ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЦИФРОВИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Государственная поддержка развития сельского хозяйства, как и других дотационных отраслей, оказывает значительное влияние на объемы производства растениеводческой и животноводческой продукции. Рост размеров государственной поддержки сельского хозяйства возможен при динамичной деятельности всех его отраслей, направленной на повышение экономической эффективности производства на инновационной основе. Государственная поддержка технического перевооружения агробизнеса оказывает большое влияние на переход отрасли к цифровым технологиям. Исследования проводили с целью разработки механизма прямой государственной поддержки (субсидирования) приобретения цифровых технологий в виде компенсации затрат. Работу проводили на примере типовых сельскохозяйственных предприятий Республики Татарстан, расположенных в разных климатических зонах Поволжья. Среднее снижение производственной себестоимости 1 ц зерновых культур после освоения элементов цифровизации технологии их выращивания составило 13 %, фонда оплаты труда – 14,5 %. Это указывает на необходимость выделения финансовой поддержки аграриям на техническое перевооружение в качестве действенного механизма повышения эффективности агробизнеса. В качестве механизма государственной поддержки процесса цифровизации в отрасли предлагается субсидирование затрат на покупку цифровых продуктов. Оно должно предусматривать получение субсидий в виде разницы между затратами на покупку и установку цифрового оборудования и дополнительной прибылью, полученной предприятием от внедрений приобретенных технологий. Это позволит аграриям на начальном этапе приобретать первичное цифровое оборудование в виде трекеров и датчиков, предназначенных для приема, отправки, генерации и обработки данных, в дальнейшем потребуется приобретение интерфейсов, способных обеспечивать беспрепятственный обмен данными между машинами и деловыми партнерами, а позже между порталами в виде экосистем

Ключевые слова:
государственная поддержка, грантовая поддержка, субсидии, цифровое сельское хозяйство, цифровые технологии.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. Одна из основных задач агропромышленного комплекса – повышение эффективности производства сельскохозяйственной продукции. Однако агробизнес может развиваться и обеспечивать продовольственную безопасность страны только при государственной поддержке. Такое регулирование во всех своих проявлениях во многом определяет результативность всего аграрного производства.

Цель исследования – определить целесообразность цифровизации и разработать механизм прямой государственной поддержки (субсидирования) покупки цифровых технологий в виде компенсации затрат.

Условия, материалы и методы. Для достижения поставленной цели использовали общенаучные (анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение и систематизация эмпирических и теоретических данных) и эмпирические (наблюдение) методы. Так, результаты анализ свидетельствуют, что на сегодняшний день государственную поддержку, направленную на развитие цифровизации могут получить производители и разработчики цифровых решений, а не представители агробизнеса, желающие их использовать.  Изучение методов господдержки иных направлений агарного производства позволил авторам методом аналогии разработать новые направления развития цифровизации сельского хозяйства. Кроме того, был проведен анализ производственных показателей годовых отчетов, который позволил оценить эффективность применения цифровых решений в виде системы ГИС АПК и системы учета Агросигнал.

Эффективность освоения цифровых технологий рассмотрим на примере типовых сельскохозяйственных предприятий Республики Татарстан, расположенных в разных климатических зонах Поволжья (табл. 1), внедривших цифровые технологии в виде системы Агросигнал для онлайн контроля за проведением сельскохозяйственных работ в растениеводстве. При расчете затрат на освоение цифровых технологий в растениеводстве учитывалм расходы на установку онлайн системы контроля и учета производства в сумме 25400 руб., независимо от размеров хозяйства и машинно-тракторного парка, и годовую техническую консультацию в размере 3600 руб. на трактор.

Результаты и обсуждение. На основании фактических результатов, полученных в рассматриваемых хозяйствах, среднее снижение производственной себестоимости 1 ц зерновых культур за 2019 г. после внедрения системы Агрсигнал составило 13 % (табл. 2).

Оплата труда при этом снизилась в среднем на 14,5 %, что связано с сокращением численности работников инженерной сферы, отсутствием «приписок» обработанной площади и др. [1, 2].

Сокращение затрат на нефтепродукты посредством контроля всех источников ГСМ составило в среднем 14,2 %, что связано с наблюдением за сливами топлива и заправкой техники, распределением топлива на выполненную работу и др. Затраты на содержание основных средств (запасные части, ремонт, расходные материалы) снизились в среднем на 14,2 % благодаря прогнозированию поломок техники. Экономия затрат на семена и удобрения составила 13,7 % и 14,2 % соответственно. Этому способствовало соблюдение агрономических сроков, наличие достоверной информации о количестве удобрений на складах, состоянии полей, доступности актуальных показателей в любой момент на мобильных устройствах и др.

По результатам представленных аналитических данных валовой сбор зерновых культур, рассчитанный по общей методике оценки чистого инвестиционного дохода, повысился, по сравнению с периодом до внедрения цифровых технологий, в среднем на 4 % благодаря возможности анализа причин формирования низкой урожайности, контролю прихода и расхода остатков зерна на складах в реальном времени, соблюдению агрономических сроков и др. Выручка от реализации продукции после освоения цифровых решений также возросла в среднем на 3,2 %, что в условиях роста урожайности и снижения себестоимости способствовало увеличению прибыли. При этом, в сравнении с периодом до внедрения цифровизации, рентабельность производства продукции растениеводства выросла в среднем на 14,7 %.

Использование цифровых решений в агробизнесе способствует росту экономической эффективности сельского хозяйства и региона в целом, что доказывает необходимость их использования [3, 4, 5] и применения мер государственной поддержки для ускорения цифровизации агробизнеса. При этом в Республике Татарстан доля агропроизводителей, у которых есть возможность приобретения новой прогрессивной техники, незначительна и основные покупатели на первичном рынке сельхозтехники – крупные агрохолдинги.

Дж.М.Кейнс, сторонник государственного регулирования экономических процессов, был убежден в том, что только государственное вмешательство может дать новый виток экономическому развитию технического прогресса [2,6,7]. Правительственные расходы провоцируют спрос, что приводит к росту производства и, тем самым, выходу из кризиса. Низкий уровень доходов тормозит спрос на товары и экономику страны в целом. Дж.М.Кейнс выступал за контроль государства в аграрной сфере и на рынке продовольствия [6, 7,8]. По мнению многих ученых-экономистов, вмешательство государства в процессы формирования технического потенциала сельского хозяйства должно быть одним из главных факторов обновления технической базы [9,10].

На сегодняшний день государственная поддержка перевода сельского хозяйства на цифровые технологии предусматривает систему субсидирования при приобретении техники и грантовую поддержку проектов по разработке и внедрению российских цифровых решений базы [11,12,13]. Принимать участие в таких проектах могут разработчики ИТ-продуктов и компании, внедряющие цифровые решения, от небольших команд до представителей крупного бизнеса.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 550 и № 1185 гранты могут получить разработчики проектов-стартапов по искусственному интеллекту, интернету вещей, блокчейну, новым производственным технологиям по всем направлениям, в том числе в агробизнесе. Сельскохозяйственные организации, которые внедряют ИТ-решения для цифровой трансформации производственных и управленческих процессов совместно с разработчиками отечественного программного обеспечения могут получить в рамках грантовой поддержки от 20 до 300 млн руб. при сроке реализации проекта от 6 до 36 месяцев. Доля государства в софинансировании при этом составляет 80 %. Однако такая поддержка возможна лишь однократно при пилотном внедрении цифровых разработок в производство и не может быть масштабирована. Предприятия, решившие осваивать аналогичные технологии на примере других хозяйств такой поддержки, не получат.

Организационно-экономические механизмы государственной поддержки  цифровизации отражены в федеральном проекте «Цифровые технологии» [7,14] и национальной программе «Цифровая экономика» , в рамках которых разработки для сельского хозяйства представлены ведомственным проектом «Цифровое сельское хозяйство», включающим в себя следующие этапы: создание и внедрение национальной платформы цифрового государственного управления сельским хозяйством с целью интеграции с другими субплатформами; создание и внедрение модуля «Агрорешения»; создание системы непрерывной подготовки специалистов сельскохозяйственных предприятий с компетенцией в области цифровой экономики [15,16]. Объём средств на реализацию ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство» из федерального бюджета за 5 лет (2019­–2024 гг.) составит 152 млрд руб., из бюджетов субъектов Российской Федерации – 8 млрд руб., из внебюджетных источников – 140 млрд руб.

В условиях цифровизации сельского хозяйства государственная поддержка должна стать естественной компенсацией аграрной отрасли в виде предоставления грантов и выделения субсидий предприятиям агробизнеса. Так, для достижения перечисленных в ведомственном проекте «Цифровое сельское хозяйство» показателей целесообразно использовать механизм прямой государственной поддержки покупки цифровых технологий, предусматривающий получение субсидий в виде разницы между затратами на покупку и установку цифрового оборудования и дополнительной прибылью, полученной предприятием от внедрений приобретенных технологий. Дополнительная прибыль будет рассчитываться ежегодно, что позволит по утверждению представителей агробизнеса, использующих цифровые решения в производстве, получать более детальное подтверждение эффективности цифровизации бизнес процессов.

Право на такую субсидию могут получить участники агробизнеса при предъявлении в центр компетенций в области цифрового сельского хозяйства при региональных министерствах агропромышленного комплекса следующих документов:

заявление на перечисление целевых средств на расчетный счет организации;

предоставление отчетности в виде подтверждающих документов на покупку и установку оборудования.

После подтверждения всех отчётных документов владелец цифровых технологий, внедривший их в свой агробизнес, должен получить уведомление о праве на софинасирование за счет средств федерального бюджета (см. рисунок).

Предложенный механизм государственной поддержки позволит аграриям на первом этапе процесса цифровизации производства приобретать оборудование в виде трекеров и датчиков, способных принимать, отправлять, генерировать и обрабатывать данные. В последующем встанет вопрос о приобретении интерфейсов, способных обеспечивать беспрепятственный обмен данными между машинами и деловыми партнерами, а позже порталами в виде экосистем. Необходимо отметить, что суммы субсидий будут зависеть от стоимости элементов цифровых технологий. Например, затраты на приобретение и установку трекеров и датчиков могут быть полностью покрыты дополнительно полученной прибылью за один сезон. Однако для приобретения крупных комплексов в животноводстве или беспилотных летательных аппаратов в растениеводстве возникнет необходимость более крупных инвестиций [15, 16].

Выводы. Проведенные исследования подтвердили необходимость и эффективность цифровизации агарного производства, при этом основным катализатором этого процесса, по мнению авторов, должно стать государственное регулирование в виде грантов и субсидирования обновления технической базы АПК. Механизм субсидирования [17,18] покупки цифровых технологий в виде компенсации затрат на их внедрение как разницы между затратами на приобретение и установку цифрового оборудования и дополнительной прибылью, полученной предприятием от использования этих технологий будет способствовать развитию цифровизации сельского хозяйства в целом и выполнению целевых индикаторов, представленных в ведомственном проекте «Цифровое сельское хозяйство» в будущем.

 

Список литературы

1. Субаева А. К. Влияние технической базы сельскохозяйственных организаций на производственные результаты // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. Волгоград: Бизнес. Образование. Право, 2014. №1 (26). С.77 - 82.

2. Nurullin А.А., Nurullin A.A., Alexandrova N.R. Management of Reproduction of the Fixed Capital of the Agricultural Enterprises by Method of Economic and Mathematical Modeling // The Journal of Social Sciences Research. 2018. Special Issue. 5. Р. 265–271.

3. Ганиева И. А. Предпосылки создания информационно-ресурсной цифровой платформы интеллектуального управления системами земледелия и землепользования для агропромышленного комплекса России // Достижения науки и техники АПК. 2019. Т. 33. № 12. С. 110–116.

4. Современное состояние зернового производства в Российской Федерации / Д.И. Файзрахманов, А.Р. Валиев, Б.Г.Зиганшин и др. // Вестник Казанского ГАУ. 2021. №2 (62). С.138­–142.

5. Российская Федерация. Правительство. Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации": постановление Правительства Рос. Федерации от 28 мая 2019 г. № 9 // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/pasport-federalnogo-proekta-tsifrovyie-tehnologii.pdf (дата обращения: 14.05.2020).

6. Российская Федерация. Правительство. Национальный проект «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: паспорт утвержден протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 № 7 // Правительство РФ. URL: http://government.ru/rugovclassifier/614/events/ (дата обращения: 11.02.2020).

7. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство»: официальное издание. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. 48 с.

8. Куракова Ч.М., Сафиуллин Н.А. Внедрение методологии Agile в процесс управления цифровой трансформацией сельского хозяйства // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2020. Т. 15. № 3(59). С. 114-120. doi: 10.12737/2073-0462-2020-114-120.

9. Совершенствование государственной поддержки развития молочного скотоводства / М.М. Низамутдинов, Н.Р. Александрова, А.К. Субаева и др. // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2020. Т. 15. № 1 (57). С. 99-104.

10. Дозорова Т. А., Александрова Н. Р., Севастьянова В. М. О мерах государственной поддержки сельской потребительской кооперации в регионе // Экономика и предпринимательство. 2019. № 1 (102). С. 395-400.

11. Клычова Г.С., Субаева А.К., Мавлиева Л.М. Теоретические основы технического оснащения сельского хозяйства в условиях цифровизации // Региональная экономика: теория и практика. 2020. Т. 18. № 12(483). С. 2391­–2405. DOI 10.24891/re.18.12.2391.

12. Analysis of the digitalization efficiency in agricultural complex in the Republic of Tatarstan / G. D. Krupina, N. A. Safiullin, S. S. Kudryavtseva, et al. // BIO Web of Conferences: International Scientific-Practical Conference “Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources” (FIES 2019). 2020. Vol. 17. 00230. URL: https://www.bio-conferences.org/articles/bioconf/full_html/2020/01/bioconf_fies2020_00230/bioconf_fies2020_00230.html (дата обращения: 18.09.2021)

13. Internet of things as a digital tool for the development of agricultural economy / E. F. Amirova, O. V. Kirillova, M. G. Kuznetsov, et al. // BIO Web of Conferences: International Scientific-Practical Conference “Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources” (FIES 2019). 2020. Vol. 17. 00050. URL: https://www.bio-conferences.org/articles/bioconf/full_html/2020/01/bioconf_fies2020_00050/bioconf_fies2020_00050.html (дата обращения: 18.09.2021).

14. Шарипов Ш. И. Цифровая трансформация сельского хозяйства: тенденции и пути стимулирования/ Ш.И. Шарипов, Ч.М.Мутуев , З.М. Курбанов // Достижения науки и техники АПК. 2019. Т. 33. № 11. С. 88–90.

15. Актуальные проблемы налогообложения малого и среднего бизнеса / М.М. Залалтдинов, Э.И. Каримова, Д.С. Горшенина и др. // Управленческий учет. 2021. № 3–2. С. 552–559.

16. Госрегулирование цифровизации сельского хозяйства / Э. Ф. Амирова, А. Л. Камалиева, А. Л. Золкин и др. // Менеджмент в социальных и экономических системах: сборник статей XII Международной научно-практической конференции. Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2020. С. 11–14.

17. Comparative evaluation of productivity of ryegrass and ryegrass-goatling grass stands affected by different mineral and organomineral nutrition / M. M. Khismatullin, M. M. Khismatullin, L. T. Vafina, F. N. Safiollin // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science: The proceedings of the conference AgroCON-2019, Kurgan, 18–19 апреля 2019 года. – Kurgan: IOP Publishing Ltd, 2019. – P. 012109. – DOI 10.1088/1755-1315/341/1/012109.

18. Урожайность и кормовая ценность райграса пастбищного в зависимости от фона минерального питания на серых лесных почвах Республики Татарстан / М. М. Хисматуллин, Н. В. Трофимов, Ф. Н. Сафиоллин и др. // Кормопроизводство. – 2017. – № 7. – С. 17-20.

Войти или Создать
* Забыли пароль?