АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ: КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Система психической адаптации в изменившихся условиях информационного пространства претерпевает определенные трансформации, что может подтверждаться неуклонным ростом пограничных форм психических расстройств, девиациями поведения, в том числе увеличение различных форм ауто- и гетероагрессивного, зависимого поведения, широким распространением депрессий. Особенно заметно изменение последствий влияния новой информационной среды в детском возрасте, что привело к распространению таких психических расстройств, как «Ранний детский аутизм», «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Сложившиеся традиционные подходы к диагностике психических расстройств, привели к значительному расширению таких рубрик, как «Расстройство приспособительных реакций F43.2», «Расстройства поведения F91», что подчеркивает недостаточную дифференцированность имеющихся расстройств. Трансформация психической адаптации является фактором, дополнительно осложняющим дифференциальную диагностику клинико-психологических феноменов и психопатологических синдромов, понимание границ дезадаптации, а также усложняет процесс прогнозирования последствий подобного рода изменений приспособительных реакций. Кроме того, нуждаются в дополнительном изучении и морфо-функциональные характеристики деятельности центральной нервной системы, которые могут отразить изменившиеся поведенческие стратегии. Актуальность проблемы обусловлена не только установлением факта трансформации адаптации, но и пониманием механизмов совладания, преодоления затруднений, возникающих в современном информационном пространстве. Изучение психологической дефиниции «барьер» позволяет с одной стороны, понимать преодоление затруднений как развитие, с другой, как его задержку. В этом смысле рассмотрение копинг-стратегий, которые использует современный молодой человек, позволяет понимать формирование механизмов приспособления к окружающей среде. На наш взгляд, понимание и интерпретация психического состояния современного молодого человека, а также способов психической адаптации требует новых подходов, в частности, ТХС, что позволило бы формировать иные подходы к ранней диагностике и коррекции с позиций персонифицированной медицины и клинической психологии.

Ключевые слова:
пограничные психические расстройства, адаптация, психологический барьер, копинг-стратегии, теория хаоса-самоорганизации (ТХС), адаптационный барьер
Список литературы

1. Еськов В.М., Майстренко В.И., Майстренко Е.В., Филатов М.А., Филатов М.А. Исследование корреляции показате-лей функциональной асимметрии полуша-рий головного мозга с результатами учеб-ной деятельности учащихся // Вестник но-вых медицинских технологий.– 2007.– Т.14, №3.– С. 205–207.

2. Еськов В.М., Филатов М.А., Буров И.В., Филатова Д.Ю. Возрастная динамика изменений параметров квазиаттракторов психофизиологических функций учащихся школ с профильным и непрофильным обу-чением // Системный анализ и управление в биомедицинских системах.– 2010.– Т.9, №2.– С. 608–612.

3. Филатов М.А. Метод фазовых пространств в моделировании психофизио-логических функций учащихся Югры. / Под ред. В.М. Еськова.– Самара: ООО «Офорт», 2010.– 129 с.

4. Хадарцев А.А., Еськов В.М., Ко-зырев К.М., Гонтарев С.Н. Медико-биологическая теория и практика: Моно-графия / Под ред. В.Г. Тыминского.– Тула: Изд-во ТулГУ – Белгород: ЗАО «Белгород-ская областная типография», 2011.– 231 с.

5. Еськов В.М., Живогляд Р.Н., Кар-ташова Н.М., Попов Ю.М., Хадарцев А.А. Понятие нормы и патологии в фазовом пространстве состояний с позиции компар-тментно-кластерного подхода // Вестник новых медицинских технологий.– 2005.– №1.– С. 12–14.

6. Alexandrovskiy Y.A. Borderline mental disorders. M.– Health 2000.– 300 p.

7. Ammon G. Structural Dynamic Psy-chiatry // Proc.: "Psychological diagnostics related to the disease in neuro-psychic and somatic pathology".– L., 1990.– 349 p.

8. Antsyferova L.I. Personality in difficult conditions: reinvention, transforma-tion of situations and psychological defense // Psychological Journal.– 2004.– T.15, №1.– P. 34–45.

9. Bransky V.P., Pozharsky S.D. Social synergetics and Social Psychology // Uni-versity of Technology (St. Petersburg), 2002.– P. 297.

10. Gnezditsky V.V. The inverse prob-lem of EEG and clinical electroencephalogra-phy.– M., 2004.

11. Gurevich P.S. Philosophical anthro-pology.– M., 1997.– 456 p.

12. Eskov V.M. The third paradigm.– Samara. "Ofort", 2011.– 249 p.

13. Kryukova T.L., Kuftyak E.V. Ques-tionnaire of coping (adaptation of the WCQ technique) / Journal of Practical Psychology.– 2007.– № 3.– P. 93–112.

14. Lazarus R. Short-term multimodal therapy.– SPb.: Speech, 2001.– 256 p.

15. Libina A.V. Cope intelligence. M.: EKSMO.– 2008.– 346 p.

16. Prigogin I.R. Philosophy of instabil-ity // Problems of Philosophy.– 1991.– №6.– P. 66–69.

17. Smulevich A.B. Depression in gen-eral medicine.– M., 2001.– 345 p.

18. Tofler E. The third War. "Firm" Publishing ACT», 2004.– 234 p

19. Haken G. The principles of brain: The synergetic approach to the brain activity, behavior and cognitive performance.– M. - PER SE, 2001.– 351 p.

20. Shakurov R.H. Barrier as a category and its role in the practice // Questions of psy-chology.– 2001.– №1.– P. 66–77.

21. Manual for physicians and medical psychologists // Methodology of psychological diagnosis of coping with stressful and proble-matic for the individual situations: St. Peters-burg, 2009.

22. Elvin I.A. Synergetics of brain. M., 2005.– 108 p.

23. Conger J. Behavioral medicine and health psychology in a changing word // Child Abuse Negl.– 1987.– Vol 11, №3.– P 443–453.

24. Folkman S., Lazarus R.S. Coping and Emotion // Stress and Coping: an antholo-gy. N.Y.: Columbia University Press, 1991.– P. 207–227.

25. Walter G.G. On complex eigenva-lues of compartamental models // Mathematical Biosciences.– 1985.– Vol.75.– P. 143–157.

Войти или Создать
* Забыли пароль?