Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье поднимается актуальный на сегодняшний день вопрос формирования экосознания у жителя современного мегаполиса через городскую среду. Авторы исследования провели анализ предпосылок появления экокластеров в существующих общественных пространствах города Уфы. Используя опыт в формировании отечественных и зарубежных экологичных общественных пространств, а также опираясь на теоретические труды по формированию «личного» публичного пространства, авторы предлагают кластерную модель «лично-публичной» системы общественных экопространств города Уфы. Основой модели послужили социо-пространственные паттерны взаимоотношений горожан на различных масштабных уровнях в системе публичных пространств города. В модели заложены принципы и методы проектирования общественных пространств на всех уровнях в соответствии с авторской концепцией «дом-мир». Предложенная модель описывает иерархическую многоуровневую систему общественных экопространств, встроенных либо в существующие общественные пространства города Уфы, либо активизирующие ресурсные и потенциальные локации города. В модели заложен принцип партисипации как условия развития и жизнестойкости экопространств города. Авторы рассматривают горожанина города как активного соучастника формирования экопространств через экопрактики. В структуре модели заложен аспект ментальной особенности восприятия пространства как «дома», то есть личного, приватного, и как внешнего «мира», то есть стороннего, окружающего «дом». Модель предполагает не только масштабируемость экопространств, но и различную степень восприятия жителями города уровня приватности этих пространств. Принципы формирования экопрастранств, заложенные в модели, обусловлены стремлением расширить понятие «дом» до границ города. Каждый уровень модели представлен через социально-функциональный сценарий экопространства, входящего в экокластер Уфы, и визуализирован в виде вариативного проектного решения для города.

Ключевые слова:
экоревитализация, устойчивое развитие, общественное пространство, экокластер, экопросвещение, зеленый город, устойчивый город.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. Современные тенденции развития Уфы заключаются в большей степени в изоляции городской среды от природной: обширные зеленые территории Уфы не несут рекреационных функций и обладают низким уровнем благоустройства. Деградация уникальных природных ландшафтов, загрязнение воздуха, водных и прибрежных ресурсов, проблемы утилизации бытовых отходов, появление в городе заброшенных, необлагороженных и пустующих территорий, превращающихся в замусоренные маргинальные пространства и несанкционированные парковки, – последствия формирования города как крупного промышленного центра [1–3].

Научно-техническая революция показала новый возможный путь – коэволюция природы и общества, в которой экологический фактор становится катализатором переосмысления социальной ценности природы, поиска способов реорганизации общественной жизнедеятельности, новых форм эковоспитания горожан, переориентации их мировоззрения, творческой и социальной активности на решение экологических проблем. В городской среде экопреобразование может начаться с общественных пространств.

Достичь этих целей будет возможно с помощью создания системы экокластеров. Кластерный подход выбирается как наиболее прогрессивный: общая открытая среда, сочетающая в себе бизнес, образование и культуру, направлена на создание новых взаимоотношений и обмен инновационными идеями. Экоосознанность – это новая культура, которая станет основной идеей экокластеров и поможет оздоровить городское пространство, создать экопозитивную обстановку в городе, в которой люди смогут реализовать свои инициативы и развить экопривычки, осознать свои возможности и свою ответственность в формировании городской среды [1–4].

Целью данной статьи является выявление системного кластерного подхода для формирования экологических общественных пространств города на примере крупного мегаполиса Уфы, а также определение общего принципа работы этой системы как единой экокластерной модели. Объект исследования – общественные пространства города Уфы, имеющие явный и скрытый экопотенциал. Предмет исследования – система экокластеров в структуре города Уфы.

Задачи исследования:

- выявить систему общественных пространств города как единой модели взаимосвязанных экокластеров;

- определить принцип работы экокластерной модели общественных пространств города.

Материалы и методы. Характерной особенностью последнего десятилетия является применение в исследовании междисциплинарного подхода. Авторы рассматривают город как сложный социокультурный организм, постоянно развивающийся и интегрирующий системы отношений своих горожан. В исследовании применялись комплексный, ландшафтно-экологический подходы, а также элементы подходов из гуманитарных наук, таких как социология и городская антропология [5]. Взаимовлияния формы, образа и социокультурной наполненности общественного пространства на характер поведения человека в публичном пространстве изучено в работах Сета М. Лоу, В. Глазычева, К. Линча, Я. Гейла [5–8] и других. Рассмотрение городской среды в единстве внешних и внутренних связей, заведомо предполагающих вариативность форм, выявление структурности связей города (функциональных, социокультурных, социопространственных, социоэкологичных и прочих) представлено в работах структуралистов, таких как К. Леви-Строс, Р. Барт [9, 10], а также в методике проектирования, предложенной К. Александером через формирования структурных связей «открытой системы города», названной им системой городских паттернов [11–13]. Изучение вопроса городской среды как архитектурного контекста для проектирования и реконструкции территории, сохранение культурных кодов среды, а также внедрение уже существующих культурных кодов в формирование новых общественных пространств города, представлено в работах Т.А. Смолицкой, А.В. Крашенинникова, П. Родькина, Д. Замятина, В.А. Нефедова, Р. Транчика [14–18]. Вопрос городской морфологии и характера землепользования внутри городской территории представлен в трудах М. Конзена, Л. Мамфорда [19, 20]. Вопросы этики использования природных ресурсов и гармоничного «симбиоза» человека и природы были поставлены и проработаны в трудах А. Леопольда, Я. Мак-Харга [21, 22], а также В. Вернадского с точки зрения «разумного», патерналистического отношения к Земле и человека как части экосистемы планеты [23].

В исследовании были использованы методы градостроительного, ретроспективного и графоаналитического анализа, фотофиксация.

Основная часть. Для развития Уфы как современного экоустойчивого города необходимо не только оздоровить и ревитализировать городскую среду, но и развить стойкую экосознательность у его жителей таким образом, чтобы это было комфортно, естественно и не вызывало отчуждения [2]. В системе пространств города именно общественные пространства, как места публичной активности и взаимовлияний всего «городского» [6] и горожанина, в рамках исследования рассмотрены как потенциальные локации размещения экопространств внутри них.

На основе анализа ресурсов Уфы и опыта формирования общественных экопространств мира и России были выявлены необходимые основные пять видов публичных пространств на территориях города: микро-, мини-, миди- и суперкластеры, а также связи между ними.

К микрокластерам относятся территории дворовых пространств, миникластеры расположатся на территориях школ. Мидикластеры включат в себя различные центры микрорайонов и районов: парки, скверы, университетские пространства. Территории суперкластеров охватят наиболее крупные и наиболее проблемные места Уфы: лесопарки, загрязненные промышленные территории, протяженные овраги, прибрежные территории. Связь между ними обеспечат линейные экопространства: улицы, бульвары, аллеи, которые послужат переходными рекреационными территориями.

Для наиболее четкого формирования структуры системы экокластеров и удобства ее понимания была разработана вертикально-горизонтальная концепция «дом-мир» [24]. Концепция отражает последовательную сценарность жизни человека в новых общественных пространствах с заботой о его комфорте. «Дом-мир» – это путь развития человека через городскую среду [3].

Подсистемы «дом» и «мир» отличаются разными подходами к формированию пространств, сценариев и функций внутри них, при этом такой контраст создает возможность максимально разнообразного и выгодного использования территорий (рис. 1).

Подсистема экопространств «дом» с вертикальной иерархией взаимодействия. Подсистема «дом» – это локальные общественные пространства с трехуровневой вертикальной ментальной и функциональной связью между собой, включающей территории дворов, школ и общественных центров микрорайонов. Концепция «дома» состоит в «поэтапности» (продвижению вверх по этажам) образования у человека экопривычек и реализации экоинициатив в городской среде. Система включает в себя три последовательных уровня: пространство эколичности, пространство экотрансформаций и пространство экосоциализации [26, 29].

Пространство эколичности формируется как локальное место с самой высокой степенью приватности, это зона комфорта человека с ограниченным количеством социальных взаимодействий. В таком пространстве с низкой степенью непредсказуемости возникает максимально тесная психологическая связь между средой и человеком. На степень комфорта человека в его личном пространстве влияет глубина вторжения в знакомые ему процессы и сценарии. Для того, чтобы не нарушить изначальную привязанность, в пространстве эколичности предлагается деликатное внесение экорешений, которое бы оздоравливало существующие процессы, направляя их в «зеленое» русло, при этом не изменяя глобально их сути и не добавляя кардинально новый и незнакомый функционал [27, 28].

 

 

Рис. 1. Концепция формирования системы экокластеров «Дом-мир»

 

К таким эковнедрениям можно отнести:

–   увеличение биоразнообразия кустовых и цветочных растений;

–   применение дорожных экопокрытий только в местах, требующих замены или обновления существующих;

–   оборудование тактильной экоплитки для людей с ОВЗ;

–   установка уличного освещения на солнечной энергии;

–   структурирование и зонирование мест для цветочных посадок жителей двора, инициативное создание грядок, низких ограждений и ящиков для растений из вторичных материалов;

–   озеленение общих внутриподъездных площадок с помощью растений самих жителей;

–   оборудование балконных садов по выращиванию микрозелени и съедобных растений;

–   размещение горшковых хвойных растений, которые в новогодние праздники жители забирают домой и наряжают, а после снова возвращают в открытую среду;

–   установка контейнеров компостинга с возможностью использования сырья для удобрения дворовых растений и других нужд;

–   установка контейнеров сбора вторсырья вместо контейнеров смешанного сбора и оборудование пространства для возможности сортировки на улице;

–   установка табличек с информацией о сортировке вторсырья и компостировании;

–   размещение стеллажей фримаркета – обмена вещами, фудшеринга – обмена продуктами в подъездах и во дворах;

–   строительство детских экоплощадок из вторичных экологически чистых материалов с возможностью зимнего использования;

–   возведение каркасных павильонов, мест отдыха из вторсырья (старых деревянных оконных рам, досок) и фасадных ячеек Гретцеля (генерация солнечной энергии для освещения дворового пространства в темное время суток);

–   проведение «соседских вечеров» по обсуждению проблем дворовых пространств, путей их решения, а также обсуждение новых инициатив и возможностей их внедрения.

Первая ступень системы «дом» решается как разделенные по функциональным зонам камерные пространства, создающие «квартиры» с «комнатами» со своими сценариями внутри: «комната» садоводства, «комната» отдыха и общения с соседями, детская «комната», «комната» сортировки вторсырья и т.д. Разработка наполнения каждого двора осуществляется с участием жителей (рис. 2).

Второй уровень системы «дом» – это пространство экотрансформаций, что относится и к организации самих пространств, и к трансформации экосознательности человека.

Новая ступень системы – это движение от базовых потребностей, которые остаются удовлетворенными после «прохождения» первого уровня «дома», к последовательно возникающим потребностям в получении нового опыта (физического и ментального) и знаний. Пространство экострансформаций расширяет границы «личного», включая новые социальные связи и совместные активности, необходимые человеку для «прохождения» данного этапа [24].

Кластеры экотрансформаций образуются на базе территорий школ, формируя локальные общественные пространства для жителей квартала. На данный момент несмотря на то, что каждый житель имеет право заниматься спортом, гулять с детьми и без на школьной территории, знает об этом далеко не каждый, так как эти территории ассоциируются с заборами, за границу которых нельзя проникать. Экокластеры второго порядка системы «дом» возрождают школьные пространства, привлекая жителей экоспортивными и образовательными зонами.

 

 

Рис. 2. Экопространство двора

 

Трансформация пространств школ будет происходит следующим образом:

–   демонтаж ограждений и использование их как основы для создания трансформируемых пространств и МАФов;

–   монтаж тактильной экоплитки для повышения инклюзивности пространств;

–   проектирование переносных трансформируемых мультифункциональных конструкций из металла ограждений для создания пространств опытов, обсуждений, возведения теплиц, грядок и т. д.

–   создание городских минизон экологического туризма на озелененных пространствах с деревьями и кустарниками, где в весенне-летне-осенний сезон возможно изучение растений и животных (птиц и насекомых) и наблюдение за циклами их жизни, создание опытных площадок посредством переносных МАФов, а в зимнее время оборудование лыжной трассы;

–   установка контейнеров для сбора вторсырья и компостирования с опытной площадкой обучения сортировке отходов;

–   размещение грядок и теплиц с возможностью обучения основам огородничества в городской среде, теплицы предполагают трансформирование каркаса с образованием откидных посадочных мест для проведения лекций (также возможно использование откидных конструкций для временного или постоянного размещения переносных горшков с растениями);

–     возведение трансформируемых трибун возле спортивных площадок, которые также возможно использовать как пространства лекториев и мастер-классов на открытом воздухе;

–     проведение летних (время наименьшей нагрузки на территорию) экопрактик-интенсивов для школьников и всех желающих.

Школьные территории превращаются в постоянно трансформирующиеся пространства, подстраивающиеся под нужды обучающихся детей и взрослых в данный период времени (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Экокластер на территории школы

 

Пространства экосоциализаций – это заключительная ступень локальных пространств в системе «дом». Это пространства соучастия с высокой степенью непредсказуемости, где наполнение и результат деятельности зависит от целой группы людей [30].

Эти пространства развиваются как центры микрорайонов на базе скверов, парков, территорий университетов и т.д. с бо́льшим потоком стечения людей. Пространственно от двух предыдущих уровней они отличаются в первую очередь открытостью и проницаемостью, предоставляя посетителям свободу действий.

Ступень экосоциализации – это место дискуссий, совместной работы, применения опыта и реализации творческого потенциала (рис. 4).

 

 

Рис. 4. Пространство локального центра микрорайона

 

Развитие территорий предполагается следующим образом:

–   оборудование поверхностей для возможности передвижения лиц с ОВЗ с помощью тактильных экоплиток, а также введения тактильных указателей;

–   организация площадок и мероприятий для создания временных павильонов и инсталляций из вторичного сырья, мусора и других материалов, привлекающих внимание к ответственному обращению с ресурсами;

–   размещение веганских кафе и ресторанов, выращивающих продукцию на собственной территории, либо получающих ее от локальных фермеров;

–   проведение экофестивалей;

–   проведение сезонных ярмарок для локальных производителей в качестве программы поддержки малого бизнеса;

–   благоустройство рекреационных зон для отдыха и пикников;

–   создание зон коворкинга с проницаемыми минипавильонами на солнечной энергии;

–   создание детских игровых экокомплексов, использующих ландшафт и зеленые насаждения.

Экосвязи – нити, соединяющие экопространства между собой и полностью пронизывающие город. Такими связями являются улицы, бульвары и аллеи (рис. 5).

 

 

Рис. 5. Экосвязь

 

Для их экологизации предлагается проведение следующих мероприятий:

–   использование экопокрытий при ремонте и замене существующих;

–   организация сети выделенных велодорожек в качестве программы поддержки зеленого транспорта;

–   введение меловой ботаники при использовании долговечных материалов для экопросвещения горожан;

–   очистка загрязненных территорий;

–   введение современного благоустройства, установка малых архитектурных форм из экологически чистых и вторичных материалов;

–   установка панелей экоинформирования о состоянии городской среды;

–   увеличение количества и качества озеленения;

–   введение мобильного озеленения;

–   замена остановочных павильонов на «умные» павильоны, работающие от солнечной энергии;

–   введение освещения на солнечных батареях;

–   использование системы ливневых садов;

–   возвращение в Уфу самого экологичного вида транспорта – трамваев, восстановление связи между южной и северной частями города, прокладывание новых маршрутов.

Подсистема экопространств «мир» с горизонтальной иерархией взаимодействия. Подсистема «мир» представляет собой общественные пространства с горизонтальной связью между собой. Это суперкластеры, каждый из которых является индивидуальной уникальной единицей в городской среде, транслирующей одну из глобальных мировых экологических проблем (лесопарковые территории как проблемы обезлесивания, набережные – загрязнение водных ресурсов и т. д.) и пути её решения. Это пространства экоглобализации [31, 32].

Суперкластеры – это большие общественные пространства, сочетающие в себе широкий функциональный и сценарный набор (в том числе и систему организации пространства вида «дом» в переработанных вариациях), для жителя – финал формирования экоосознанности с переходом с локального уровня на глобальный с переключением на мировой опыт решения масштабных проблем.

Один из видов суперкластеров – это промышленный кластер (рис. 6), отражающий проблему промышленного загрязнения территорий, воздуха и др.

 

 

Рис. 6. Промышленный суперкластер

 

Восстановление территории и создание суперкластера будет происходит с помощью следующих мероприятий:

–   расчистка территории;

–   вывоз и утилизация химических отходов;

–   нейтрализация веществ, сохранившихся в почве, до безопасного уровня;

–   повышение уровня транспортной доступности;

–   использование пригодных вторичных материалов с завода для благоустройства;

–   проведение лекций, воркшопов, фестивалей;

–   восстановления озеленения, введение мобильного озеленения;

–   введение системы городского садоводства;

–   появление детских площадок в промышленном контексте;

–   аренда помещений локальным малым бизнесом;

–   введение рекреационных зон отдыха, зон коворкинга;

–   введение модульной системы благоустройства;

–   устройство центра исследования промышленных загрязнений окружающей среды на базе бывших цехов;

–   организация музея промышленных катастроф.

Прибрежный или водный суперкластер – пространство, связанное с темой загрязнения водных ресурсов и их исчезновения в городской среде.

Для организации водного суперкластера предполагаются следующие экомероприятия:

–   очистка территории от бытового мусора;

–   организация системы дождевой канализации и очистка поверхностного стока;

–   укрепление склонов с помощью системы террас;

–   организация системы каскадных ливневых садов с высадкой очищающих воду растений на склонах оврага;

–   организация безбарьерного доступа к воде;

–   расчистка диких зарослей деревьев, облагораживание растений;

–   сохранение естественного дикого берега;

–   природоохранные мероприятия, касающиеся животного биоразнообразия реки;

–   размещение детской площадки, включающей в себя источники воды, каналы и шлюзы, подпитываемые рекой;

–   организация детской «станции» генерации электричества посредством движения воды;

–   появление сети мостов и пирсов для наблюдения за рекой, взаимодействия с ней, проведения медитаций и йоги на воде;

–   введение модульного благоустройства с отражающими поверхностями, имитирующими отражения в воде;

–   организация информационного павильона из прозрачных материалов с датчиками чистоты воды;

–   организация образовательного центра бережного использования водных ресурсов;

–   проведение эколекций и встреч на тему загрязнения поверхностных вод (рис. 7).

Суперкластер в лесном контексте отражает проблемы обезлесивания, загрязнения территорий, бесконтрольной вырубки деревьев, учащения пожаров (рис. 8).

Преобразование леса в суперкластер будет происходит следующим образом:

–   вырубка сухостойных деревьев, уборка валежника и использование материалов для создания деревянного модульного благоустройства;

–   очистка территорий от мусора;

–   организация большой рекреационной зоны с экопутями, вело-  и лыжными дорожками через ручьи и скалы;

–   организация веревочного парка для детей и взрослых;

–   деревянная детская экоплощадка;

–   обучающая площадка осознанного туризма;

–   открытый музей цикла древесной жизни;

–   центр изучения лесного биоразнообразия и микроорганизмов;

–   введение информирующих табличек;

–   организация детского минизоопарка диких животных, неспособных жить в естественной среде;

–   зона деревянного рукоделия: мастерклассы по созданию домиков/скворечников для животных из древесины;

–   оборудование зоны для выгула собак;

–   арт-объекты, информирующие о теме обезлесивания.

 

 

Рис. 7. Прибрежный суперкластер

 

Рис. 8. Суперкластер на территории леса

 

Суперкластеры, как лицо нового «зеленого образа города», будут привлекательны не только для местных жителей, но и для туристов, поэтому для них особенно важно внедрение узнаваемого дизайн-кода для формирования брендинга города. Единый код может обеспечить система модульного благоустройства [4].

Модули должны отражать экотематику пространств и быть узнаваемыми для Уфы, при этом они должны не только функционально, но и внешне подстраиваться под среду, так как каждый из суперкластеров должен максимально сохранять индивидуальность и визуальную идентичность внутри своей тематики (рис. 9).

 

Рис. 9. Система модулей

 

Для получения четкого сценария проектирования экокластеров на территориях города было необходимо структурировать сформированные методы и принципы.

В приведенной таблице представлены методы создания общественных экопространств в поэтапной системе «дом-мир» (табл. 1).

 

Таблица 1

Методы проектирования экокластеров

Типология метафор экокластеров

Социально-функциональный сценарий

Методология проектирования

«Пространство эколичности» в системе «дом» – территории дворовых пространств

Тихий отдых, общение с соседями. Ежедневное времяпровождение с детьми возле дома. Благоустройство своего двора, уход за растениями. Сортировка вторсырья.

– четкое разделение пространства по камерным функциональным зонам;

– насыщение уличной мебелью, сделанной из вторичных материалов;

– организация детских игровых экоплощадок;

– организация зон сортировки отходов и установка контейнеров раздельного сбора мусора, установка контейнеров компостинга;

– организация зон городского садоводства;

– установка освещения на солнечной энергии.

«Пространство экотрансформаций» в системе «дом» – школьные территории

Обучение экопрактикам – экообразование для школьников и горожан. Ведение городского огородничества. Проведение летних экоинтенсивов для детей и взрослых.

– демонтаж ограждений, использование их в создании трансформируемого благоустройства;

– создание опытных площадок наблюдения за местной флорой и фауной, в зимнее время – пространство для лыжных трасс;

– оборудование грядок и трансформируемых теплиц с пространствами обучения городскому огородничеству;

– возведение трансформируемых трибун для спортивных мероприятий и проведения мастерклассов и эколекций.

«Пространство экосоциализации» в системе «дом» – территории скверов, парков, университетские пространства, внутриквартальные пустыри – центры микрорайонов

Пространство отдыха на открытых территориях. Место для встреч и дискуссий. Пространства коворкинга. Проведение экофестивалей, ярмарок. Место для реализации творческого потенциала.

– установка уличной мебели для проведения экофестов и ярмарок;

– установка павильонов коворкинга, работающих на солнечных батареях;

– организация площадок экоинсталляций и перфомансов;

– благоустройство рекреационных зон отдыха;

– создание игровых детских экокомплексов с использованием ландшафта и зеленых насаждений;

– устройство кафе растительного здорового питания.

«Экосвязь» как переходная линия между системами «дом» и «мир» – улицы, бульвары, аллеи

Временный отдых в рекреационных зонах. Передвижение по городу с помощью «зеленых» видов транспорта.

– организация сети трамвайного сообщения;

– организация обособленных велодорожек;

– установка МАФов из экоматериалов для временного отдыха;

– оборудование системы ливневых садов;

– установка мобильного озеленения;

– установка панелей экоинформирования о состоянии городской среды;

– установка остановочных павильонов, работающих от солнечной энергии.

Суперкластер в системе «мир» – промышленные территории, лесопарки и лесные массивы на территории города, прибрежные зоны, большие особо загрязненные территории

Привлечение туристического потока. Публичные места отдыха и досуга в различном средовом контексте. Экоинформирование горожан о мировых экологических проблемах и наглядные пути их решения.

– включение тех же методов, что используются в программе «дом»;

– очистка территорий;

– модульное благоустройство;

– обустройство тематических детских площадок;

– расположение образовательных и исследовательских экоцентров;

– организация тематических экомузеев;

– установка тематических арт-объектов и информационных табличек.

 

Выводы. Концепция «дом-мир», предлагаемая авторами статьи, является альтернативой сложившегося в Уфе подхода к существующей пространственной организации общественных пространств. «Дом-мир» представляет собой единую динамичную систему новых экопространств, которые оздоровляют и перезапускают публичные городские территории, с максимальной отдачей работают на обеспечение комфорта и включение жителя в среду, а также на развитие Уфы как устойчивого экоосознанного города.

Рассмотренная концепция является основой для работы кластерно-сетевой модели экологичных общественных пространств города Уфы. Предложенная модель системы экопространств является органичным внедрением в повседневные практики горожан Уфы, не противоречит менталитету уфимца, его культурным традициям и представлениям.

Данная модель представляет собой динамичную систему и может развиваться, и совершенствоваться.  В общественных пространствах города закладываются первичные минимальные условия для запуска экопрактик горожан. Сеть экопространств становится частью экосистемы города, и из каждодневных экопривычек способна перерасти в жизненно важную для энергоэффективного и «здорового» функционирования всех городских систем.

Предложенная модель решает следующие городские проблемы Уфы:

- объединяет разрозненные зеленые пространства города (парки, скверы, зеленые бульвары, лесопарки, а также потенциальные ресурсные зеленые территории города) в единую сеть зеленых территорий города;

- экоревитализирует заброшенные и деградированные территории города, включая их в сеть зеленых территорий города, запуская в них процессы экоактивации;

- формирует стабильные условия функционального использования бывших промышленных территорий города;

- расширяет перечень функционального использования сложившихся публичных пространств города, делая их максимально эффективными и востребованными горожанами;

- стабилизирует экологическую обстановку города;

- повышает уровень жизнестойкости Уфы в рамках концепции устойчивого развития городов;

- создает условия для формирования новой экономической ниши малого бизнеса – экобизнеса;

- формирует экоосознаность горожан через личную ответственность его резидентов за свой город;

- формирует особый зеленый культурный код города как элемента культурного ландшафта Уфы.

Список литературы

1. Спирина О.Ф., Ишмухаметова К.В., Десяткина А.В. Актуальность развития системы экокластеров в городе Уфе // Проблемы строительного комплекса России. Материалы XXIХ Всероссийской научно-технической конференции посвященной 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2020. 487 с.

2. Десяткина А.В., Спирина О.Ф., Ишмухаметова К.В. Метод экологического урбанизма в формировании системы экокластеров // Материалы 71-й научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых УГНТУ. Том 2. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2020. 571 с.

3. Ишмухаметова К.В., Спирина О.Ф., Десяткина А.В. Система экокластеров в городе Уфе // Актуальные проблемы науки и техники-2020. Материалы XIII Международной научно-практической конференции молодых ученых. Уфа, 2020. 431 с.

4. Спирина О.Ф., Гайсина А.Х., Шаяхметова К.Р., Актуальность архитектурных подходов в экоревитализации промышленного города // Сб. материалов 70-й Научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых УГНТУ. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2019. № 13. С. 364–367.

5. Сета М. Лоу Пласа. М.: StrelkaPress, 2016. 352 с.

6. Глазычев В. Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды. М.: Наука, 1984. 180 с.

7. Линч К. Образ города / Перевод с англ. В. Л. Глазычева. М.: Стройиздат, 1982. 328 с.

8. Гейл Я. Города для людей. М.: Альпина Паблишер, 2012. 263 с.

9. Леви-Строс К. Структурализм и экология [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gramotey.com/?open_ file=1269082365 (дата обращения: 21.01.2022)

10. Барт Р. Структурализм как деятельность [Электронный ресурс]. URL: http://www. philosophy.ru/library/barthes/struct. html (дата обращения: 21.01.2022)

11. Alexander C.A. The Nature of Order: An Essay on the Art of Building and the Nature of the Universe. Berkeley, Calif.: Center for Environmental Structure, 2002. 697 p.

12. Alexander C.A. The timeless way of buildings. New York: Oxford University Press, 1979. 576 p.

13. Александр К. Язык шаблонов. Города. Здания. Строительство. М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2020. 1096 с.

14. Смолицкая Т.А. Городской культурный ландшафт: традиции и современные тенденции развития. М.: Кн. дом "ЛИБРОКОМ", 2018. 272 с.

15. Крашенинников А. В. Когнитивная урбанистика: архетипы и прототипы городской среды. М.: Курск, 2020. 209 с.

16. Родькин П. Бренд–идентификация территорий. Территориальный брендинг: новая прагматичная идентичность. М.: Совпадение, 2016. 248 с.

17. Замятин Д. Геокультурный брендинг городов и территорий. СПб.: Алетейя, 2020. 668 с.

18. Нефедов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. СПб.: Полиграфист, 2002. 295 с.

19. Conzen M.R.G. Alnwick. Northumberland: a study in town-plan analysis. London: Institute of British Geographers Publication, 1969. 131 p.

20. Mumford L. The culture of cities. London: Secker and Warburg, 1945. 530 р.

21. Leopold A. The land ethic // A sand Country Almanac. NY: Oxford University Press, 1949. Pp. 201–226.

22. McHarg I. Design with Nature. NY: Natural History Press, 1969. 212 p.

23. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2012. 576 с.

24. Шляков А.В. Нарратив Дома в пространстве культуры оседлости и номадности // Вестник КемГУ. 2014. №2 (58) T.2. С. 219–222.

25. Whitehand J.V.R. Urban morphology and planning: the case of fringe belts // Cities. 2004. №21. Pр. 275–289.

26. Лефевр А. Идеи для концепции нового урбанизма // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2. № 3. С. 19–26.

27. Colding J., Barthel S., Snep R., Van der Knapp W., Ernstson E. Urban green commons: insights on urban common property systems // Global Environmental Change. 2013. №23. Pp. 1039–1051.

28. Hopkins M. I.W. The ecological significance or fringe belts // Urban morphology. 2012. №16. Pp. 41–54.

29. Hopkins M. I.W. Reflections on «How we view cities: a green-space enigma? // Urban morphology. 2018. №22. Pp. 75–76.

30. Marcus M. B., Pont L. Towards a socio-ecological spatial morphology: integrating elements of urban morphology and landscape ecology // Urban morphology. 2019. Vol. 23. №2. Pp. 115–124.

31. Forman R., Godron M. Landscape Ecology. New York: Wiley, 1986. 619 p.

32. Dramstad W., Olson J., Forman R. Landscape Ecology Principles in Landscape Architecture and Land-Use Planning. Washington, DC: Harvard University Graduate School of Design, Island Press and the American Society of Landscape Architects, 1996. 80 p.


Войти или Создать
* Забыли пароль?