Россия
Астрахань, Россия
Выделены ключевые факторы развития транспортно-логистической отрасли в условиях цифровой трансформации общества. Показано, что имитационная модель может быть рассмотрена как цифровой двойник транспортно-логистической системы. Дано определение транспортно-логистического проекта, а также выделены его основные (производство/доставка грузовых мест на склад/терминал, погрузо-разгрузочные работы с грузовыми местами, хранение грузовых мест, транспортировка грузовых мест) и дополнительные (переработка/реконструкция грузовых мест, движение денежных средств) процессы. Детально рассмотрен технологический процесс планирования и реализации транспортно-логистического проекта. Отмечены специфические особенности транспортно-логистического проекта, включающего множество стохастических факторов, обуславливающие необходимость применения методов имитационного моделирования. С точки зрения теории организационных систем предложена структура системы управления транспортно-логиcтическим проектом. Детально описаны и структурированы управляемые субъекты – процессы транспортно-логистического проекта. Выделены управляющие воздействия, параметры внешней среды и состояния транспортно-логистического проекта. Построена модель принятия решения управляемыми субъектами. Отмечено, что величина эффективности управления определяется выбранной стратегией развития транспортно-логистического проекта. На основе системного анализа процессов рассмотрен пример имитационной модели транспортного-логистического проекта по доставке оборудования для ветроэнергоустановки. Приведено описание субмоделей имитационной модели в соответствии с разработанной обобщенной структурой управления транспортно-логистическим проектом. Проведены эксперименты, выявлены оптимальные интенсивности производства для транспортного-логистического проекта по доставке оборудования для ветроэнергоустановки.
транспортно-логистический проект, грузовое место, процессы транспортировки, управление, имитационная модель, интенсивность производства
1. Как будут развиваться транспорт и логистика в ближайшем будущем? Обзор тенденций и факторов развития отрасли на основе ежегодного опроса топ-менеджеров зарубежных компаний, проведенного PwC. URL: https://glonassgps.com/kak-budut-razvivatsa-transport-i-logistika-v-blizajsem-budusem (дата обращения: 20.04.2021).
2. Цифровая трансформация. URL: https://www.sap.com/cis/insights/digital-transformation.html (дата обращения: 20.04.2021).
3. Петров А. В. Имитация как основа технологии цифровых двойников // Вестн. Иркут. гос. техн. ун-та. 2018. Т. 22. № 10 (141). С. 56–66.
4. Левитин И. Е., Майборода В. П. Цифровая экономика в задачах управления и экспертной оценки транспортно-логистических проектов и процессов их жизненного цикла // Качество. Инновации. Образование. 2017. № 7 (146). С. 71–76.
5. Hermann M., Pentek T., Otto B. Design principles for industrie 4.0 scenarios // 2016 49th Hawaii International Conference on System Sciences (HICSS) (5-8 Jan. 2016). Article 7427673. P. 3928–3937. DOI: 10.1109/HICSS.2016.488.
6. Serrano-Hernandez A., Faulin J., Hirsch P., Fikar C. Agent-based simulation for horizontal cooperation in logistics and transportation: From the individual to the grand coalition // Simulation Modelling Practice and Theory. 2018. V. 85. P. 47–59.
7. Кулаков А. Д., Дмитриев В. А., Салогубова Е. В. Существующие подходы к оценке социально-экономических эффектов от реализации транспортно-логистических проектов // Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Т. 1. № 1 (109). С. 63–70.
8. Пятаев М. В. Оценка ожидаемой эффективности проектов создания транспортно-логистических центров // Регион: экономика и социология. 2009. № 3. С. 198–211.
9. Нырков А. П. Автоматизированное управление и оптимизация технологических процессов в транспорт-ных узлах: дис. … д-ра техн. наук. СПб., 2003. 304 c.
10. Бурков В. Н., Губко М. В., Коргин Н. А., Новиков Д. А. Теория управления организационными системами и другие науки об управлении организациями // Проблемы управления. 2012. № 4. С. 2–10.
11. Burkov V. N., Korgin N. A., Novikov D. A. Control mechanisms for organizational-technical systems: problems of integration and decomposition // IFAC-PapersOnLine. 2016. V. 49–32, P. 001–006. DOI.org/10.1016/j.ifacol.2016.12.180.
12. Новиков Д. А. Теория управления организационными системами. М.: Изд-во МПСИ, 2005. 584 с.
13. Макаренко А. Введение в сетецентрические ин-формационно-управляющие системы. URL: http://www.rdcn.ru/estimation/2010/03042010.shtml (дата обращения: 20.04.2021).
14. Ханова А. А. Принятие управленческих решений на основе мультиаспектного интегрированного моделирования сложных систем // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Управление, вычислительная техника и информатика. 2016. № 4. С. 99–108.
15. Protalinskiy O., Khanova A., Shcherbatov I. Simulation of Power Assets Management Process // Studies in Systems, Decision and Control. 2019. V. 199. P. 88–501.
16. Bondareva I. O., Shendo M. V., Luneva T. V., Khanova A. A. Logical-probabilistic and simulation modeling as a toolkit for complex analysis and risk management of a cargo port // E3S Web of Conferences. TPACEE-2020. 2020. V. 224. P. 02027. DOI.org/10.1051/e3sconf/202022402027.
17. Hartmann S. Generating scenarios for simulation and optimization of container terminal logistics // OR Spectrum. 2004. V. 26. P. 171–192. DOI.org/10.1007/s00291-003-0150-6.
18. Silva V. M. D., Novaes A. G. Analysis and simulation of collaboration policies among manufacturing industries and its effects on the maritime transportation cost // Marine Systems & Ocean Technology. 2017. V. 12. P. 65–79. DOI.org/10.1007/s40868-017-0024-4.
19. Durán J. M. What is a Simulation Model? // Minds & Machines. 2020. V. 30. P. 301–323. DOI.org/10.1007/s11023-020-09520-z.
20. Mazza R. M. Simulation-based optimization in port logistics // 4OR-Q J. Oper. Res. 2012. V. 10. P. 313–314. DOI.org/10.1007/s10288-011-0184-6.