Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (кафедра социокультурного проектирования и развития территорий, профессор)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Россия
С дискуссионных позиций представлены результаты исследования и оценки перспектив реализации 42-х инициатив стратегического развития Российской Федерации до 2030 г., утвержденных Правительством РФ, объединенных в шесть блоков, включая: государство для граждан, социальную сферу, строительство, технологический рывок, цифровую трансформацию, экологию. С критических позиций проанализированы представленные инициативы стратегического развития Российской Федерации в части обеспечения устойчивого роста численности населения Российской Федерации. С использованием универсальной вербально-цифровой шкалы Х.Д. Харрингтона дана оценка возможностей достижения национальной цели обеспечения устойчивого роста численности населения Российской Федерации на период до 2030 г. за счет стратегических инициатив Правительства РФ. Сформулированы предложения по повышению эффективности реализации стратегических инициатив правительства в части обеспечения устойчивого роста численности населения Российской Федерации.
оценка перспектив, реализация стратегических инициатив, социально-экономическое развитие, 2030 год, обеспечение устойчивого роста, численность населения Российской Федерации
Введение
Обеспечение эффективного социально-экономического развития Российской Федерации в современных условиях во многом определяется способностью достижения национальных целей развития до 2030 г., определенных Указом Президента России от 21 июля 2020 г. № 474 [35], состав которых представлен на рис. 1.
Рис. 1. Структура национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г., определенных Указом Президента России от 21 июля 2020 г. № 474 [35]
Учитывая неудовлетворительные результаты реализации предыдущего стратегического этапа развития национальной экономики в рамках «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [22], кратко именуемой «Стратегия-2020» [24, 29], а также затяжные и неудачные попытки Правительства РФ сформировать «Стратегию-2030» [3, 28], призванных обеспечить достижение национальных целей, определенных Указом Президента России от 21 июля 2020 г. № 474 [35], представляет интерес рассмотрение появившегося взамен «Стратегии-2030» Перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. [14].
Цель исследования
Таким образом, целью представленных исследований является оценка перспектив реализации стратегических инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г., утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. № 2816-р [14], с позиций возможностей достижения национальных целей, определенных Указом Президента России от 21 июля 2020 г. № 474 [35] в части обеспечения устойчивого роста численности населения Российской Федерации.
Методическая база исследований
Методическую базу представленных исследований составили положения Указа Президента России от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [35], материалы Перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г., утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. No 2816-р [14], а также экспертные мнения о стратегических инициативах Правительства РФ, опубликованные в изданиях Ведомости [20], Известия [12], Интерфакс [10], Коммерсант [7], Независимая газета [19], Парламентская газета [36], РБК [13, 18], Smart-lab [21], ТАСС [11], Эксперт [26] и др.
Основное содержание исследований
В связи с тем, что в известных литературных источниках не получила достаточного отражения комплексная оценка эффективности обеспечения стратегическими инициативами Правительства Российской Федерации [14], состав которых приведен на рис. 2, национальных целей, определенных Указом Президента России от 21 июля 2020 г. № 474 [35], в данной работе решалась указанная задача с учетом ранее проведенных авторских исследований [28, 29, 30, 31, 32, 33] с использованием методов матричного и сопоставительного анализа.
Рис. 2. Состав стратегических инициатив Правительства Российской Федерации [14]
На первом этапе исследований был проведен матричный анализ покрытия блоками стратегических инициатив Q, W, E, R, T, Y (рис. 2) групп национальных целей А, Б, В, Г, Д (рис. 1). Результаты проведения указанного матричного анализа приведены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты матричного анализа покрытия блоками стратегических инициатив групп национальных целей социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г.
Блоки стратегических инициатив |
Группы национальных целей |
||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
Q |
|
|
|
|
|
W |
|
|
|
|
|
E |
|
|
|
|
|
R |
|
|
|
|
|
T |
|
|
|
|
|
Y |
|
|
|
|
|
Таким образом, на первый взгляд по результатам проведенного матричного анализа (табл. 1) блоки стратегических инициатив Правительства РФ [14] покрывают группы потребностей в достижении национальных целей социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г., определенные Указом Президента России от 21 июля 2020 г. № 474 [35].
В то же время для более точной оценки покрытия стратегическими инициативами Правительства РФ (рис. 2) национальных целей социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. (рис. 1) необходимо провести качественную и количественную оценку по каждой из национальных целей.
В данном рассмотрении подробно остановимся на оценке возможностей достижения с помощью стратегических инициатив Правительства РФ [14] национальных целей группы А − сохранение населения, здоровье и благополучие людей (рис. 1), предварительный анализ по которым был представлен в работе [31], в частности на обеспечении устойчивого роста численности населения Российской Федерации.
На достижение национальной цели обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации (рис. 1) направлен целый ряд стратегических инициатив правительства [14] из группы «социальная сфера», в первую очередь – «Санитарный щит страны», «Первичное звено для каждого» и «Россия − привлекательная для учебы и работы страна» (рис. 2).
С точки зрения качественной оценки перспективы достижения данной цели с помощью предлагаемых стратегических инициатив правительства представляются достаточно низкими.
Конечно, формально можно говорить о том, что сокращение численности населения России в последние годы связано с пандемией коронавируса (рис. 3) [6] и в этой связи можно ожидать, что в ближайшие годы ситуация вновь стабилизируется.
Рис. 3. Динамика численности населения России по годам [5]
Но, как было показано в ранее проведенных исследованиях [31], развал СССР (термин «развал» представляется более точным, чем термин «распад»), целенаправленно осуществляемый на протяжении длительного времени, а интенсивно проводимый со второй половины 1980-х годов, привел к тому, что в 1998 г. естественный прирост населения в Российской Федерации перешел из области положительных значений в область отрицательных (рис. 4) [23]. При этом если в 2012 г. естественный прирост населения в Российской Федерации вернулся в область нулевых значений (рис. 4) [23], то в 2016 г. он вновь ушел в область отрицательных значений (рис. 4) [23], где и находится по настоящее время причем со все более ухудшающимися показателями [2].
Рис. 4. Динамика естественного прироста населения России с 1950-го по 2019-й год по данным Росстата [23]
Так, по оценкам Росстата число россиян за 2021−2022 гг. сократится на 1 млн чел. за счет ускорения вдвое убыли населения и роста смертности на 18,5%. При этом натурализация мигрантов лишь на 31,4% восполнит естественную убыль населения страны [17].
Кроме того, согласно прогнозным данным Росстата до 2035 г. [6], даже при среднем варианте прогноза, рассматриваемом в качестве реалистического сценария (рис. 5) [6], естественная убыль населения (с ожидаемым максимумом потерь населения в 2026−2027 гг.) не будет покрываться миграционным приростом (с ожидаемым максимумом прироста мигрантов в 2035 г.), сохраняя общую убыль населения на всем интервале прогнозирования (с ожидаемым максимумом потерь населения в 2026−2027 гг.) со средним темпом потерь − минус 268,05 тыс. чел. в год (рис. 6) [6].
Рис. 5. Средний (реалистичный) вариант прогноза Росстата по динамике изменения численности населения России в период с 2021 по 2035 г. [6]
Рис. 6. Высокий, средний и низкий варианты прогноза Росстата по динамике численности населения России в период с 2021 по 2035 г. [6]
Пока же реализуется скорее низкий (пессимистичный) вариант прогноза по динамике изменения численности населения России в период с 2021 по 2035 г., при котором естественная убыль населения никоим образом не покрывается миграционным приростом (рис. 7) [6], демонстрируя общую убыль населения на всем интервале прогнозирования со средним темпом потерь − минус 833,77 тыс. чел. в год (рис. 6) [6].
Рис. 7. Низкий (пессимистичный) вариант прогноза Росстата по динамике изменения численности населения России в период с 2021 по 2035 г. [6]
Согласно прогнозным данным Росстата до 2035 г. [6], только при высоком (оптимистичном) сценарии ожидается рост населения со средним темпом 201,36 тыс. чел. в год (рис. 6) [6]. Но и при этом варианте прогноза общий прирост населения будет обеспечиваться исключительно миграционным приростом, покрывающим естественную убыль населения (рис. 8) [6].
Рис. 8. Высокий (оптимистичный) вариант прогноза Росстата по динамике изменения численности населения России в период с 2021 по 2035 г. [6]
Таким образом, даже ориентируясь на высокий вариант прогноза динамики изменения численности населения России (рис. 8), правительство, в первую очередь, ориентируется на покрытие естественной убыли коренного населения миграционным приростом, о чем, собственно, свидетельствуют и изменения в национальном законодательстве, например [37], а также включение в перечень стратегических инициатив правительства [14] проекта «Россия − привлекательная для учебы и работы страна» (рис. 2).
Учитывая, что, согласно данным ООН, Российская Федерация в международном рейтинге темпов роста населения занимает 185-е место в мире из 216-ти стран, охваченных рейтингом [5], можно заключить, что потенциал роста численности населения России за счет мигрантов из стран с еще более худшими социально-экономическими показателями явно невелик. Это, с одной стороны.
С другой стороны, масштабный приток мигрантов в Россию (равно как и в любую другую страну – прим. автора) имеет помимо позитивных и негативные последствия, и по оценкам Секретаря Совета безопасности России «может привести к росту преступности, этнических конфликтов и к массовым беспорядкам» [15].
Если анализировать возможности достижения национальной цели обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации (рис. 1) за счет стратегических инициатив правительства «Санитарный щит страны» и «Первичное звено для каждого» (рис. 2), содержание которых представлено на рис. 9 [25], то можно заключить следующее.
Рис. 9. Основное содержание стратегических инициатив правительства «Санитарный щит страны» и «Первичное звено для каждого» [25]
Во-первых, необходимо обратить внимание на отрицательную динамику процессов развития здравоохранения, пример результатов «оптимизации» которого за период с 2004 по 2020 г. приведен на рис. 10 [8] и рис. 11 [8].
Рис. 10. Динамика числа больничных организаций в России в период с 2004 по 2020 г. [8]
Рис. 11. Динамика больничных коек в России в период с 2004 по 2020 г. [8]
Во-вторых, обращаясь к ранее проведенным оценкам процессов развития здравоохранения в России [27], следует сделать акцент на том, что в России за последние 30 лет, согласно данным Росстата [9], число больничных организаций сократилось в 2,5 раза, а число больничных коек в 1,75 раза.
Также показательной является зеркальная зависимость роста заболеваемости населения России в допандемийный период (рис. 12) [9] по мере сокращения числа больничных организаций в России (рис. 13) [9], выявленная на предыдущих этапах исследований [27].
Рис. 12. Рост заболеваемости населения России в период с 2000 по 2018 г. [9]
Рис. 13. Сокращение числа больничных организаций в России за период с 2000 по 2018 г. [9]
В этой связи невозможно себе представить, что создание «санитарного щита страны», который по заявлению зампреда правительства Т. Голиковой предполагает создание к 2024 г. 15-ти лабораторий, «где будет осуществляться работа с вирусами и бактериями, приводящими к летальному исходу» против 3-х лабораторий, существующих сегодня [4], сможет радикально изменить положение дел в здравоохранении страны, а тем более позитивно повлиять на обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации.
Еще меньше оптимизма вызывает ожидаемый эффект от реализации в рамках стратегических инициатив правительства проекта «Первичное звено для каждого» (рис. 9).
Анализируя сегодняшнее состояние дел в здравоохранении [27], а также растущие объемы той отчетности, которую приходится сегодня заполнять медицинским работникам (в первую очередь, врачам), можно ожидать, что этот проект безбумажного офиса в медицине так и останется на бумаге. И уж тем более проект «Первичное звено для каждого» (рис. 2) не сможет позитивно повлиять на обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации (рис. 1).
В целом, с учетом ранее проведенных исследований [31], приходится констатировать, что для обеспечения устойчивого роста численности населения Российской Федерации, в первую очередь, необходимо обеспечить высокий (выше среднемирового) и одновременно устойчивый темп роста экономики страны.
В качестве индикатора текущего уровня экономического развития страны в данном рассмотрении можно использовать уровень валового национального дохода на душу населения, по которому Россия, согласно данным Всемирного Банка, занимает сегодня 69-е место в мире [1], со значением ниже среднемирового уровня ($ 10 690 против $ 11 057).
Обсуждение результатов и выводы
Таким образом, проведенный анализ возможностей достижения национальной цели обеспечения устойчивого роста численности населения Российской Федерации на период до 2030 г. за счет стратегических инициатив правительства из группы «социальная сфера», в первую очередь, за счет проектов «Санитарный щит страны», «Первичное звено для каждого» и «Россия − привлекательная для учебы и работы страна», показал, что вероятнее всего обеспечение достижения указанной национальной цели будет связано с реализацией проекта «Россия − привлекательная для учебы и работы страна», предполагающего компенсацию естественную убыль коренного населения миграционным приростом, призванным обеспечить общий прирост населения в рассматриваемый период.
Для обеспечения устойчивого роста численности населения Российской Федерации, в первую очередь, необходимо обеспечить высокий (выше среднемирового) и одновременно устойчивый темп роста экономики страны, чему в стратегических инициативах Правительства РФ [14] уделено недостаточно внимания.
Проведенная оценка возможностей достижения национальной цели обеспечения устойчивого роста численности населения Российской Федерации на период до 2030 г. за счет стратегических инициатив правительства, проведенная с использованием таблицы коэффициентов Х.Д. Харрингтона [34], соответствует очень низкому уровню реализуемости (вероятность достижения цели – менее 0,2).
1. Gross National Income. https://gtmarket.ru/ratings/gross-national-income-ranking (дата обращения 01.12.2021)
2. Артемьев М. На грани катастрофы: почему Россия снова теряет население? https://www.forbes.ru/obshchestvo/379483-na-grani-katastrofy-pochemu-rossiya-snova-teryaet-naselenie (дата обращения 01.12.2021)
3. Ведерина Е. Экономисты раскритиковали новую стратегию социально-экономического развития. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/05/13/869660-ekonomisti-raskritikovali (дата обращения 01.12.2021)
4. Голикова раскрыла подробности проекта «санитарный щит» в России. https://www.vedomosti.ru/society/news/2021/09/03/885108-golikova-raskrila-podrobnosti-proekta-sanitarnii-schit (дата обращения 01.12.2021)
5. Гуманитарный портал. https://gtmarket.ru/ (дата обращения 01.12.2021)
6. Демография https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения 01.12.2021)
7. Забег по направляющим. https://www.kommersant.ru/doc/5020038 (дата обращения 01.12.2021)
8. Здравоохранение. https://rosstat.gov.ru/folder/13721 (дата обращения 01.12.2021)
9. Здравоохранение. Федеральная служба государственной статистики. https://rosstat.gov.ru/folder/13721?print=1 (дата обращения 01.12.2021)
10. Кабмин утвердил 42 инициативы социально-экономического развития России. https://www.interfax.ru/business/795846 (дата обращения 01.12.2021)
11. Кабмин утвердил 42 стратегические инициативы развития России. https://tass.ru/ekonomika/12602127 (дата обращения 01.12.2021)
12. Минэк сформировал перечень инициатив для фронтальной стратегии. https://iz.ru/1175661/2021-06-08/minek-sformiroval-perechen-initciativ-dlia-frontalnoi-strategii (дата обращения 01.12.2021)
13. Новые инициативы правительства — от генной терапии до беспилотных машин. https://www.rbc.ru/economics/07/10/2021/615ed54e9a79474410dea55e (дата обращения 01.12.2021)
14. Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. № 2816-р. http://government.ru/docs/43451/ (дата обращения 01.12.2021)
15. Патрушев заявил об угрозе роста преступности из-за притока трудовых мигрантов. https://russian.rt.com/russia/news/922009-patrushev-prestupnost-trudovye-migranty?utm_medium=referral&utm_source=infox.sg&utm_campaign=exchange (дата обращения 01.12.2021)
16. Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. No 2816-р. http://government.ru/docs/43451/ (дата обращения 01.12.2021)
17. Правительство ждет, что население России сократится на 1 млн человек к концу 2022 года. https://kapital-rus.ru/articles/article/pravitelstvo_jdet_chto_naselenie_rossii_sokratitsya_na_1_mln_chelovek_k_kon/?nw=1634293990000 (дата обращения 01.12.2021)
18. Правительство обнародовало стратегические инициативы за ₽4,6 трлн. https://www.rbc.ru/economics/07/10/2021/615ec97e9a79473dd7bf8c24 (дата обращения 01.12.2021)
19. Правительство объявило новый список своих инициатив. Обилие стратегических планов пока не улучшает качество жизни. https://www.ng.ru/economics/2021-10-11/1_8274_government.html (дата обращения 01.12.2021)
20. Правительство распределило первые деньги на стратегические инициативы. https://www.vedomosti.ru/press_releases/2021/11/29/pravitelstvo-raspredelilo-pervie-dengi-na-strategicheskie-initsiativi (дата обращения 01.12.2021)
21. Разобрал все 42 стратегические инициативы, куда Правительство РФ вложит 4,6 трлн руб. в ближайшие 10 лет. https://smart-lab.ru/blog/730620.php (дата обращения 01.12.2021)
22. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения 01.12.2021)
23. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения в России по годам (Таблица). https://infotables.ru/statistika/31-rossijskaya-federatsiya/784-rozhdaemost-smertnost#hcq=Rz1STzs (дата обращения 01.12.2021)
24. Страна несбывшихся программ: Почему провалилась Стратегия-2020? https://www.kp.ru/daily/27053.7/4119288/ (дата обращения 01.12.2021)
25. Стратегические инициативы. http://static.government.ru/media/files/zysfY960208YoOGVHbs7fscvLyNwU5tT.pdf (дата обращения 01.12.2021)
26. Стратегия 2030: как ни садись… https://expert.ru/2021/05/17/strategiya-2030-kak-ni-sadis/ (дата обращения 01.12.2021)
27. Тебекин А.В. Анализ проблем развития населенных пунктов российской федерации. // Теоретическая экономика. − 2021. − № 6 (78). − С. 82-93.
28. Тебекин А.В. Взгляд "вперед" как основа стратегического развития национальной экономики. // Журнал исследований по управлению. − 2021. − Т. 7. − № 3. − С. 3-11.
29. Тебекин А.В. Взгляд "назад" как фундамент стратегического развития управляемых социально-экономических систем. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. − 2021. − № 2 (54). − С. 123-137.
30. Тебекин А.В. Взгляд "сверху" на разрабатываемую стратегию социально-экономического развития национальной экономики. // Транспортное дело России. − 2021. − № 4. − С. 11-20.
31. Тебекин А.В. Взгляд "снизу" на разрабатываемую стратегию социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. в части перспектив достижения национальной цели "сохранение населения, здоровье и благополучие людей". // Журнал экономических исследований. − 2021. − Т. 7. − № 3. − С. 3-21.
32. Тебекин А.В. Интегральный взгляд на формирование стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. // Теоретическая экономика. − 2021. − № 10. − С. 13-26.
33. Тебекин А.В., Митропольская-Родионова Н.В., Хорева А.В. Взгляд "снизу" на разрабатываемую стратегию социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. в части перспектив достижения национальной цели "достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство". // Эпомен. − 2021. − № 59. − С. 72-92.
34. Тебекин А.В. Управление качеством: учебник для вузов / А. В. Тебекин. — 2-е изд., перераб. и доп. − Москва: Издательство Юрайт, 2020. − 410 с.
35. Указ Президента России от 21 июля 2020 г. № 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года”. http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения 01.12.2021)
36. Утверждён список инициатив социально-экономического развития России до 2030 года. https://www.pnp.ru/politics/kabmin-utverdil-spisok-iniciativ-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-do-2030-goda.html (дата обращения 01.12.2021)
37. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства" от 24.04.2020 N 134-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_351146/ (дата обращения 01.12.2021)