В данной статье предлагается рассмотреть, каким образом глобализация влияет на образование, как радикальные реформы, связанные с переходом к инновационным технологиям и принципам глобализации рынка труда в западной цивилизации, влияют на страны с развивающейся экономикой, в частности, на Россию, что сейчас происходит в высшей школе в разрезе глобализации, как университет реагирует на изменения внешней среды, как в свою очередь меняются его программы, подходы к обучению. Автором рассматриваются вопросы универсализации и индивидуализации образования, определяется роль болонского процесса, его архитектуры в модернизации программ и уровней образования в Российской Федерации и влияние различных международных и независимых фондов на интеграционные процессы России в единое экономическое и социальное пространство Европы. На примере проектирования и реализации программ двойного диплома детально рассматриваются, каким образом интеграционные процессы происходят в Российском государственном университете туризма и сервиса, посредством каких инструментов осуществляются академические обмены и исследования. В статье проводится анализ совместимости учебных планов, модульных практикоориентированных программ, целесообразности использования инновационных педагогических технологий, интерактивных методов обучения, компетентностного подхода и требований рынка труда. На основе проведенного автором анкетирования проанализировано, какие проблемы возникают при реализации программ двойного диплома, какие преимущества и трудности имеют студенты и преподаватели в процессе участия в международной академической мобильности.
транснациональные корпорации, компетенции, образовательные модели, признание зачетных единиц трудоемкости (кредитов), индивидуальный учебный план, портфолио достижений студента, модель выпускника
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]: URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2974 (дата обращения: 10.11.2014).
2. Зима, Н.А. Глобализация образования как феномен инновационной культуры. [Электронный ресурс]: URL: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3676 (дата обращения: 10.11.2014).
3. Ридингс Билл. Университет в руинах. – М.: Высшая школа экономики, 2010. – С. 24, 30, 79.
4. Суслова, И.А. Оценка качества учебного плана ФГОУ ВПО «РГУТИС» по основной образовательной программе направления подготовки «Менеджмент» (бакалавриат) // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2011. – №1. – С. 74–80.