Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье освещены вопросы определения и разработки специальных условий в образовательных организациях разных уровней образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Представлены результаты изучения состояния готовности руководителей и педагогов образовательных организаций к инклюзивному образованию. По результатам проведенного мониторинга сделаны выводы и определены ключевые проблемы кадрового обеспечения образовательных организаций, выявлены кадровые дефициты каждой образовательной организации и описаны направления развития управленческих и педагогических команд по вопросам организации и осуществления инклюзивного образования.
мониторинг, инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, педагоги, кадровое обеспечение, опрос, критерии
1. Богданова Т.Г., Гусейнова А.А., Назарова Н.М. Педагогика инклюзивного образования / Под редакцией Н.М. Назаровой. М.: ИНФРА-М, 2016. — 335 с.
2. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Модель педагогического сопровождения педагогом-тьютором детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения // Специальное образование. — 2018. — № 4 (52). — С. 21-40.
3. Жигорева М.В., Левченко И.Ю. В помощь дефектологу дошкольной образовательной организации: методические подходы к проектированию адаптированной основной образовательной программы для детей раннего возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2018. — № 4. — С. 23-28.
4. Левченко И.Ю., Абкович А.Я. Сравнительный анализ готовности образовательных организаций разного типа к обучению школьников с церебральным параличом // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2015. — Т. 3. — № 4. — С. 14-27.
5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Мануйлова В.В., Гусейнова А.А., Холоднова Л.Ф. Результаты мониторинга специальных условий инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2017. — Т. 5. — № 6. — С. 34-40.
6. Мануйлова В.В. Моделирование практико-ориентированной среды в системе подготовки кадров по направлению «специальное (дефектологическое) образование» // Специальное образование. — 2016. — № 1 (41). — С. 85-93.
7. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство / О.Г. Приходько и др. — М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. — 102 с.
8. Яковлева И.М. Педагогические технологии инклюзивного образования младших школьников с ограниченными возможностями здоровья // Начальная школа. — 2019. — № 7. — С. 61-64.
9. Prikhodko O., Manuylova V., Huseynova A. and Yugova O. Recent trends in the development of lifelong inclusive education of persons with disabilities in the Russian Federation // Trends in the Development of Psycho-Pedagogical Education in the Conditions of Transitional Society (ICTDPP-2019). 22 November 2019. – SHS Web of Conferences 70, 10007 (2019). DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/20197010007