Ежегодно разрабатываемые в Российской Федерации основные направления проводимой бюджетной политики государства, с одной стороны, направлены на поддержание необходимого уровня налоговой нагрузки по различным категориям налогоплательщиков, с учетом отраслевой специфики. С другой, на осуществляемый контроль за соблюдением минимальных значений фискальной нагрузки. Который, в свою очередь, обеспечивает необходимыми денежными ресурсами доходную часть бюджетов всех уровней, с учетом осуществления функционала государственными институтами на соответствующем уровне. Данные меры направлены на обеспечение устойчивого повышения благосостояния граждан и стимулирование конкурентоспособности отечественной экономики в среднесрочной перспективе. Вместе с тем, по данным проведенных исследований количество выездных налоговых проверок на 01 июля 2021 года снизилось на 31% по сравнению с аналогичным периодом на 01 июля 2017 года. Однако общее количество доначислений, выявленных по выездным налоговым мероприятиям, увеличилось в 2,5 раза, достигнув 40,2 млн. руб. в среднем на единицу проверки. Одновременно с этим повышается контроль и обеспечение мер по соблюдению налогового законодательства. При этом внедрение элементов цифровизации, в настоящее время, является действенным механизмом при осуществлении сбора информации об уровнях потребления отдельных лиц или домашних хозяйств, а также величине капитала и объемов активов с группировкой по отдельным категориям семей. Кроме того, цифровизация позволяет обеспечить передачу информации данных, полученных от третьих лиц, включая величину полученных доходов, а также размера потребления за налоговый период. По результатам проведенного исследования выявлена зависимость применяемых цифровых технологий фискальными органами, количества выездных налоговых проверок и доначислений по налогам. Также определены возможные направления совершенствования методов налогового контроля в современных цифровых взаимоотношениях.
налоговый контроль, налогоплательщик, налоговое администрирование, экономика, цифровизация
1. Алиев М.А., Алиева Э.Б., Шугаибова К.Р. Проблемы совершенствования системы налогов и сборов Российской Федерации // Закон и право. 2020. № 2. С. 61–62.
2. Балихина Н.В., Косов М.Е., Зайцева А.С. Особенности применения механизмов бюджетного федерализма в России и за рубежом // Аудиторские ведомости. 2021. № 2. С. 66–71.
3. Ефимова М.Р., Кузнецов Н.В., Понкратов В.В. Проблема анализа финансового результата консолидированный группы компаний в условиях инвестиционного развития // Вестник университета. 2018. № 10. С. 136–144.
4. Захарова А.В., Самоделко Л.С., Кирова Е.А. Оценка возможности применения цифровой платформы Федеральной налоговой службы России при определении налоговой нагрузки организации // Вестник университета. 2021. № 4. С. 97–105.
5. Изотов А.В. Цифровизация налоговых правоотношений: теоретико-правовой аспект // Финансовое право. 2021. № 1. С. 28–31.
6. Караев А.К., Понкратов В.В. Межстрановой анализ эффективности энергетических субсидий // Экономика. Налоги. Право. 2019. Т. 12. № 5. С. 101–110.
7. Кирова Е.А., Кожебаткина А.В. Модернизация налогового контроля в условиях цифровой экономики // Вестник университета. 2020. № 9. С. 94–99.
8. Косов М.Е. Проблематика внешнего государственного финансового контроля в Российской Федерации // Аудиторские ведомости. 2021. № 2. С. 48–51.
9. Митусова Е.Ю. Перспективы интеграции оперативного контроля в систему налогового контроля // Экономическое развитие России. 2021. Т. 28. № 7. С. 49–56.
10. Напсо М.Б. Налоговые новации в контексте реализации принципов налогообложения // Современное право. 2020. № 4. С. 67–73.
11. Никонов П.А. Выявление налоговых злоупотреблений // Бухгалтерский учет. 2021. № 6. С. 49–54.
12. Понкратов В.В. Влияние акцизов на нефтепродукты на развитие нефтепереработки и нефтехимии в России // Финансовая жизнь. 2018. № 3. С. 23–27.
13. Пугачев А.А. Налоговый разрыв на региональном уровне и оценка факторов его определяющих // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13. № 3. С. 93–110.
14. Секушин А.Ю. Цифровизация и налоговый контроль: опыт зарубежных администраций и возможности его имплементации в России // Налоги и налогообложение. 2021. № 3. С. 26–38.
15. Семенова Г.Н. Налоговый контроль и ответственность за совершение налоговых правонарушений // Вестник Московского государственного областного университета. 2021. № 1. С. 133–144.
16. Тускаева М.Р., Бетрозов С.А., Гасанова З.А. Инновационное развитие налогового механизма с учетом международной практики // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 4. № 1. С. 155–159.
17. Эриашвили Н.Д., Софьин А.А., Назарычев Д.В. Налоговый мониторинг как способ обеспечения экономической безопасности // На страже экономики. 2020. № 3 (14). С. 87–91.
18. Ярных Э.А. Методология статистического исследования информационной инфраструктуры рынка товаров и услуг: дис. … д-ра экон. наук / Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. М., 2009.