УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ОЦЕНКЕ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается использование универсальных учебных действий (УУД), обозначенных в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, в качестве дидактического поля моделирования инновационных технологий исследовательского обучения школьников. На примере оценивания результатов исследовательского потенциала школьников показана взаимосвязь между личностными и метапредметными результатами обучения. Наличие одинаковых универсальных учебных действий в показателях исследовательского потенциала школьников позволяет педагогу увидеть причины наличия тесных связей между показателями, что дает возможность в дальнейшем выявлять источники ряда проблем его развития, а значит, более точно формулировать задачи по развитию каждого из выявленных показателей. С помощью системы УУД учитель может выделять зоны актуального и ближайшего развития составляющих исследовательского потенциала школьников, проводить на каждом этапе его развития оценку меры его реализации.

Ключевые слова:
исследовательский потенциал, системно-деятельностный подход, школьники, универсальные учебные действия, стандарт.
Текст

Мировая система образования, в том числе система образования в России, переживает глубокий кризис, связанный с отставанием в перестройке образовательных систем в соответствии со стремительно развивающейся социокультурной ситуацией, с глубокими изменениями в информационной, технико-технологической и экономической сферах. Приоритетным в школьном образовании становится не усвоение устоявшихся традиций, не воспроизводство готового опыта, а развитие у школьников готовности к конструированию культуры, открытию мира впервые, созданию собственных культурных произведений.

Генерирование нового на основе развития проективного характера понимания, развитие опережающего мышления призваны обеспечить новые образовательные стандарты общего образования, построенные в контексте системно-деятельностного подхода, так как они направлены на формирование универсальных учебных действий (УУД), универсальных способов познания и освоения мира [17]. Ведущие педагоги страны рассматривают их формирование как «магистральный путь» совершенствования образовательного процесса (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) [1].

Учитывая факт прямой корреляции между уровнем сформированности учебной деятельности и уровнем развития личности [2], возникает необходимость соотнесения составляющих исследовательского потенциала школьника как одного из важнейших результатов школьного образования с рядом универсальных учебных действий. Исследовательский потенциал личности школьника определен нами как динамичный ресурс, включающий единство развитых природных задатков (интеллект, сензитивность к новизне ситуации, исследовательская активность, коммуникативность), ценностно-смыслового отношения к результатам исследования, обобщенных знаний о Вселенной, живой природе, об обществе и о человеке, умений использовать научные методы познания окружающего мира, который в разной мере актуализируется в виде диапазона и величины проявлений школьником себя в качестве исследователя в ходе целенаправленного получения им результатов познания (понимание себя, других людей, мира) и обеспечивает эффективную перестройку направления и содержания познавательной деятельности, творческую продуктивность, личностное самоопределение и творческое саморазвитие.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, С.В. М олчанов, Н.Г. Салмина // Национальный психологический журнал. 2011. № 1(5) С. 104–110.

2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика. 2009. № 4. С. 18–22.

3. Бордовская Н.В. Методологический статус понятия «исследовательский потенциал студента» / Н.В. Бордовская // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2012. № 2 (26). С. 119.

4. Воронкова И.В. Особенности учебной мотивации и интеллектуального развития старших подростков, обучающихся в разных дидактических системах /И.В. Воронкова // Психологическая наука и образование. 2003. № 4. С. 80–88.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. М., 1982. Т. 2. С. 254.

6. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. М.: Изд-во М ГУ, 1985. 85 с.

7. Гордеева Т.О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж.Рензулли к интегративной модели мотивации / Т.О. Гордеева [Электронный ресурс] // Психологические исследования: Электрон. науч. журн. 2011. № 1(15). Режим доступа: http://psystudy.ru

8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.

9. Исаев И.Ф. Учебно-исследовательская культура как фактор творческого саморазвития старшеклассника в профильном обучении: Монография / И.Ф. Исаев, Г.В. Макотрова. Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. 236 с.

10. Макотрова Г.В. Использование сети Интернет в культуротворческих ситуациях развития исследовательских качеств личности старшеклассника / Г.В. Макотрова // Образование и общество. 2012. № 1. С. 45–50.

11. Макотрова Г.В. Исследовательский потенциал школьников: культурогенетический подход / Г.В. М акотрова // Народное образование. 2014. № 5. С. 171–179.

12. Макотрова Г.В. Экспертная оценка учебно-исследовательской культуры школьников / Г.В. Макотрова // Исследовательская работа школьников. 2008. № 1. С. 33–41.

13. Макотрова Г.В. Цифровые технологии в педагогической практике развития исследовательского потенциала старшеклассников / Г.В. Макотрова // Стандарты и мониторинг в образовании. 2013. № 6. С. 47–56. DOI: 10.12737/1995.

14. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя / А.К. М аркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. 192 с.

15. Севрюкова А.А. Модель развития исследовательского потенциала учителя в системе дополнительного профессионального образования / А.А. Севрюкова // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 9. С. 163–169.

16. Селевёрстова Е.Н. Познавательная деятельность школьников в условиях реализации ФГОС: от усвоения к исследованию: материалы Восьмой Международной заочной науч.-практ. конф., посвященной памяти И.Я. Лернера «Развитие педагогических представлений о сущности и результативности обучения в контексте процессов стандартизации образования» / Е.Н. Селевёрстова. Владимир: ВИТ-принт, 2014. С. 122–136.

17. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. С. 7.

Войти или Создать
* Забыли пароль?