ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ 2020–2021 ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЛАТФОРМЫ «ELIBRARY.RU»)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье представлен анализ научных публикаций за период 2020–2021 гг. по вопросам истории российского профессионально-технического образования. Автор дает краткое описание принципов отбора публикаций для анализа, методов исследования, а также общее представление по каждой работе.

Ключевые слова:
история профессионально-технического образования, подготовка рабочих кадров, научные публикации, историография как наука
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Культура весьма красноречиво говорит об экономике и уровне жизни общества. Это широкое понятие охватывает самые разные сферы человеческой жизни, включая образование. Основные тенденции социально-экономического прогресса находят отражение в содержании образования и его целях на каждом этапе общественного развития: «Образование – сложная система, тесно взаимосвязанная со всеми другими социальными системами, а также системообразующий элемент культуры и социальной реальности в целом» [18, с. 12]. В данной статье рассмотрены научные публикации 2020−2021 гг. по истории системы профессионально-технического образования в нашей стране. Поиск публикаций проводился на платформе «elibrary.ru».

На протяжении 2020–2021 гг. тема истории профессионально-технического образования остается достаточно актуальной для научного сообщества. За указанный период времени на платформе «elibrary.ru» представлено более 50 научный публикаций различного характера: монографии, статьи в журналах, материалы конференций. Для проведения отбора научных публикаций использовались ключевые слова «история профессионально-технического образования» с целью последующей проверки документов на предмет соответствия условиям отбора.

Следовательно, переходим к проведению аналитического обзора научных публикаций по истории российского профессионально-технического образования. Мы отобрали, на наш взгляд, наиболее значимые работы, на которые следует обратить внимание.

Среди общих исследований по теме истории профессионально-технического образования в нашей стране следует назвать, прежде всего, работу К.Г. Кязимова. Автор определяет этапы формирования системы профессионально-технического образования в России. Он показывает, что в плане массового образования и пополнения экономики квалифицированными кадрами национальная система профессионального образования не имеет аналогов в мире [16]. Статья Р.И. Нуретдинова также посвящена вопросам становления системы профессионального образования в России, автор описывает причины популярности и востребованности среднего профессионально-технического образования [24]. Проблемы историографии истории профессионально-технического образования в советский период рассмотрены в исследовании В.А. Дозморова на примере современных диссертаций [4]. Собственная концепция периодизации развития профессионального образования предложена А.А. Николаевым в рамках изучения нормативно-правового развития профессионального образования [22].

Внушительный массив исследований 2020–2021 гг. посвящен отдельным проблемам в истории российского профессионально-технического образования. На изучении отдельных регионов нашей страны представлены следующие научные публикации: Т.М. Аминова и Р.М. Асадуллина [1], Т.А. Куприяновой [15], В.Г. Лихачева [19], Е.В. Лариной [17], С.Е. Мишенина [20], И.А. Новоселовой [23]. М.Б. Крапивенцева рассматривает достаточно интересную и вместе с тем мало изученную в исторической науке проблему подготовки рабочих кадров без отрыва от производства в 20-е гг. ХХ в. В качестве примера приводится исторический опыт Тульского оружейного завода [13; 14]. Вопросы подготовки рабочих кадров для различных отраслей промышленности нашей страны рассмотрены в трудах М.П. Мухаевой [21], А.Б. Осиповой [25], А.М. Скрынника и В.А. Семчугова [28; 29].

В связи с юбилеем российского профессионально-технического образования в 2020 г. усиливается интерес к истории конкретных образовательных учреждений данной системы. Например, работа В.А. Дозморова, где автором рассматривается деятельность Керченского металлургического техникума в условиях послевоенного времени (40-е – 50-е гг. XX в.) [5]. Большой интерес, кроме того, представляют исследования, посвященные наиболее выдающимся представителям системы профессионально-технического образования [2; 3].

Отдельно остановимся на группе уральских историков из Российского государственного профессионально-педагогического университета (Л.В. Захаровский, С.Л. Разинков и др.). Основная тема их исследований – история профессионально-технического образования на материалах Свердловской области. Хронологические рамки исследований: 30-е –50-е гг. XX в. Данная тема разрабатывается авторами на протяжении нескольких лет. В 2020–2021 гг. были рассмотрены такие проблемы, как: социальные противоречия и возможности их преодоления [6; 10], вопросы подготовки педагогических кадров для учебных заведений [7], соблюдение прав учащихся [8], воспитательная деятельность [11], введение в научный оборот новых источников [9; 26], образ системы профессионально-технического образования в публикациях центральной и региональной прессы [12]. К тому же, Л.В. Захаровский и С.Л. Разинков являются разработчиками базы данных «Профессионально-техническое образование в Свердловской области (1920-1950-е гг.)» [27].

В целом, в рассмотренных научных публикациях исследуются различные аспекты развития профессионально-технического образования в нашей стране. Можно отметить положительный вклад авторов в изучение данной темы. Представленные в аналитическом обзоре работы могут быть рекомендованы широкому кругу исследователей и всем интересующимся данной темой.

Список литературы

1. Аминов Т.М., Асадуллин Р.М. Периодизация развития начального и среднего технического и ремесленного образования Башкортостана // Образование и наука. − 2020. − Т. 22. − № 3. − С. 148-171. DOI 10.17853/1994-5639-2020-3-148-171.

2. Гайрабеков А.Я., Заирханов К.Д. Вклад ЗаирхановаАмирбекаНазарбековича в развитие профессионального образования в Чеченской Республике // История народов Северного Кавказа в лицах: Сборник материалов Всероссийской научной конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. – Грозный-Махачкала: Чеченский государственный педагогический университет ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф). − 2020. − С. 90-100.

3. Дозморов В.А. Керченский политехнический колледж в лицах: Василий Тынков: к 90-летнему юбилею образовательного учреждения // Всероссийская конференция молодых исследователей с международным участием «Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации» (Социальный инженер-2020): сборник материалов Всероссийской конференции молодых исследователей с международным участием. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)». − 2020. − С. 19-21.

4. Дозморов В.А. Историография истории становления и развития профессионально-технического образования в советский период (на примере современных диссертационных исследований Юга России) // Актуальные вопросы истории, историографии и источниковедения Юга России: к 300-летию провозглашения России империей, 100-летию образования Крымской АССР и 80-летию начала Великой Отечественной войны: МАТЕРИАЛЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2021. – С. 69-74.

5. Дозморов В.А. Развитие среднего профессионально-технического образования в Крыму в 40-50-е гг. XX века (на примере Керченского металлургического техникума) // Исторический бюллетень. − 2021. − Т. 4. − № 1. − С. 115-119.

6. Дорожкин Е.М., Захаровский Л.В., Разинков С.Л. Проблемы сглаживания социальных противоречий мобилизационной модернизации, возникавших в «точках стыковки» отечественной системы профтехобразования и системы подготовки педагогических кадров для профессионально-технических учебных заведений в 1940-1950-е гг. // Педагогическое образование и наука. − 2020. − № 2. − С. 129-135.

7. Дорожкин Е.М., Черноскутова И.А. Проблемы становления отечественной системы подготовки кадров для профессионально-технических учебных заведений: историко-генетический анализ // Образование и наука. − 2020. − Т. 22. − № 3. − С. 172-217. DOI 10.17853/1994-5639-2020-3-172-204.

8. Захаровский Л.В., Брево Е.С. Отраслевые социальные стандарты в системе государственных трудовых резервов как способ обеспечения прав учащихся-воспитанников детских домов (вторая половина 1940-х гг.) // 30 лет Конвенции о правах ребенка: современные вызовы и пути решения проблем в сфере защиты прав детей: сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2020. − С. 132-137.

9. Захаровский Л.В. Отчеты уполномоченных госплана как источник по изучению воздействия миграционных потоков на систему государственных трудовых резервов в 1940–1950-е гг. // Документальное наследие и историческая наука: Материалы Уральского историко-архивного форума, посвященного 50-летию историко-архивной специальности в Уральском университете. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. − 2020. − С. 54-61.

10. Захаровский Л.В., Разинков С.Л., Брево Е.С. Проблемы сглаживания социальных противоречий мобилизационной модернизации при взаимодействии образовательных систем в 1940-1950-е гг // Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. − 2020. − № 9. − С. 86-97.

11. Захаровский Л.В., Разинков С.Л. Воспитательная деятельность в учебных заведениях системы Государственных трудовых резервов СССР в 1940-1950-е годы // Профессиональное образование и рынок труда. − 2021. − № 2 (45). − С. 79-88. DOI 10.52944/PORT.2021.45.2.006.

12. Захаровский Л.В., Разинков С.Л. Медиаобраз системы государственных трудовых резервов как инструмент обеспечения ее функционирования в 1950-е гг. // Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. − 2021. − № 10. − С. 41-49.

13. Крапивенцева М.Б. Техническая подготовка рабочих кадров Тульского оружейного завода без отрыва от производства в 20-е гг. ХХ в // Вестник Костромского государственного университета. − 2020. − Т. 26. − № 1. − С. 38-42. DOI 10.34216/1998-0817-2019-26-1-38-42.

14. Крапивенцева М.Б. Подготовка кадров для Тульского оружейного завода в 20-е гг. ХХ В.: обзор региональных источников // Мир оружия: история, герои, коллекции: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. – Тула: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Тульский государственный музей оружия». − 2020. − С. 285-289.

15. Куприянова Т.А. История профтехобразования Нижнекамска // Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург: ООО «Издательство УМЦ УПИ». − 2020. − С. 23-28.

16. Кязимов К.Г. Становление и развитие системы профессионально-технического образования. – Москва: АТиСО, 2020. 150 с.

17. Ларина Е.В. Роль школ фабрично-заводского ученичества в подготовке рабочих кадров в 1920-е годы (на материалах Москвы и Московской губернии) // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. − 2020. − № 4 (69). − С. 23-31. DOI 10.37724/RSU.2020.69.4.003.

18. Левкин В.Е., Левкина А.О., Доценко Е.Л, Волосникова Л.М. Смысл образования: развитие или оказание услуг? // Образование и наука. − 2020. − Т. 22. − № 4. − С. 9-42.

19. Лихачев В.Г. Трансформация системы подготовки кадров для морского гражданского флота в средних мореходных училищах в 1946-1953 гг. На примере Северо-Запада РСФСР в системе социально-экономического развития страны // Исторический бюллетень. − 2021. − Т. 4. − № 1. − С. 49-56.

20. Мишенин С.Е. Подготовка железнодорожников Кузбасса в учреждениях начального и среднего профессионального образования в советский период // Профессиональное образование в России и за рубежом. − 2020. − № 2 (38). − С. 197-210.

21. Муханова М.П. Подготовка кадров для нефтяной отрасли страны // Яковлевские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «КОНВЕРТ». − 2021. − С. 59-61.

22. Николаев А.А. Эволюция нормативно-правового регулирования профессионального образования // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. − 2020. − № 3. − С. 208-211.

23. Новоселова И.А. История профессионального образования Урала // Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург: ООО «Издательство УМЦ УПИ», 2020. − С. 29-32.

24. Нуретдинов Р.И. Становление и развитие среднего профессионального образования России // Человек и образование. − 2021. − № 1 (66). − С. 151-156.

25. Осипова А.Б. Технические кадры для нефтяной отрасли страны // Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург: ООО «Издательство УМЦ УПИ», 2020. − С. 152-155.

26. Разинков С.Л., Захаровский Л.В. Объяснительные записки руководителей учебных заведений трудовых резервов как источник по истории их эвакуации в Свердловскую область в 1941-1942 гг. // Память поколений: Великая Отечественная война в образовании, музейном пространстве и социальных практиках: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Нижний Тагил: Уральский государственный педагогический университет. − 2020. − С. 363-369.

27. Разинков С.Л., Захаровский Л.В. Информационный потенциал базы данных «Профессионально-техническое образование в Свердловской области (1920-1950-е гг.)» // Историческая информатика. − 2020. − № 3 (33). − С. 51-70. DOI 10.7256/2585-7797.2020.3.33935

28. Скрынник А.М., Семчугов В.А. Система подготовки кадров плавсостава для флота рыбной промышленности и хозяйства СССР в отраслевых учебных заведениях: краткий историко-правовой аспект // Рыбное хозяйство. − 2020. − № 5. − С. 30-37. DOI 10.37663/0131-6184-2020-5-30-37.

29. Скрынник А.М., Семчугов В.А. Система подготовки кадров плавсостава для судов технического (дноуглубительного) флота в СССР: краткий историко-правовой аспект // Океанский менеджмент. − 2021. − № 1 (10). − С. 4-13.

Войти или Создать
* Забыли пароль?