УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ТРУДНЫМИ И НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ: ИЗ ОПЫТА А.С. МАКАРЕНКО
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрываются ведущие положения педагогической концепции А.С. Макаренко по учебно-воспитательной работе с трудными и неуспевающими учащимися, даются методические рекомендации по учебно-воспитательной работе.

Ключевые слова:
связь методики воспитания и методики образования (преподавания), система влияния на ребенка, практические цели учебно-воспитательной работы, психическое состояние школьника, его индивидуальности, параллельное педагогическое действие, принцип перспективности обучения
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Научные основы учительского опыта А.С. Макаренко ещё глубоко не исследованы, но можно с уверенностью сказать, что приобретенный дореволюционный опыт (1905−1916 гг.) в советский период его деятельности приобрел стройную педагогическую концепцию в колонии им. М. Горького и в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского. Учебно-воспитательная работа с трудными и неуспевающими учащимися имела у А.С. Макаренко свою методику и технологию. В основе этой методики был положен принцип: максимально активизировать и развивать творческие и познавательные силы учащихся, которые по разным причинам потеряли интерес к учебе.

Рассмотрим наиболее продуктивные рекомендации А.С. Макаренко по ликвидации педагогической запущенности учащихся. Положительное отношение школьников к получению знаний, прежде всего, обеспечивалось:

созданием правильной системы влияния на ребенка (I);

– постановкой практических целей учебно-воспитательной работы (II);

– при помощи изучения психического состояния школьника и его индивидуальности (III);

–применением параллельного педагогического действия (IV);

–применением принципа перспективности обучения (V).

 

I. Создание правильной системы влияния на ребенка

 

Для работы с трудными и неуспевающими учащимися, прежде всего, необходимо создавать правильную систему влияния на ребенка в школе, а через неё – в семье. На правильную систему такого влияния оказывают действия «живого» (человеческого) и «мертвого» (материального) факторов. Любое влияние на ребёнка обязательно должно преследовать определенную учебно-воспитательную цель.

А.С. Макаренко считал, что в неуспеваемости учащихся, прежде всего, виновата среда: семья, школа, общественность, поэтому благополучную систему влияния на детей необходимо решать совместными усилиями.

Пробудить влечение к знаниям, повысить успеваемость, изжить второгодничество помогает авторитет учебного заведения. Внешняя общественная среда оказывает не всегда положительное влияние на ребенка (это касается и СМИ, и Интернета), поэтому первостепенная задача поднять авторитет школы в глазах самих школьников, их семей и общественности.

Школа должна стать привлекательной и желанной для каждого школьника, а учителя должны осваивать педагогическое мастерство и педагогические технологии. Не случайно А.С. Макаренко добился права самому подбирать персонал, а свои требования к педагогу выражал словами: «Мне нужен в коммуне такой человек, как Весич: умный, умеющий замечательно ладить с ребятами и держать их в руках, много знающий и трудолюбивый» [3, с. 45-47].

Для создания правильной системы влияния на ребенка педагогический коллектив должен придерживаться следующих принципов:

1) вера в «неиспорченность» каждого ребенка и заинтересованность в его судьбе;

2) уважение к личности ученика и высокая требовательность к нему;

3) педагогический оптимизм и проектировка личности;

4) взгляд на воспитанника не как на объект воспитания, а как на полноправного гражданина.

 

II. Постановка практических целей учебно-воспитательной работы

 

Начинать учено-воспитательную работу учитель должен с постановки ясной практической цели: «сделать из этого мальчика или девочки настоящего грамотного и культурного человека, умственно развитого, умеющего работать в команде, полезного гражданина, политически образованного и воспитанного, здорового физически и психически. Эту цель учитель-воспитатель никогда не должен забывать.

Сегодня в проектах национальной программы передовых стран цели и задачи образования определяются следующими критериями (параметрами): «три вида здоровья человека: а) физическое, б) психическое, в) социальное (способность работать в команде, уметь одновременно быть разумным и жестким начальником и дисциплинированным подчиненным); два вида интеллекта: а) формально-логический (критическое мышление), б) живой (творческий); потенциал компетентности ("практичности" или социальной ответственности, т.е. способности доводить до конца начатое дело)» [4, с.38].

Подобные критерии мы находим и в целевых установках А.С. Макаренко.

Как видим, в национальных программах передовых зарубежных  стран приоритет «знаниевой школы» не является единственным критерием, так как главная установка сделана на всестороннее развитие личности (т.е. «развитие человеческого потенциала и капитала»). К сожалению, в современной российской школе приоритет отдается «знаниевой школе» и, естественно, образуется огромный разрыв между учебной и воспитательной работой.

В основе учебно-воспитательной методики А.С. Макаренко лежит принцип: максимальная активизация и развитие творческих и познавательных сил подростков, особенно к тем учащимся, которые по разным причинам потеряли  интерес к учебе.

Воспитание и обучение является единым процессом и подчиняется практическим целям. Поэтому необходимой частью методики учебного процесса на каждом уроке должно стать учение А.С. Макаренко об организации завтрашней радости (радостные перспективы), учение о педагогике параллельного действия, о воспитании чувства ответственности, о детской самодеятельности, о воспитании в коллективе и через коллектив и т.д.

III. Изучение психического состояния школьника, его индивидуальности

 

А.С. Макаренко и его соратники придерживались педагогической заповеди К.Д. Ушинского о том, что учитель, прежде всего, должен знать ребенка во всех отношениях.

Изучая детей, учитель должен:

выявить, какие дети не успевают в результате физических дефектов (зрение, слух и др.) и общего замедленного развития;

знать о перенесших заболеваниях ребенка;

уметь видеть психически и физически здоровых школьников, к которым можно повысить требования;

знать личность каждого своего ученика, его индивидуальные особенности, интересы, увлечения, уровень усвоенных им на уроках знаний;

не подходить к детям как к трудным, социально запущенным и не делить учащихся на способных, средних и «трудных».

Знание индивидуальных особенностей каждого школьника, его психической структуры, внешней среды его жизни и развития в семье позволяет найти верные методы преодолевать психическое сопротивление ребенка (например, нежелание учиться), помогает успешному развитию его творческих способностей и обеспечивает успех школьного обучения и воспитания.

Создавая творческую атмосферу созидания на уроке, поддерживая доброжелательный мажорный тон отношений в классе, учитель улучшает общее психическое состояние школьников.

Каждый педагогический прием должен характеризоваться созданием новой стимулирующей ситуации, которая порождает в отстающем школьнике новые чувства и мысли, заставляет его измениться к лучшему, по-новому взглянуть на неудачи в учебе. Педагогическое мастерство учителя заключается в том, чтобы каждый школьник смог под его руководством воспринять, осмыслить и крепко усвоить новые знания. Нельзя недооценивать учебный труд ребёнка, нужно учитывать, что, успешно обучая, учитель и воспитывает гражданина Отечества.

А.С. Макаренко наблюдал у неуспевающих воспитанников тяжелые и опасные проявления характера, вредные привычки, которые, как показала практика, можно было исправить только при помощи крепкого коллектива. Лучшим воздействием на такого воспитанника является не прямое (косвенное) воздействие на него, а через коллектив, т.е. через параллельное педагогическое действие.

 

IV. Параллельное педагогическое действие

 

А.С. Макаренко считал, что педагогика должна быть не прямого, а параллельного педагогического действия.

Педагог-воспитатель должен помнить два правила.

Первое правило: учащиеся понимают, что в школе их учат и воспитывают, но они «не любят подвергаться специальным педагогическим процедурам и тем более не любят, когда с ними бесконечно говорят о пользе воспитания, морализируя каждое замечание».

Второе правило: «Сущность педагогической позиции воспитателя должна быть скрыта от воспитанников и не выступать на первый план. Воспитатель, бесконечно преследующий воспитанников явно специальными беседами, надоедает воспитанникам и почти всегда вызывает некоторое противодействие» [3, с. 323].

Согласно этим правилам, каждый ученик и каждый педагог-воспитатель (как старший товарищ), являясь членами общешкольного коллектива, борются за авторитет и процветание школы.

Замечая недостатки ребенка и трудности в учебе, педагог-воспитатель должен немедленно помочь ему практическим действием и советом. Но постоянное морализирование опасно, так как это наиболее кустарные педагогические приемы. Педагог должен действовать не в форме прямого обращения к трудному ребенку или к опасной группировке в школе, а создавать параллельную операцию в самом классе. Именно всему классу говорит он об успехах и неудачах, «о пассивности некоторых товарищей, о вредном влиянии группировки». Тем самым мобилизуется внимание всего класса на этой группировке или по какой-нибудь другой проблеме. «Беседа с самими воспитанниками должна принимать форму спора и убеждения не по прямому вопросу (воспитания), а по вопросу о жизни учреждения, о его работе» [3, с.324].

Учитель-воспитатель вместе с классом борется за отличную успеваемость и выступает как заинтересованный член классного коллектива во всех случаях, когда со всеми учащимися отстаивает правильную общественную позицию. Но если класс «сбивается на неправильный путь», учитель-воспитатель ведет борьбу в самом классе, опираясь на лучших его членов и защищая при этом «не свои педагогические позиции, а, прежде всего, интересы воспитанников и всего учреждения».

Такие действия учителя оказывают сильное влияние на неуспевающих и трудных учеников. Отстающий ученик, совершая агрессивный поступок или нарушая общие интересы, в требованиях классного коллектива не видит каких-либо воспитательных целей.

Такое воздействие на учащегося через коллектив воспитывает и сам коллектив. Этот прием параллельного действия является сложной инструментовкой воздействия на личность школьника. Здесь действенно общественное мнение, так как справедливые замечания и требования одноклассников оказывают более сильное воздействие, чем замечания, идущие от учителя. Здесь требуется систематическая работа учителя-воспитателя по организации классного коллектива, забота о его непрерывном развитии и совершенствовании.

 

V. Принцип перспективности обучения

 

А.С. Макаренко считал, что такие ценности человека, как красота и сила, определяются по типу его отношения к близкой, средней и дальней перспективе. Хрестоматийными стали слова Антона Семеновича о значении перспективы в воспитании личности: «Человек, определяющий свое поведение самой близкой перспективой, есть человек самый слабый. Если он удовлетворяется только перспективой своей собственной, хотя бы и далекой, он может представляться сильным, но он не вызывает у нас ощущения красоты личности и ее настоящей ценности. Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек красивее и выше…» [3, с. 311].

Технология перспективных линий находит своё применение в преподавании учебных предметов. Она должна приносить ребенку радость познания нового. Неслучайно А.С. Макаренко неоднократно повторял: «Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворить более простые виды радости в более сложные и человечески значительные. Здесь проходит интересная линия: от простейшего примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга» [3, с. 311].

«Воспитать человека – писал А.С. Макаренко, – значит воспитать у него перспективные пути». Методика этой работы проста:

 1) организация новых перспектив;

 2) использование уже имеющихся перспектив;

3) постепенная постановка более ценных перспектив.

Сегодня учителю необходимо овладеть технологией перспективности обучения и, прежде всего, пробудить у учащегося радость познания учебного предмета.

Воспитанники А.С. Макаренко не только были увлечены познанием сложных для них предметов, но и видели в этом перспективные пути своей будущей профессии. Бывший коммунар И.Д. Токарев вспоминал:

«Хорошие у нас были учителя. Иногда даже спорил с преподавателями. Изучаем тригонометрию: синус альфа, косинус бета. Начинаем решать задачки − не получается целое число, а, допустим, четыре и три в периоде. Я спрашиваю: что это за наука? Прибавляем, отнимаем, умножаем — всегда целые числа, а тут… Учительница мне: оставайтесь после занятий. Начинает объяснять: "Вот доска. Вы будущий командир. Здесь течёт речка. Вы на этой стороне, противник — на другой. Вам нужно артиллерией поразить эту цель. Какой прицел? Какое расстояние до цели? Вы же не пойдёте измерять расстояние? А с помощью тригонометрии мы измерим это расстояние". Я спрашиваю: "Как же вы измерите?". Она: "Проведём базу на вашей стороне. Теодолитом измерим этот угол и по одной стороне и углу определим расстояние до цели". Тогда я и понял эту науку, тригонометрию. Вечером, уже в темноте, я залез на телеграфный столб, опустил катушку ниток, мы с Мишей замерили расстояние, а днём измерили тень. И всё подтвердилось. Я увлёкся этой наукой. Нам задавали по три задачки из учебника, а я решал все от начала до конца» [1, с.116-117].

Таким образом, опыт А.С. Макаренко доказывает, что успешность учебно-воспитательной работы с трудными и неуспевающими учащимися, прежде всего, обеспечивается созданием правильной системы влияния на ребенка, постановкой ясных практических целей, знанием психического состояния школьника и его индивидуальности, использованием параллельного педагогического действия и закона перспективных линий (принцип перспективности обучения).

Список литературы

1. Воспитанники А.С. Макаренко. Иван Токарев / В.М. Опалихин. – Челябинск: Изд-во Челябинского ИРПО, 2014. – 313 с.

2. Макаренко А.С. Педагогические поэмы: «Флаги на башнях», «Марш 30 года», «ФД-1» / Сост., вступ. ст., примеч. С.С. Невская. – Москва: Издательство ИТРК, 2013. – 656 с.

3. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. – Москва: Педагогика, 1983-1986.

4. Невская С.С. Вклад М.Н. Скаткина, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко в развитие и формирование человеческого и социального капитала / Отечественная и зарубежная педагогика. – 2015. – №6. – С.36-52.

Войти или Создать
* Забыли пароль?