сотрудник
Владивосток, Приморский край, Россия
Рассматриваются наиболее значимые и существенные достижения теории человеческого капитала. С учетом многоаспектности теории и неоднозначности подходов к основным ее положениям обозначена целесообразность системного взгляда на ее эволюцию и роль в современной науке. В качестве особого повода для переосмысления достижений теории отмечена 60-я годовщина с момента ее официального рождения в 1962 г. Представлен ряд основных научных результатов теории человеческого капитала, которые расширили, углубили и дополнили систему научного знания за период с конца ХХ в. до начала XXI в. Среди результатов обозначены повышение значимости вложений в развитие человека, развитие теорий экономического роста, классификация и систематизация производительных качеств человека, развитие междисциплинарных исследований человека и человеческого капитала, накопление базы эмпирических данных научных исследований, оптимизация инвестиционной политики стран и регионов, актуализация изучения тенденций и проблем научно-образовательной сферы, развитие футуристических идей, расширение исследований рынка труда, совершенствование теории и методологии управления персоналом. Отмечено, что наличие современных подходов к развитию человеческого капитала еще не означает их повсеместного внедрения в практику: объективная реальность, определенная рядом факторов, не всегда способствует созданию условий для эффективного использования производительных качеств человека. Для России в качестве таких факторов выделены несовершенная структура экономики, диспропорции спроса и предложения на рынке труда, несоответствие имеющегося человеческого капитала качеству рабочих мест и некоторые другие факторы, способные нивелировать положительные эффекты от развития человеческого капитала.
человеческий капитал, теория человеческого капитала, эволюция теории человеческого капитала, достижения теории человеческого капитала, инвестиции в человеческий капитал
Введение
С момента официального рождения теории человеческого капитала прошло уже 60 лет. В 1958 г. в авторитетном западном журнале The Journal of Political Economy вышла статья американского ученого Джекоба Минсера, в которой на основе эмпирического анализа доказана зависимость доходов наемных работников-мужчин от продолжительности их профессионального обучения [1]. В названии статьи Investment in Human Capital and Personal Income Distribution впервые прозвучал термин «человеческий капитал», хотя определения данному термину дано не было. В 1962 г. тот же журнал выпустил целый номер под названием «Инвестиции в людей», и именно этот момент ознаменовал рождение теории человеческого капитала как самостоятельной исследовательской программы.
Во второй половине ХХ в. данная программа очень быстро набрала популярность как логичный и понятный инструментарий использования человеческих качеств в экономике. На этой основе вполне убедительно объяснялись дифференциация уровня жизни населения и уровня развития социально-экономических систем, динамика экономического роста, структурные проблемы экономики и т. д.
В настоящее время теория человеческого капитала остается одной из самых популярных, обсуждаемых, разносторонних и востребованных практикой областей современной экономической науки. Методология теории позволяет обосновывать рациональное поведение хозяйствующих субъектов через инвестирование личных и общественных ресурсов в развитие знаний, умений и навыков (как профессиональных, так и личностных), а также в развитие среды для их совершенствования и приращения. Концептуальное поле теории человеческого капитала проникает в исследования таких важных для экономики и общества научных категорий, как эффективность, благополучие, конкуренция, труд, образование, экономический рост и экономическая трансформация, технологии, модернизация, инновации, и многих других. На текущий момент теория органично интегрирована в модели устойчивого роста в рамках макроэкономического анализа [2], в различные подходы к эволюции экономических систем и технологических укладов [3], к развитию информационного общества и так называемой цифровой экономики [4, 5].
Несмотря на обширность проблематики, рассматриваемой теорией человеческого капитала, привлекательность и логичность ее основных положений, данная теория не может дать ответ на многие вызовы современности, помочь решить злободневные проблемы человечества, такие как бедность, безработица, социальное расслоение, падение качества жизни, хронический стресс и социально обусловленные болезни. На фоне политических, технологических, экономических, социальных и культурных стрессов, происходящих в мировой экономике, наличие глобальных нерешенных проблем меняет отношение и к экономической науке как таковой, и к традиционным постулатам теории человеческого капитала. Исследования в последние годы демонстрируют разнонаправленность подходов к теории человеческого капитала, к ее способности обеспечить фундаментальный аппарат решения актуальных проблем человека и общества [6, 7], что делает теорию методологически более развернутой и в то же время более уязвимой для критики.
Сегодня одним из самых актуальных аспектов развития теории человеческого капитала являются попытки ее систематизации, периодизации, критического осмысления, определения соответствия траектории социально-экономи-ческого развития, оценки влияния на науку и практику в целом. Все это необходимо для того, чтобы обновленное понимание накопленного опыта было положено в основу дальнейшей эффективной и в то же время гуманной социально-экономической политики.
Цель, методы и материалы исследования
Цель настоящего исследования – выделить основные результаты развития теории человеческого капитала за все время ее официального существования, оказавшие существенное и положительное влияние на развитие научного знания. Основной научно-практической задачей, на решение которой направлено исследование, является развитие теории человеческого капитала в соответствии с базовыми запросами общества.
Методологической основой исследования служат положения современной теории человеческого капитала во всем ее многообразии, теории устойчивого развития, теории эффективности. В методическом плане исследование базируется на общих методах научного анализа, включая систематизацию, обобщение, аналогию, абстрагирование, анализ и синтез. Статья опирается на понятийный аппарат, используемый современной наукой в контексте таких категорий, как экономика, общественное производство, фактор производства, производительность труда, эффективность, труд, рынок труда, наука, образование и др.
Изучение научных трудов, посвященных анализу влияния теории человеческого капитала на развитие научного знания, обозначило следующие обобщенные направления исследований:
1. Периодизация теории человеческого капитала. Периодизация является особого рода систематизацией, представляющей основные критерии и формы проявления соответствия теории социальным и экономическим условиям, которыми характеризовались те или иные исторические периоды. Историко-экономический аспект исследований позволяет ученым сопоставить актуальные проблемы общества, возникавшие в разное время либо эволюционирующие на протяжении десятилетий, и наиболее приемлемые в историческом контексте решения данных проблем, предлагаемые теорией [8, 9];
2. Систематизация подходов к теории человеческого капитала, к отдельным ее аспектам. Здесь осуществляются попытки выявить генеральный тренд развития теории, универсализировать и гармонизировать ее терминологическое и концептуальное поля, представить человеческий капитал как системную категорию с учетом множества ее разнородных и разноуровневых конструктов [9–11];
3. Взаимодействие теории человеческого капитала с другими областями научного знания. Поскольку человеческий капитал имеет неразрывную связь с человеком, обсуждения этой научной категории носят активный и открытый характер и выходят далеко за пределы проблемного поля экономики. В рамках экономической науки теория человеческого капитала в наибольшей степени интегрируется с концептуальными вопросами рынка труда, эффективности, устойчивого развития, управления [12–14]. За пределами экономики и менеджмента пристальному рассмотрению человеческий капитал подвергается со стороны психологии, философии, медицины, культурологии и других областей [15, 16].
Достижения теории человеческого капитала в контексте развития науки и практики
За весь период своего официального существования теория сыграла огромную роль в изучении взаимосвязи человека и экономики, человека и производства, человека и технологий. Человеческий капитал выступает здесь главным связующим звеном, поскольку участие человека в процессе общественного производства объективно необходимо, но человек производственным фактором не является. Человек – носитель человеческого капитала, который в свою очередь является фактором производства, одним из элементов процесса формирования добавленной стоимости и достижения экономического результата. Западные ученые второй половины ХХ в., наблюдая и анализируя нестабильность темпов экономического роста и производительности труда, резкие скачки потребления, доходов и занятости, характерных для капиталистической экономики, имели источники и мотивацию для расширения областей знания, обосновывающих механизм встраивания человеческого фактора в социально-экономическое развитие. Исследования конца ХХ в. и начала XXI в. значительно расширили и углубили теоретическую, методологическую и эмпирическую платформы исследований. В немалой степени этому способствовали развитие вычислительной техники и программирования, международная экономическая интеграция, ускорение обмена научными результатами, а главное, заинтересованность всех развитых и активно развивающихся стран в поиске универсального источника устойчивого экономического роста.
Обозначим результаты теории человеческого капитала, внесшие наибольший вклад в развитие науки.
1. Повышение значимости вложений в развитие человека. Перенос акцента рассмотрения затрат на воспроизводство и развитие рабочей силы с категории «текущие» на категорию «инвестиционные» позволил снять противоречие между явным характером затрат и их неявной отдачей. Благодаря теории человеческого капитала вложения в обучение, профессиональную подготовку, здравоохранение, социальную инфраструктуру, миграцию и т. п. перестали рассматриваться как неизбежная потеря ресурсов общества, превратившись в основу для формирования одного из важнейших производительных факторов долгосрочного экономического развития. Обоснование инвестиционного характера вложений в развитие человека – одно из первых и самых значимых достижений теории. Основатель теории Г. Беккер утверждал, что такого рода затраты равноценны инвестициям в создание и приобретение нового оборудования и технологий, поскольку обеспечивают в дальнейшем такую же, если не большую, экономическую отдачу как для частного бизнеса, так и для всего общества [17]. Многочисленные эмпирические исследования, проведенные позднее, в целом подтвердили правильность его выводов. Подход Беккера заставил по-другому взглянуть на многие аспекты социально-экономической политики, результативность которых сегодня во многом определяется параметрами развития человеческого капитала и отражается в уровне достижения целевых ориентиров экономического роста.
2. Развитие теорий экономического роста. Среди множества гипотез, объясняющих источники устойчивого роста, сегодня доминируют концепции, связывающие экономическое развитие с факторной производительностью на базе научно-технического прогресса (НТП). Основным элементом НТП выступает человеческий капитал, формирующий целый ряд внутренних и внешних эффектов, воздействующих на различные процессы и явления в обществе и приводящих тем самым к ускорению либо замедлению экономического роста. Понимание важности НТП как фактора роста привело к принятию человеческого капитала как источника технологических изменений, которые могут быть смоделированы на макроэкономическом уровне. Наиболее известные модели экономического роста включают в качестве компоненты человеческий капитал либо отдельные его составляющие: в частности, можно выделить модели Мэнкью – Ромера – Уэйла, К. Эрроу, Р. Лукаса, П. Ромера, Удзавы – Лукаса, Нельсона – Фелпса и др., широко описанные в литературе, например [18, 19].
3. Классификация и систематизация качеств человека, используемых в экономической деятельности. По своему содержанию капитал – это абстрактная системная категория, включающая различные компоненты. Первоначально под человеческим капиталом понималась совокупность лишь производительных качеств человека, формирующих профессиональные компетенции. Впоследствии многоаспектность человеческого капитала побудила исследователей включать в него дополнительные составляющие в зависимости от субъективных предпочтений авторов и целей исследования. При всей спорности такого включения закономерно возросло внимание ученых к различным качествам и характеристикам личности, задействованным в хозяйственной деятельности. В настоящее время активно изучаются общие компоненты человеческого капитала (образованность, состояние здоровья, качество жизни [20]), специфические (например, цифровая грамотность [21]) и даже личностные составляющие (мотивация, культурный уровень, гибкость мышления, а также «большая пятерка» некогнитивных компонент – открытость, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность, эмоциональная стабильность [22]). Каждый из указанных компонентов имеет право быть рассмотренным как отдельно (в качестве условно производительного фактора), так и в рамках некоего собирательного понятия, которым выступает сегодня человеческий капитал. Область их практического применения определяется спецификой сферы деятельности и особенностями личности-носителя.
4. Развитие междисциплинарных исследований человека и человеческого капитала. Изучение разнородных и разноуровневых конструктов человеческого капитала обусловливает интеграцию различных теорий и дисциплин и даже полипарадигмальность исследований [10]. Человеческий капитал (в силу того, что он «человеческий») является предметом рассмотрения психологии, социологии, менеджмента, философии, культурологии, биологии, медицины и т. д. За пределами экономики человеческий капитал зачастую становится объектом критики, и это заставляет ученых обращать внимание на такую проблему, как подавление гуманистических ценностей в современном обществе. Осмысление и анализ данной проблемы позволяет поднять на новый уровень исследования роли человека в экономике, а также роли самой экономики в системе знаний [23]. В период становления информационного общества наиболее острой является культурно-нравст-венная и философская проблематика, когда повышение роли знаний и умений человека сопровождается усилением скрытых форм эксплуатации труда капиталом [6].
5. Накопление базы эмпирических данных. Данная база включает методики расчета показателей развития человеческого капитала, различные оценки стоимости человеческого капитала, модели статистических взаимосвязей уровня развития человеческого капитала и показателей социально-экономи-ческого развития, демографической динамики, качества жизни, инновационного развития и т. д. Среди наиболее известных инструментов измерения человеческого капитала следует выделить Индекс человеческого капитала (The Human Capital Index) от Всемирного банка и Индекс человеческого развития (The Human Development Index) от ООН. Данные индексы активно используются для сопоставления уровня благополучности разных стран и регионов. Представленные в динамике, они позволяют судить об общем характере социально-экономической политики и эффективности решения социальных проблем в странах. Уровень развития человеческого капитала отдельных стран, регионов и территорий рассчитывается, как правило, на основе использования большого массива данных путем их математической обработки.
Как результат развития методологии теории, в настоящее время учеными по всему миру признается положительное влияние развития человеческого капитала на экономический рост и качество жизни людей при условии его эффективного использования. Разработка методов измерения человеческого капитала и оценки его влияния на различные составляющие экономического роста, с одной стороны, способствует расширению и углублению методологической основы оптимизации траектории общественного развития, с другой стороны, служит связующим звеном между научными изысканиями и практической деятельностью.
6. Оптимизация инвестиционной политики стран и регионов. На основе статистически подтверждаемого положительного влияния человеческого капитала на социально-экономическое развитие ученые и практики предлагают пути оптимизации распределения ресурсов, направляемых в различные сферы хозяйствования. Инвестиционный характер и оптимизация структуры вложений в отрасли, связанные с развитием человека и улучшением качества его жизни, предполагают получение наибольшей отдачи от таких вложений с точки зрения достижения заданных ориентиров социально-экономического развития. Осуществление таких инвестиций предусматривается, как правило, разноплановыми нормативными документами стратегического развития. В частности, в России можно выделить крупные проекты «Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Культура», входящие в направление «Человеческий капитал» с общей долей в финансировании всех национальных проектов России в 22 % [24]. В мировой практике с 2018 г. на долгосрочной основе реализуется «Проект развития человеческого капитала» – глобальная инициатива Всемирного банка, содействующая ускоренному осуществлению масштабных и эффективных инвестиций в людей в целях укрепления социальной справедливости и обеспечения экономического роста. В рамках данного проекта 79 стран разрабатывают стратегические подходы к развитию сфер человеческого капитала для радикального улучшения жизни людей [25].
7. Актуализация изучения тенденций и проблем научно-образовательной сферы. Будучи некоей расширенной, модифицированной и осовремененной формой категории «рабочая сила», человеческий капитал как концепт стал использоваться преимущественно со второй половины ХХ в., в период научно-технологического прорыва, названного информационной революцией. В силу этого акцент изучения роли человека в производстве сместился в сторону развития знаний, или мыслительных способностей, интеллекта. Рассмотрение знаний в качестве базового производительного качества закономерно способствовало повышению роли науки и образования в обществе, которые стали считаться ведущими сферами по формированию и развитию человеческого капитала.
Как сторонники, так и критики теории не отрицают ведущую роль образования в формировании и совершенствовании производительных качеств человека. Также они не отрицают положительную роль образования в повышении уровня благополучия людей за счет своеобразной «образовательной премии» в их заработках. Изучение образовательных «премий» и образовательных «эффектов» российскими учеными позволило сделать ряд важных выводов относительно роли и специфики развития образования в России, убрать ряд стереотипов в этом вопросе [12]. Сегодня такие ярко проявляющиеся в мировом образовании тенденции, как развитие основного и дополнительного профессионального образования, внедрение практико-ориентированных, гибких и индивидуализированных образовательных программ, разработка компетентностных моделей будущих специалистов, развитие материально-технической базы, включая цифровизацию обучающей среды, повышение эффективности профориентации, концептуально гармонизируют с теорией человеческого капитала.
Необходимость развития науки как фундамента инновационного развития привела к дополнительному притоку финансовых ресурсов в научно-исследовательскую инфраструктуру. Механизм финансирования научных исследований в каждой стране реализуется по-разному, однако многие страны (США, Китай, Япония и др.) в последние годы продемонстрировали рекордный в мировой истории объем средств, затрачиваемых на формирование уникального кадрового состава с целью разработки сверхсовременных интеллектуальных продуктов, которые позволят получить сверхприбыль в виде интеллектуальной ренты [3].
В целом капиталоцентрированные идеи о выгодном использовании человеческих качеств позволили создать подходящую для капиталистической экономики модель развития научно-образова-тельной сферы. Данная модель предполагает, во-первых, становление науки и образования как самостоятельных, самодостаточных и финансово устойчивых отраслей, производящих необходимый экономике человеческий капитал в требуемом качестве и количестве. Во-вторых, наука и образование должны органично интегрироваться в экономику на основе кластерного характера взаимоотношений с другими сферами хозяйствования.
8. Развитие футуристических идей. В XXI в. технологическая эйфория, подкрепленная популяризацией концепции «экономики знаний» (в другом звучании – инновационной, интеллектуальной, постиндустриальной, неоиндустриальной, когнитивной, креативной экономики), сильно подняла интерес к потенциалу человеческого интеллекта в историко-цивилизационном аспекте. При всем разногласии мнений о возможностях реализации технологического потенциала следует признать, что человек с его человеческим капиталом (здесь будет точнее назвать его человеческим потенциалом) выступает стержнем активных дискуссий, которые вскрывают самые злободневные вопросы о будущем: последствия НТП для человека, профессии будущего, технологическая безработица, характер труда в новой экономике, новые формы эксплуатации человека и др.
9. Расширение исследований рынка труда. Многочисленные актуальные аспекты функционирования и развития рынка труда, преломляясь через призму теории человеческого капитала, фокусируются главным образом на проблемах конкурентоспособности человеческого капитала, оптимизации его территориально-отрасле-вого и профессионально-квалификационного распределения. Рынок труда – это связующее звено между сферами формирования человеческого капитала и сферами его использования. В силу этого рынок труда предоставляет сигналы – индикаторы пропорциональности спроса и предложения человеческого капитала. На основе «объективного знания о профессионально-образовательной структуре текущего и будущего спроса на труд» [12, с. 300] рынок труда выявляет структурные диспропорции между востребованными и предлагаемыми характеристиками (качествами, компонентами) человеческого капитала. Исследования данных диспропорций приобрели в последние годы особую актуальность, поскольку обнажают острые и глубокие проблемы, связанные со структурой экономики, содержанием образования, качеством рабочих мест, степенью реакции образования на сигналы рынка и др.
10. Совершенствование теории и методологии управления персоналом. Управление персоналом как сфера деятельности в целом восприняла идеи теории человеческого капитала как одно из направлений повышения общей эффективности менеджмента предприятия, выявления наиболее производительных источников долгосрочного роста, связанных с персоналом. Синтез теорий управления персоналом и человеческого капитала позволил предложить новую форму взаимодействия с работниками по типу инвестиционного проекта, когда предприятие вкладывает ресурсы в обучение, мотивацию и формирование лояльности людей с наиболее перспективным трудовым потенциалом. Получение отдачи от такого управления означает капитализацию их производительных качеств.
Ряд специалистов полагает, что управление человеческим капиталом на предприятии – более высокий уровень менеджмента, чем управление персоналом [26, 27]. На практике нередки случаи, когда управление человеческим капиталом формально рассматривается как одна из функций работы подразделения кадров. К сожалению, наличие современных и достаточно эффективных подходов к формированию специфического человеческого капитала еще не означает их повсеместного внедрения в практику. Многие российские работодатели, особенно в регионах, продолжают использовать с выгодой для себя ситуацию, когда из-за диспропорций на рынке труда задача по профессиональному обучению ложится на плечи самих работников, нивелируя таким образом «эффекты» от развития человеческого капитала. Однако в условиях реструктуризации экономики потенциал передовых подходов позволит вывести отношения работников и работодателей на новый качественный уровень.
Заключение
Теория человеческого капитала за 60 лет развития приобрела широкую популярность, обозначила ряд устойчивых к критике положений, признаваемых сегодня большинством научных, деловых и социальных сообществ. В силу приобретенного авторитета она оказала влияние на многие области науки и практики, включая нормотворчество. По целому ряду аспектов данное влияние оказалось положительным. На основе изучения обширного круга литературы мы выделили десять основных научных результатов развития теории человеческого капитала, позволивших расширить, углубить и дополнить существующую систему знаний:
– повышение значимости вложений в развитие человека;
– развитие теорий экономического роста;
– классификация и систематизация качеств человека, используемых в экономической деятельности;
– развитие междисциплинарных исследований человека и человеческого капитала;
– накопление базы эмпирических данных;
– оптимизация инвестиционной политики стран и регионов;
– актуализация изучения тенденций и проблем научно-образовательной сферы;
– развитие футуристических идей;
– расширение исследований рынка труда;
– совершенствование теории и методологии управления персоналом.
Безусловно, вышеперечисленные результаты не исчерпывают круг достижений теории, но, как нам представляется, они являются наиболее значимыми и ценными. На фоне продолжающейся критики теории человеческого капитала, наличия скрытых в ней противоречий и сохраняющихся в обществе социально-экономических проблем исследования человеческого капитала следует активно продолжать, используя указанные достижения как трамплин для новых открытий.
1. Mincer J. Investment in human capital and personal income distribution // Journal of Political Economy. 1958. Vol. 66. N. 4. P. 281–302.
2. Факторы экономического роста: научно-технический прогресс / под ред. Е. А. Пономаревой. М.: Изд. дом «Дело», РАНХиГС, 2012. 186 с.
3. Глазьев С. Ю., Орлова Л. Н., Воронов А. С. Человеческий капитал в контексте развития технологических и мирохозяйственных укладов // Вестн. Москов. ун-та. Сер. 6: Экономика. 2020. № 5. С. 3–23.
4. Корчагин Ю. А. Человеческий капитал – основной фактор развития инновационной экономики // Bulletin de l'Académie Internationale Concorde. 2014. № 1. С. 49–90.
5. Krasova E. V. Human capital in sustainable development of the information economy: euphoria and reality // Proceedings of the International Scientific and Practical Conference on Sustainable Development of Regional Infrastructure (ISSDRI 2021). Edited by D. Narazov, A. Narazov. Yekaterinburg, 2021. P. 533–539.
6. Черковец В. Н. Категория «человеческий капитал» в общей экономической теории: исторический взгляд и содержательное определение // Рос. экон. журн. 2009. № 7-8. С. 88–107.
7. Питайкина И. А. К вопросу о теории человеческого капитала // Изв. высш. учеб. заведений. Поволж. регион. Обществен. науки. 2015. № 4 (36). С. 237–245.
8. Аникин В. А. Человеческий капитал: становление концепции и основные трактовки // Экон. социология. 2017. Т. 18. № 4. С. 120–156.
9. Кудина М. В., Сухарева М. А. Теория человеческого капитала: систематизация подходов на основе критериев взаимосвязи его развития со структурными изменениями в мировой экономике // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2020. № 5. С. 59–71.
10. Давыденко В. А., Андрианова Е. В., Ромашкина Г. Ф., Хузяхметов Р. Р. Междисциплинарный контекст изучения человеческого капитала. Программа исследований // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. Соц.-экон. и правовые исслед. 2019. Т. 5. № 4. С. 30–51.
11. Белкин В. Н., Артемова О. В., Гарина В. Ю. Понятийный аппарат теории человеческого капитала // Журн. экон. теории. 2012. № 2. С. 7–13.
12. Российский работник: образование, профессия, квалификация: моногр. / под ред. В. Е. Гимпельсон, Р. И. Капелюшников. М.: Изд-во ВШЭ, 2011. 576 с.
13. Корицкий А. В. Влияние человеческого капитала на экономический рост. Новосибирск: Изд-во НГАСУ, 2013. 244 с.
14. Красова Е. В. Экономический рост, производительность и человеческий капитал: поиск механизма взаимосвязи // Азимут науч. исслед.: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 215–218.
15. Ross L., Nisbett R. E. The person and the situation: Perspectives of social psychology. Whitby (Ontario, Canada): Mcgraw-Hill Book Company, 1991. 369 p.
16. Мальцев К. Г., Мальцева А. В. «Человеческий капитал» как концепт биополитики: опыт философского истолкования // Изв. Юго-Запад. гос. ун-та. Сер.: Экономика. Социология. Менеджмент. 2020. Т. 10. № 5. С. 242–252.
17. Becker G. S. Investment in human capital: A theoretical analysis // Journal of Political Economy. 1962. Vol. 70. N. 5. Part 2. P. 9–49.
18. Romer P. M. Human capital and growth: Theory and evidence // Carnegie-Rochester Conference Series on Public Policy. 1990. Vol. 32. P. 251–286.
19. Nelson R., Phelps E. Investment in humans, technological diffusion, and economic growth // American Economic Review. 1966. Vol. 56. P. 14.
20. Мазелис Л. С., Емцева Е. Д., Красова Е. В., Красько А. А. Оценка влияния человеческого капитала на социально-экономическое развитие: эконометрическое моделирование на примере российских регионов // Тренды и управление. 2018. № 4. С. 97–110.
21. Petruk G. V., Shashlo N. V. Formation of personnel intellectual activity development mechanism in the context of society digitalization // PalArch’s Journal of Archaeology of Egypt. Egyptology. 2020. Vol. 17. N. 6. P. 708–718.
22. Гимпельсон В. Е., Зудина А. А., Капелюшников Р. И. Некогнитивные компоненты человеческого капитала: что говорят российские данные // Вопр. экономики. 2020. № 11. С. 5–31.
23. Heilbroner R. L. Economics as universal science // Social Research. 1991. Vol. 58. N. 2. P. 457–474.
24. Национальные проекты России. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/ (дата обращения: 11.10.2021).
25. Human Capital Project. The World Bank Site. URL: https://www.worldbank.org/en/publication/human-capital (дата обращения: 11.10.2021).
26. Управление персоналом и человеческий капитал современной России: моногр. / под ред. О. Я. Гелиха, В. П. Соломина, Г. Л. Тульчинского. СПб.: Кн. дом, 2011. 416 с.
27. Tsareva N. A., Vlasenko A. A., Kololokova L. A. Actual questions of human resources management // Turkish Online Journal of Design Art and Communication. 2017. Vol. 7. P. 1208–1218.