Москва, г. Москва и Московская область, Россия
студент
В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием интерьера чайной. Было выяснено, что чаепитие является древней церемонией, которая зародилась в Китае, а потом распространилась по всему миру. Сегодня отсутствуют какие-либо нормативные документы по проектированию интерьеров и объемно-планировочных решений чайных. На примере одной чайной рассматриваются оптимальные решения формирования внутреннего пространства. Предлагается в интерьере использовать много природного материала, а также декора, относящегося к различным восточным культурам, что позволит сформировать в душе чело-века во время чаепития концепцию единения с природой и Вселенной. Главная задача формирования внутреннего пространства заключается в создании спокойствия, чтобы посетите-ля ничего не отвлекало от употребления божественного напитка – чая.
интерьер, чайная, объемно-планировочные решения, декор, Китай, природные материалы, пространство
Не мечтаю о золоте и богатстве,
Не мечтаю о кубках из белого нефрита,
не мечтаю попасть в столицу и прийтись ко двору,
не мечтаю на закате жизни моей войти в славу и знатность,
а мечтаю снова и снова уйти к Западной реке,
где у города Цзинлина поселиться на покое.
Лу Юй (733-804 гг.), китайский поэт и писатель
Чайные дома или просто чайные – здания (рис. 1), в которых производится продажа чая, а также имеется возможность проводить дегустацию его сортов, удобно расположившись непосредственно на специально выделенном для этого пространстве [1−2].
Рис. 1. Чайный дом на Мясницкой улице (г. Москва) (источник фото: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D1%87%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B4%D0%BE%D0%BC%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BC%D1%8F%D1%81%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B9&pos=19&img_url=https%3A%2F%2Fwww.tea-terra.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2014%2F01%2F2014_01_15_06_002.jpg&rpt=simage)
По своей структуре чайные могут иметь сразу несколько особенностей, что позволяет их относить и к зданиям кафе, и к зданиям клубов.
На сегодняшний день отсутствуют какие-либо нормативные документы, которые регламентировали бы принцип формирования объемно-планировочных решений, а также интерьера и экстерьера чайной. Дело в том, что количество чайных домов, построенных в нашей стране, невелико. Поэтому для желающих проектировать чайную создаются неограниченные возможности, которые могут быть ограничены только фантазией автора проекта.
Необходимость проектирования таких зданий основана, прежде всего, на формировании пространства, внутри которого будут собираться любители традиционного напитка − чая, широко употребляемого во многих странах мира.
Чай появился примерно в III тысячелетии до н.э. в Китае, где он вначале использовался в качестве лекарственного средства, а затем стал употребляться как напиток. Затем он стал попадать и в другие страны. С чаем познакомились в Японии, его стали продавать тюркским народам [3]. Затем он проник и в Западную Европу, и в Америку. Не обошел чай и нашу страну, где он стал известен с XVI в. Таким образом, сегодня чай стал самым распространенным и известным в употреблении напитком во всех уголках нашего мира.
Было выяснено, что чай оказывает благотворное воздействие на систему органов человека, в том числе содержит необходимые витамины (B, C). Он способен как успокаивать человека, так и улучшать его творческое мышление, увеличивая работоспособность.
Основным и правильным направлением в проектировании чайных авторы видят, прежде всего, в поддержании концепции чая как божественного напитка. Употребление чая должно производиться в чайных домах, где присутствует спокойная и тихая обстановка, способствующая расслаблению, возникновению приятных эмоций, за которые в полной мере будут ответственны правильно разработанные интерьеры, а также объемно-планировочные решения здания.
На примере чайной «Дом Белого Журавля», расположенной в Москве, предлагается рассмотреть один из вариантов проектирования интерьера, который в полной мере будет способствовать созданию спокойствия и гармонии при употреблении чая посетителями, приводя к внутреннему равновесию между душой и телом.
Внутреннее пространство чайной находится в помещении культурного центра. Чайная отделена от него небольшим коридором, ведущим к входной двери.
При входе находится небольшая прихожая, левее от которой имеется место администратора, а правее – раздевалка (рис. 2). Основная концепция чайной – тишина. Поэтому в раздевалке необходимо снять обувь и отключить звуки мобильного телефона. Пол первого этажа выложен ламинатом, второй этаж – деревянное покрытие. Пол второго этажа застелён коврами. Присутствие большого количества природных материалов в отделке – дань восточной философии, которая активно обращается не только к внутреннему миру, но и к природной среде.
При оформлении интерьера большое внимание уделяется живым растениям, которые располагаются в горшках как на подоконниках, так и непосредственно на полу помещения. Окна чайной оформлены в виде рисунков с изображением природы – деревьев, травы, скал (рис. 3). Они ориентированы на восток и в утренние часы обеспечивают хорошую инсоляцию. Окна и потолок окрашены в светлые тона краской. В вечерние часы включаются точечные светильники, задача которых – создавать уют и внутреннее спокойствие для гостей, оставляя некоторое затемнение для всего помещения.
Правее от гардероба имеется лестница на второй этаж, выполненная из дерева. Также на второй этаж можно подняться по второй лестнице, пройдя вперед через открытое пространство, которое может быть использовано для проведения различных лекций, презентаций и семинаров. Максимальное количество присутствующих с учетом наполнения чайной может достигать 50 чел. Таким образом, чайная может выполнять функцию клуба при проведении открытых презентаций.
Рис. 2. Интерьеры чайной (вид на гардероб и место администратора) (фото авторов)
Рис. 3. Оформление окон чайной (фото авторов)
Помещение чайной состоит из 13 зонированных пространств, в которых может находиться от 2 до 9 чел. Некоторые пространства условно зонированы друг от друга, другие отделены стенами (рис. 4). Каждое пространство имеет свое название, что подчеркивает его индивидуальность. Например, пространство, которое находится в самой верхней части чайной, называется «Выше всех». Имеется отдельное пространство для проведения японской чайной церемонии, выполненное в соответствующем стиле (рис. 5). Посетители чайной в каждой зоне располагаются на подушках, диванах или небольших стульчиках вокруг столиков.
Рис. 4. Пространство для чаепития (фото авторов)
Рис. 5. Пространство для проведения японской чайной церемонии (фото авторов)
Для создания спокойствия и умиротворения в помещении чайной через динамики транслируется расслабляющая музыка.
В чайной присутствует большое количество элементов декора (статуэтки, фигурки и пр.), которые относятся к различным восточным культурам (китайской, японской, арабской и др.) (рис. 6). Основная задача – собрать в одном месте все восточные элементы декора, которые объединятся чайной концепцией потребления напитка, пришедшего непосредственно с Востока. На стеллажах расположены атрибуты чайной церемонии – различные виды заварочных чайников.
Перед употреблением чая проводится церемония, на которой присутствует фигурка Лу Юйя – создателя первого письменного трактата о чае, которого в Китае почитают как чайное божество (рис. 7). Статуэтки с его изображением расположены в разных местах чайной, подчеркивая его авторитет в культуре чаепития, являющейся очень древней традицией, пришедшей в мир из Китая.
В противоположной стороне от входа, левее от второй лестницы, ведущей на второй этаж, находится кухонная зона [4−5]. Там чайный мастер подготавливает заказанные клиентом чайные листики, кипяток, а также всё необходимое для проведения чайной церемонии. Приготовление и разогрев какой-либо еды не предполагается [6], чтобы не отвлекать от главного занятия – чаепития. Вместе с тем предлагаются небольшие закуски.
Считается, что в процессе чаепития ничего не должно отвлекать человека. Допускаются небольшие и тихие разговоры между собеседниками. Человек должен сосредоточиться на приятных вкусах чая, а соответствующая обстановка оформления интерьера располагает не только это сделать, но и также отдохнуть душой и телом, позволяя формировать новое мировоззрение в своей душе, полностью связанное с природной средой, находящейся в гармонии со Вселенной.
Рис. 6. Фигурки оформления интерьера чайной (фото авторов)
Рис. 7. Лу Юй – чайное божество (фото авторов)
В качестве заключения можно отметить следующее. В соответствии с вышеперечисленной концепцией внутреннее пространство чайной является центром внутреннего уединения каждого человека, который туда приходит. Чайная, по мнению авторов, это необычное здание, которое невозможно описать одним словом. Оно больше походит на культовое сооружение, в котором происходит соединение души человека и Вселенной, а чаепитие является божественным ритуалом, позволяющим понять весь сложный окружающий мир во всей его красе. Правильно разработанные и выполненные интерьеры и объемно-планировочные решения чайной будут этому в полной мере способствовать.
1. Джанджугазова Е.А. Чайный дом на Мясницкой: путешествие во времени // Современные проблемы сервиса и туризма. − 2011. − № 3. − С. 103-108.
2. Биджиева А.А., Афонина М.И. "Чайный дом" Москва - объект культурного наследия (исторический и визуальный аспект) // Среда, окружающая человека: природная, техно-генная, социальная. Материалы VIII международной научно-практической конференции. − 2019. − С. 189-191.
3. Лысюк И.И. Чайная церемония в системе японского гостеприимства // Современные тенденции развития мировой, национальной и региональной индустрии гостеприимства. Сборник статей участников V международной научно-практической конференции. отв. ред. А.В. Винник, О.К. Ермишкина. − 2016. − С. 131-142.
4. Rossetti S. Charlotte perriand: crossing a century, crossing cultures. the project for a tea house: ephemeral synthesis of cultures and arts // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. 2021. Т. 1. С. 327-341.
5. Субботин О.С., Петросян Э.А. Основные аспекты проектирования интерьеров современных зданий // Эффективные рецептуры и технологии в строительном материаловедении. Сборник Международной научно-технической конференции. Новосибирский государственный аграрный университет. − 2017. − С. 290-295.
6. Елесин С.С., Субботин В.С., Чевозеров М.В., Шайдуров А.Е. Информационные системы дизайна интерьера зданий и помещений // Наука и образование в жизни современного общества. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 томах. − 2015. − С. 42-45.