей профессиональной подготовке

..

Угрозы реализации  проекту «Новые возможности для каждого»

 

 

Укэб71

Присвоение имущества и ценностей при реализации мер грантовой поддержки

Укэб72

Сговор лиц с  целью обогащения при реализации современных программ непрерывной подготовки

 

Угрозы реализации  проекту «Социальная активность»

Укэб81

Злоупотребление должностными полномочиями при организации центров поддержки добровольчества

Укэб82

Сговор лиц с  целью обогащения при проведении конкурсов, направленных на поддержку волонтерства

Угрозы реализации  проекту «Экспорт образования»

Укэб91

Злоупотребление должностными полномочиями при строительстве многофункциональных студенческих городков

Укэб92

Мошенничество с проведением летних и зимних школ

Угрозы реализации  проекту «Социальные лифты для каждого»

Укэб101

Злоупотребление должностными полномочиями при организации и использовании онлайн-платформы системы профессиональных конкурсов

Укэб102

Мошенничество с проведением конкурсов

 

Взаимосвязанным понятием с коррупционной угрозой экономической безопасности является категория «риск», которая носит вероятностный характер и проявляется в виде дестабилизирующего шока всей хозяйственной системе. Коррупционные риски обусловлены спецификой проявления коррупционных угроз при реализации национальных проектов в сфере образования. Именно адекватная оценка риска позволяет прогнозировать возможный ущерб хозяйственной системе, что является важнейшим условием эффективной работы системы мониторинга экономической безопасности.

В целях решения проблемы качественной оценки рисков нами предлагается воспользоваться инструментарием экспресс-оценки на основе стратегической карты оценки коррупционных рисков, позволяющей исследовать негативные шоковые явления (табл.3).

 

Таблица 3 - Стратегическая карта экспресс-оценки коррупционных рисков экономической безопасности при реализации национальных проектов в сфере образования

 

Вид коррупционного

риска

Группа коррупционных угроз, к которой относится риск

Вероятность наступления рискового события

Стоимостная оценка рискового события

Возможность устранения рискового события

Дополнительны объем финансирования мероприятий предупредительного характера

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, предлагаемый нами инструментарий для оценки коррупционных угроз является реальным инструментарием, позволяющим анализировать, систематизировать коррупционные угрозы, а также сопоставлять их с коррупционными рисками, тем самым проводя качественную и количественную оценку.

Данный этап аналитической обработки информационной базы является системообразующим в алгоритме управления экономической безопасностью хозяйственной системы при реализации национального проекта «Образование».

В целях поиска возможностей устранения рисковых событий коррупционной направленности структурами ЭБиПК проводятся следующие мероприятия, направленные на защиту национальных интересов, профилактику и противодействие соответствующим преступным действиям в сфере реализации национальных проектов (рисунок 7).

 

 

Рисунок 7 – Мероприятия защиты бюджетных средств и национальных интересов, профилактики и воспрепятствования соответствующим преступным деяниям

 

Проведенное исследование дает основание определить спектр проблемных аспектов деятельности по пресечению противоправных действий, посягающих на бюджетные средства, выделяемые в рамках национальных проектов развития науки и образования [3]:

  1. Недостаток четких оснований для эффективного доказывания по уголовным делам за неправомерное использование бюджетных средств.
  2. Федеральной антимонопольной службе РФ следует разработать подзаконны акты, которые будут эффективно использоваться сотрудниками структур ЭБиПК. В частности, данными актами следует конкретизировать особенности взаимодействия правоохранительных структур и антимонопольной деятельности касаемо установления и раскрытия преступных деяний и регламентирующих служебную документацию.
  3. Недостаток системного взаимодействия в совместной деятельности оперативных и следственных структур МВД в процессе выявления и расследования преступлений в области исполнения национальных проектов.
  4. Сложности в установлении фальсифицированной первичной документации в сфере закупок, являющейся основой для преступных манипуляций.
  5. Вопросы следования учетно-регистрационным стандартам преступных деяний, сопряженных с исполнением и контролем реализации национальных проектов: искажение показателей статистики; погрешности при регистрации преступных действий.
  6. Недостаточное количество квалифицированных и профессиональных сотрудников в экспертных структурах.
  7. Недостаточный уровень взаимодействия правоохранительных структур с региональными и муниципальными органами власти
  8. Дисбаланс характера и степени наказания за противоправные действия, посягающие на бюджетные средства, выделяемые в рамках национальных проектов развития образования, а также специальных целевых программ.
  9. Низкие показатели возмещения ущерба, нанесенного в ходе противоправных действий, посягающих на соответствующие бюджетные средства.

С целью обеспечения повышения эффективности деятельности структур ЭБиПК в сфере реализации национальных проектов развития образования целесообразно реализовать следующий комплекс профилактических мероприятий:

  1. Направление в контролирующие структуры сведений, подтверждающих обоснованность привлечения к ответственности по административному законодательству конкретных должностных лиц, осуществивших противоправные действия, которые не подходят под критерии уголовной ответственности.
  2. Направление сведений в средства массовой информации о том, что были задержаны соответствующие лица и реализованы конкретные следственные мероприятия по фактам преступных действий в сфере использования бюджетных средств, предназначенных для исполнения национальных проектов «Образование» и «Наука», для которых прежде был характерен общественный резонанс.
  3. Реализация надлежащего взаимодействия с региональными структурами, органами и ведомствами, полномочия которых распространяются на сферы распределения и мониторинга использования средств бюджета по целевому назначению.
  4. Формирование особых отдельных групп в структуре отделов территориальных органов, цель деятельности которых будет состоять в выявлении и раскрытии преступных действий в области неправомерного использования средств бюджета, предназначенных для исполнения национальных проектов.
  5. Обеспечение взаимодействия при планировании соответствующих мер со структурами в регионах (Прокуратура/МВД/Следственный комитет и др.), которое будет способствовать оперативной обработке выявленных оперативных данных, повышению качества и скорости расследований.
  6. Организация взаимодействия с органами контроля и ревизии для мониторинга функционирования субъектов, которые ответственны за распределение бюджетных средств, кроме того, компаний/учреждений и прочих структур, имеющих отношение к их использованию.

Таким образом, комплексные действия со стороны заинтересованных органов/структур обеспечивают существенное снижение численности и масштаба коррупционных действий, посягающих на бюджетные средства, выделенные на реализацию национальных проектов в сфере образования. В статье обоснован комплекс профилактических мероприятий направленных на реализации проектов в области образования и профилактику коррупции.

Список литературы

1. Указ Президента РФ №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.» от 07.05.2018

2. Иванов П. И., Булдин А. Е. Некоторые особенности оперативно-розыскного сопровождения предварительного расследования и судебного разбирательства по делам о легализации доходов, приобретенных преступным путем // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. №1 (19). [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-operativno-rozysknogo-soprovozhdeniya-predvaritelnogo-rassledovaniya-i-sudebnogo-razbiratelstva-po-delam-o

3. Мацкевич И.М. Причины экономической преступности: учебное пособие. М.: Проспект, 2017 [электронный ресурс] URL: https://search.rsl.ru/ru/record/02000023804

4. Тугушев Р. И. Финансирование национальных проектов в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2020. №12 (121). [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansirovanie-natsionalnyh-proektov-v-rossiyskoy-federatsii

5. Официальные сайт генеральной прокуратуры РФ. Статистические данные [электронный ресурс] URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics

6. Официальный сайт Правительства РФ. Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты [электронный ресурс] URL: http://government.ru/news/35675/

7. Статистические сведения МВД РФ. Сборник ФКУ «ГИАЦ МВД России» за 2020 г. [электронный ресурс] URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics

8. Макарова Н.Н., Тимофеева Г.В., Банк С.В., Хмелев С.А. Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов современные подходы. М: РИОР, 148 с.

9. Клещев С.К. Роль приоритетных национальных проектов науки и образования в обеспечении экономической безопасности российской федерации // Вопросы региональной экономики. - 2020.- № 2 (43). - С. 74-80.

10. Суглобов А.Е. Использование результатов экономического анализа для выявления перспектив развития социальной инфраструктуры сельских регионов // Экономический анализ: теория и практика. 2006. № 12 (69). С. 32-35.

11. Bank S.V., Suglobov A.E. Tactical and strategic modelling of the corporate financial performance indexes // World Applied Sciences Journal. 2014. Т. 29. № 5. С. 683-688.


Войти или Создать
* Забыли пароль?