Московский педагогический государственный университет
студент
В статье рассмотрена проблема формирования универсальных учебных действий на этапе адаптации первоклассника к школьному обучению. Проанализированы важнейшие моменты процесса адаптации, основные изменения в жизни ребёнка с первого прихода в школу. Дана характеристика УУД (универсальных учебных действий), формируемых в период адаптации, определение адаптации и психолого-педагогического сопровождения ребёнка на этапе адаптации. В статье затронута тема проведения эффективного процесса адаптации первоклассника. Выявлена и обоснована необходимость в одной из важнейших целей начального образования − формирование навыков учебной деятельности. Статья подготовлена под научным руководством д-ра пед. наук, профессора МПГУ Веретенниковой Людмилы Кузьминичны.
адаптация, адаптационный период, дезадаптация, учебная деятельность, классификация универсальных учебных действий, метапредметные универсальные учебные действия
Одним из самых значимых этапов в жизни каждого первоклассника становится поступление в школу. Образовательное учреждение всегда вносит кардинальные изменения в привычный образ жизни школьника. Школа в корне перестраивает весь распорядок жизни первоклассника. Нововведения касаются и формы деятельности детей. На смену игре приходит новый, главный и не менее важный вид деятельности – обучение.
В школе детям предстоит освоить новую социальную роль ученика, овладеть новым видом деятельности и новыми школьными требованиями, а также познакомиться с новым коллективом и учителями. Новейший, сложнейший и ответственейший режим дня ожидает наших первоклассников, что предполагает ознакомление их с тайм-менеджментом.
Дубровина И.В. определяет адаптацию как процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, новым условиям жизни.
Адаптация к школе − перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное − к дезадаптации.
Проблема адаптационного периода занимает значимое место в различных педагогических и психологических исследованиях, посвященных готовности ребенка к школе и обучению первоклассников, данная проблема нашла отражение в трудах Божович Л.И., Макаренко А.С., Выготского Л.С., Абрамовой Г.С., Дубровиной И.В, Ильина Е.П., Гумеровой А.Р., Ковалевой Г.С., Обуховой Л.Ф., Эльконина Д.Б., Сорокиной В.В. и др.
Проблема адаптации у детей первого класса к обучению является очень важной не только для педагогики образования, но и для психологии. Ведь от того, как пройдет социально-педагогическое приспособление первоклассника к учебному процессу, насколько успешно пройдет первый год обучения и будет зависеть успешность взаимоотношения, как с педагогами, так и со сверстниками. Но главное – это способность личностного и социального развития.
Образовательное учреждение и школьники, поступившие в первый класс, взаимно адаптируются друг с другом. Первый год обучения решает порой всю дальнейшую школьную жизнь ребенка, в этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Поэтому важно знать индивидуальные особенности ребёнка.
Успешность адаптации первоклассника к школе есть достижение определенного уровня развития не только в физиологическом, интеллектуальном, эмоциональном, но и в социальном отношении. Показатели успешности адаптации ребёнка к школе:
- положительное отношение ребенка к школе;
- принятие школьных норм и правил поведения;
- сформировать мотивацию учения;
- эмоциональное самочувствие ребенка положительное;
- формирование адекватного поведения;
- состояние здоровья ребёнка.
Учитель должен знать темпы и показатели неуспешности адаптации ребёнка к школе.
Какие отрицательные реакции ребёнок проявляет в первые 2 месяца адаптации?
Чрезмерное возбуждение, агрессивность, заторможенность, депрессия, плохой сон, страх, снижение аппетита, нежелание идти в школу, вялость и утомляемость.
Критерии благополучной адаптации ребёнка:
- динамика работоспособности;
- состояние здоровья;
- хорошее усвоение учебной программы;
- установление контакта с одноклассниками и учителями;
- адекватное поведение;
Педагогическая диагностика – это изучение личности, индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации и его основных функций, которые позволяют:
- определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков;
- выявить характер трудностей ученика и установить их причины;
- определить уровень овладения учебной деятельностью;
- оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
Педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Успешная адаптация ребенка к школе определяется с помощью следующих методик:
Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин).
Методика Керна – Йерасека (ориентировочный тест школьной зрелости).
Методика «Пьерона – Рузера» (внимание).
Методика исследования мотивации учения (авторская модификация методики М.Р. Гинзбург, И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой) (мотивация).
Методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия) (память).
Методика исследования словесно-логического мышления (по Йерасеку) (мышление).
Методика «Последовательность событий» (Берштейн А.А.) (мышление, речь).
Методика Интуитивный речевой анализ-синтез.
Ниже приведена сводная таблица диагностики и полученные в исследовании результаты.
Таблица
«Готовность первоклассников к обучению в школе»
Уровни развития психических процессов ребёнка |
Высокий |
Средний |
Ниже среднего |
Низкий |
Всего детей |
|||
Произвольное внимание |
11 |
10 |
7 |
0 |
28 |
|||
Мышление |
8 |
15 |
5 |
0 |
28 |
|||
Воображение |
16 |
9 |
2 |
1 |
28 |
|||
Память |
7 |
13 |
8 |
0 |
28 |
|||
Волевая сфера |
15 |
6 |
5 |
2 |
28 |
|||
Мелкая моторика |
10 |
15 |
3 |
0 |
28 |
|||
|
|
|
|
|
|
|||
Уровни готовности к обучению и усвоению учебных навыков |
||||||||
Социально-мотивационная готовность |
14 |
11 |
0 |
3 |
28 |
|||
Познавательное развитие |
||||||||
А) Математические представления |
9 |
14 |
4 |
1 |
28 |
|||
Б) Развитие речи |
15 |
8 |
5 |
0 |
|
|||
|
Завышенная Заниженная Адекватная |
|||||||
Способность к рефлексии (самооценка) |
12 |
10 |
6 |
28 |
||||
Немаловажную роль в период адаптации первоклассников занимает формирование универсальных учебных действий, необходимых для дальнейшего учебного процесса, что поспособствует успешному обучению учащихся в школе, уверенности в своих силах и возможностях.
На важность формирования универсальных учебных действий младших школьников указывали Л.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий.
В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе.
Личностная готовность включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость ребенка. Сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), а также учебных и познавательных мотивов определяет мотивационную готовность первоклассника. Существенным критерием мотивационной готовности является первичное соподчинение мотивов с доминированием учебно-познавательных.
Сформированность Я-концепции и самосознания характеризуется осознанием ребенком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, определенным уровнем развития способности адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества. Эмоциональная готовность к обучению выражается в освоении ребенком социальных норм проявления чувств и в способности регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения.
Внутренняя позиция школьника является возрастной формой самоопределения в старшем дошкольном возрасте (Л.И. Божович). Социальная ситуация развития при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту характеризуется, с одной стороны, объективным изменением места ребенка в системе социальных отношений, с другой стороны, субъективным отражением этого нового положения в переживаниях и сознании ребенка. Именно неразрывное единство двух этих аспектов определяет перспективы и зону ближайшего развития ребенка в этом переходном периоде. Субъективный аспект социальной ситуации развития − внутренняя позиция ребенка − понятие, введенное Л.И. Божович для обозначения совокупной характеристики той системы внутренних факторов, которая преломляет и опосредствует воздействия среды, определяя формирование у ребенка основных психологических новообразований в этом возрасте. Фактического изменения социальной позиции ребенка недостаточно для изменения направленности и содержания его развития. Для этого необходимо, чтобы эта новая позиция была принята и осмыслена самим ребенком и отражена в обретении новых смыслов, связанных с учебной деятельностью и новой системой школьных отношений. Только благодаря этому становится возможной реализация нового потенциала развития субъекта. Внутренняя позиция выступает центральным компонентом структуры психологической готовности к школе, определяя динамику освоения ребенком действительности школьной жизни. Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности, характеризующее сформированность внутренней позиции школьника, исследовали такие ученые, как М.Р. Гинзбург, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, А.З. Зак, Т.А. Нежнова, К.Н. Поливанова, Д.Б. Эльконин. Непринятие нового социального статуса и роли ученика, незрелость школьной мотивации, двойственное, а в некоторых случаях негативное отношение ребенка к школе значительно осложняет ход нормативного возрастного развития в младшем школьном возрасте и адаптацию к школе.
Важной, неотъемлемой составляющей образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС является мониторинг формирования и развития метапредметных УУД, который помогает педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата, позволяет учителю оценить эффективность собственной педагогической работы. Также определены основные критерии проверки эффективности формирования УУД (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова), разработаны метапредметные тесты для диагностики УУД (А.Г. Асмолов, Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, Л.Г. Петерсон).
С точки зрения А.Г. Асмолова, феномен «универсальные учебные действия» в широком значении понимается, как умение учиться, т.е. способность субъекта саморазвиваться и самосовершенствоваться путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Теперь ученики активно участвуют в каждом шаге обучения: активно принимают учебную задачу, анализируют способы её решения, выдвигают версии, определяют причины ошибок. И школа, и семья должны сформировать мотивацию к обучению. У ребёнка должен появиться личностный интерес.
На этапе адаптации первоклассника, который выступает важным периодом жизни ребенка, происходит переход на принципиально новую ступень его личностного развития. От полноценного проживания этого периода зависит уровень интеллекта, мотивации, желания и умения учиться, уверенности в своих силах. У первоклассника меняется вся система связей с действительностью, происходят серьезные изменения в организме, сознании и личности, т.е. наступает переломный момент, которому свойственно приобретение определенных новообразований. Все это является сензитивным периодом для становления мироощущения, необходимых навыков учебной работы, формирования универсальных учебных действий, организованности и саморегуляции. К концу обучения в начальном звене у всех обучающихся по всем учебным дисциплинам должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, выступая основой умения учиться.
Как справедливо утверждает профессор Л.К. Веретенникова: «Внутренними результатами рассматриваются качества ученика, включенные в его образ. Среди них; когнитивные, коммуникативные, ценностно-смысловые, важнейшими мы считаем творческие и креативные» [1,с. 69]. К внешним результатам современного образования «относят создание учеником своеобразных материальных образовательных продуктов, достижений, результатов, в том числе: проекты, сочинения, макеты, картины, модели и др.» [1, с. 70]. Сегодня и в мировом, и в российском образовании «происходят изменения целей, всё ярче проявляется направленность на самореализацию личности, на развитие способностей, творчества, что подчеркивается во ФГОС НОО, ФГОС ВД» [1, с. 71].
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечено, что сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на этапе начального общего образования должна быть определена в завершении обучения в начальной школе, а начало длительного процесса закладывается на этапе адаптации ребенка к школе, педагогические условия эффективности повтора и заложены в данное исследование.
1. Веретенникова Л.К. Развитие творческого потенциала младших школьников.[Текст] / Л.К. Веретенникова. – Москва: МПГУ, 2020. – 98 с.