В статье раскрываются содержательные особенности авторской социально-культурной концепции здоровьеформирующего образования через уточнение основных базовых понятий (здоровье, здоровый образ жизни, становление здорового образа жизни) и производных от них (здоровьесберегающая деятельность общеобразовательной организации, здоровьесберегающие технологии в образовании). Каждое базовое понятие имеет двойную интерпретацию – методологическую общефилософскую и конкретно педагогическую. Раскрыто сущностное содержание и описана элементная структура социально-культурных феноменов «здоровье» и «здоровый образ жизни». Принципиально новый социально-культурный подход, примененный автором к описанию феноменов «здоровье» и «здоровый образ жизни», раскрывает новые возможности по формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения с акцентом на смысловую сферу личности. Идеи, раскрытые автором в статье, соответствуют современным представлениям о социально-культурных феноменах «здоровье» и «здоровый образ жизни», сформировавшимся в педагогике, философии, психологии и даже в медицине. В статье предложен также сравнительный анализ существующих направлений здоровьесберегающей деятельности общеобразовательной организации (школа как образовательно-оздоровительный центр; школа как образовательный центр, сохраняющий здоровье детей; адаптивная школа). Содержание статьи может послужить основой для построения принципиально новой методологической базы для учебной дисциплины «Пеадгогика физической культуры» в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» (уровень высшего образования – бакалавриат).
здоровье, здоровый образ жизни, становление здорового образа жизни, внутренняя картина здоровья, жизнеспособность, здоровьесберегающие технологии в образовании, здоровьесберегающее образование, здоровьеформирующее образование.
Анализ социокультурных исследований отечественных и зарубежных авторов (А.И. Арнольдов, Л.П. Буева, О.С. Васильева, М. Вебер, Ю.Г. Волков, В.И. Гуваков, А.И. Пигалев, Э. Фромм и др.) свидетельствует, что в рамках каждой культуры существует исторически сложившаяся система взаимосвязанных культурообразующих символов, призванная приучить людей к определенным разновидностям жизнедеятельности в соответствии с некой заданной моделью, необходимой для существования определенного типа социокультурной целостности. Более того, в рамках каждой культуры всегда можно выделить взаимосвязанную систему «здоровье — здоровый образ жизни — нездоровье» [5].
«Здоровье» (с общефилософских методологических позиций) как культурообразующий символ представляет собой образ человека (идеал), соответствующий определенной системе этико-философских воззрений на мир в целом и на место (предназначение) человека в этом мире, характерной для конкретной социально-культурной общности. Здоровый человек — это человек, способный не только благополучно существовать в рамках данной культуры, но и поддерживать ее своей непосредственной жизнедеятельностью.
Соответственно, «здоровый образ жизни» (с общефилософских методологических позиций) как культурообразующий символ, производный от символа «здоровье», задает благополучный для данной конкретной социально-культурной общности образ жизнедеятельности отдельного конкретного человека (в доступных и понятных ему дефинициях).
1. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика: Научно-теоретический журнал. М.: Изд-во РАО, 2005. № 6. С. 37–44.
2. Науменко Ю.В. Здоровьеформирующее образование как педагогическая реальность // Педагогическое образование и наука: Научно-практический журнал. М.: Изд-во М еждународной академии наук педагогического образования (МАНПО), 2012. № 9. С. 4–15.
3. Науменко Ю.В. Методология, концепция и технология здоровьеформирующего образования // Отечественная и зарубежная педагогика: Научный и информационно-аналитический педагогический журнал. М.: Изд-во ФГНУ РАО «Институт теории и истории педагогики», 2013. № 5(14). С. 115–146.
4. Науменко Ю.В. Современная практика здоровьесберегающего образования // Валеология: Научно-практический журнал. Ростов н/Дону: Изд-во ГОУ ВПО «Ростовский государственный университет», 2006. № 3. С. 44–52.
5. Носов А.Г. Педагогическое сопровождение становления здорового образа жизни у обучающихся: Автореф. дис. канд. пед. наук по специальности 13.00.01. Саратов, 2014. 25 с.