ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕСОВОЗНОГО АВТОПОЕЗДА ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕКУПЕРАТИВНОГО ПНЕВМО-ГИДРАВЛИЧЕСКОГО СЦЕПНОГО УСТРОЙСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Обоснована необходимость использования с целью повышения производительности вывозки лесоматериалов, лесовозных автомобилей с прицепами. Описаны преимущества применения лесовозных автомобилей с прицепами перед одиночными лесовозными автомобилями. Выполнен анализ научных работ зарубежных авторов в области повышения эффективности лесовозных автомобилей с прицепами. Произведена оценка эксплуатации лесовозных автомобилей с прицепами в существующих условиях вывозки лесоматериалов в РФ. Выявлены негативные факторы ограничивающие эффективность лесовозных автопоездов. Выделен наиболее существенный фактор, который может привести к опасным последствиям, заключающийся в возникновении при резком торможении в сцепном устройстве лесовозного автопоезда критически больших усилий. Рассмотрено изменение тормозных сил мостов лесовозного автомобиля с прицепом при резком торможении, а также три возможных случая взаимодействия при торможении лесовозного автомобиля с прицепом. Предложена перспективная конструкция рекуперативного пневмогидравлического сцепного устройства для лесовозного автомобиля с прицепом.

Ключевые слова:
ЛЕСОВОЗНЫЙ АВТОМОБИЛЬ, ПРИЦЕП, ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКОЕ СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО, РЕКУПЕРАЦИЯ ЭНЕРГИИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ЛЕСОВОЗНАЯ ДОРОГА, ПРОЦЕСС ТОРМОЖЕНИЯ.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

DOI:

 

ccby4

УДК 629.3.-17

 

 

05.22.10 – Эксплуатация автомобильного транспорта

 

 

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ЛЕСОВОЗНОГО АВТОПОЕЗДА

ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

РЕКУПЕРАТИВНОГО ПНЕВМО-ГИДРАВЛИЧЕСКОГО

СЦЕПНОГО УСТРОЙСТВА

 

Improving the

efficiency of the

forest trading

By using a recuperative

pneumatic hydraulic

coupling device

 

Посметьев Валерий Иванович

доктор технических наук, профессор,

профессор кафедры машиностроительных технологий ФГБОУ ВО «Воронежский

государственный лесотехнический

университет имени Г.Ф. Морозова»,

г. Воронеж, РФ

 

Posmetev Valerii Ivanovich

doctor of technical sciences, professor, professor of the department of engineering technologies Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Morozov", Voronezh, RF

 

20061 1Никонов Вадим Олегович

кандидат технических наук, доцент,

доцент кафедры производства, ремонта и эксплуатации машин ФГБОУ ВО

«Воронежский государственный

лесотехнический университет имени

Г.Ф. Морозова», г. Воронеж, РФ

e-mail: 8888nike8888@mail.ru

 

20061 1Nikonov Vadim Olegovich

candidate of technical sciences, associate professor, associate professor of production, repair and

operation of cars Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Morozov", Voronezh, RF

e-mail: 8888nike8888@mail.ru

 

Сизьмин Игорь Валерьевич

аспирант кафедры производства,

ремонта и эксплуатации машин

ФГБОУ ВО «Воронежский

государственный лесотехнический

университет имени Г.Ф. Морозова»,

г. Воронеж, РФ

 

Sizmin Igor Valerevich

post-graduate student of department of

production, repair and operation of cars Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Voronezh State University of

Forestry and Technologies named after

G.F. Morozov", Voronezh, RF

 

Аннотация.

Обоснована необходимость использования с целью повышения производительности вывозки лесоматериалов, лесовозных автомобилей с прицепами. Описаны преимущества применения лесовозных автомобилей с прицепами перед одиночными лесовозными автомобилями. Выполнен анализ научных работ зарубежных авторов в области повышения эффективности лесовозных автомобилей с прицепами. Произведена оценка эксплуатации лесовозных автомобилей с прицепами в существующих условиях вывозки лесоматериалов в РФ. Выявлены негативные факторы ограничивающие эффективность лесовозных автопоездов. Выделен наиболее существенный фактор, который может привести к опасным последствиям, заключающийся в возникновении при резком торможении в сцепном устройстве лесовозного автопоезда критически больших усилий. Рассмотрено изменение тормозных сил мостов лесовозного автомобиля с прицепом при резком торможении, а также три возможных случая взаимодействия при торможении лесовозного автомобиля с прицепом. Предложена перспективная конструкция рекуперативного пневмогидравлического сцепного устройства для лесовозного автомобиля с прицепом.

 

Annotation.

The necessity of using timber trucks with trailers in order to increase the productivity of hauling timber has been substantiated. The advantages of using timber trucks with trailers over single timber trucks are described. The analysis of scientific works of foreign authors in the field of increasing the efficiency of timber trucks with trailers is carried out. An assessment was made of the operation of timber trucks with trailers in the existing conditions for the transportation of timber in the Russian Federation. The negative factors limiting the efficiency of timber-carrying road trains are revealed. The most significant factor, which can lead to dangerous consequences, is highlighted, which consists in the emergence of critically large forces in the coupling device of a timber road train during sudden braking. Changes in the braking forces of the bridges of a logging vehicle with a trailer during sharp braking, as well as three possible cases of interaction when braking a logging vehicle with a trailer, are considered. A promising design of a recuperative pneumohydraulic coupling device for a timber truck with a trailer has been proposed.

 

Ключевые слова: ЛЕСОВОЗНЫЙ АВТОМОБИЛЬ, ПРИЦЕП, ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКОЕ СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО, РЕКУПЕРАЦИЯ ЭНЕРГИИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ЛЕСОВОЗНАЯ ДОРОГА, ПРОЦЕСС ТОРМОЖЕНИЯ.

Keywords: FOREST VEHICLE,

TRAILER, PNEUMATIC HYDRAULIC HITCH DEVICE, ENERGY RECOVERY,

EFFICIENCY, FOREST ROAD,

TOR-BRAIN PROCESS.

 

 

1Автор для ведения переписки

 

 

1 Состояние вопроса исследования и актуальность работы

Анализируя современное состояние вывозки лесоматериалов во всем мире и на территории РФ, можно отметить, что важнейшим средством повышения производительности труда на автомобильном транспорте в сложных дорожных условиях, является применение лесовозных автопоездов, в частности лесовозных автомобилей с прицепами. Это объясняется тем, что им, в сравнении с одиночными лесовозными автомобилями, присущи следующие специфические особенности, способствующие более предпочтительному использованию в процессе вывозки лесоматериалов: применение прицепов дает возможность повысить грузоподъемность и вместимость лесовозного автопоезда без значительного усложнения его конструкции, а также с большей эффективностью задействовать в работе мощность двигатель автопоезда; себестоимость изготовления прицепов, затраты на их техническое обслуживание и ремонт существенно ниже, а надежность в сравнении с лесовозным автомобилем одинаковой грузоподъемности выше за счет отсутствия сложных агрегатов и систем; делимость лесовозного автомобиля с прицепом, позволяющая в зависимости от предлагаемого маршрута вывозки лесоматериалов, дорожных и климатических условий использовать для вывозки лесоматериалов или одиночный лесовозный автомобиль, или лесовозный автомобиль с прицепом, и тем самым добиваться наибольшей производительности лесовозного транспортного средства, а также сокращения простоев, связанных с погрузочно-разгрузочными работами. На основании выделенных преимуществ использование лесовозных автомобилей с прицепами дает возможность значительно улучшить экономические показатели вывозки лесоматериалов в сравнении с одиночными лесовозными автомобилями. Применение лесовозных автомобилей с прицепами позволяет поднять производительность труда водителей примерно в два раза, чем при использовании одиночных лесовозных автомобилей, уменьшив тем самым потребность в числе водителей. При этом себестоимость вывозки лесоматериалов снижается на 25-30 % в зависимости от расстояния вывозки, а расход топлива на тонну вывозимых лесоматериалов уменьшается примерно на 40 %. При использовании прицепов для вывозки лесоматериалов можно снизить нагрузку на ось, что благоприятно отразится на сроке службы дорожного покрытия лесовозной дороги [1, 2, 3].

Преимущества использования лесовозных автомобилей с прицепами также подтверждаются многими научными исследованиями зарубежных авторов.

Teijo Palander [4] в своей работе на основе метода синхронизированных расчетов исследовал влияние различных по грузоподъемности лесовозных автомобилей с прицепами на количество вредных выбросов в окружающую среду. Выявлено, что даже использование для вывозки лесоматериалов лесовозных автомобилей с прицепами общей массой 76 тонн в сравнении с лесовозным автопоездом меньшей грузоподъемности 60 тонн позволяет снизить количество вредных выбросов в окружающую среду на 6,2 %.

Trzcinski Grzegorz и др. [5] в своей работе исследовали влияние влажности различных пород вывозимых лесоматериалов на изменение распределения массы по осям лесовозных автомобилей с прицепами. Выявлено, что общий вес лесовозных автопоездов зависит от веса порожнего автопоезда и веса вывозимых лесоматериалов. Кроме этого, обнаружено, что с изменением влажности лесоматериалов полная масса лесовозных автопоездов заметно различается и превышает в большинстве случаев допустимые действующими правилами дорожного движения значения. Наиболее значительное различие массы лесоматериалов с различной влажностью наблюдалось в осенний сезон заготовки лесоматериалов. Также результаты исследования показали, что у пятиосных лесовозных автомобилей с прицепами в сравнении с шестиосными нагрузка на оси распределяется равномернее.

Marijan Susnjar и др. [6] в своей работе исследовали на основе разработанной измерительной переносной платформы влияние массы вывозимых лесоматериалов на осевые нагрузки в лесовозном автомобилем с прицепом. Выявлено, что для повышения массы перевозимых лесоматериалов лесовозным автомобилем с прицепом необходимо использовать при изготовлении прицепа и гидравлического манипулятора современные более легкие материалы.

Zdravko Pandur и др. [7] в своей работе исследовали процесс изменения расхода топлива лесовозных автомобилей с прицепами при их движении с лесоматериалами и без них по лесовозным дорогам с различными продольными уклонами. Выявлено, что при движении незагруженного лесоматериалами лесовозного автомобиля с прицепом с уклоном лесовозной дороги 9,5 %, расход топлива составляет 1,6 л/км, при уклоне 3,5 % – 0,7 л/км. При движении загруженного лесоматериалами лесовозного автопоезда без уклона лесовозной дороги, расход топлива составляет 1,21 л/км, при уклоне 8 % – 3 л/км. Лесовозный автомобиль с прицепом с номинальной загрузкой лесоматериалами потребляет в среднем в 2,5 раза больше топлива на той же лесовозной дороге с исследуемым уклоном по сравнению с незагруженным лесовозным автомобилем с прицепом. Кроме этого определено, что количество вредных выбросов в несколько раз меньше при движении груженного лесовозного автомобиля с прицепом вниз по склону по сравнению с движением этого же лесовозного автопоезда вверх по склону.

Claes Lofroth и др. [8] в своей работе исследовали эффективность лесовозного автомобиля с прицепом общей длинной 30 м, максимальной полной массой 90 тонн. Выявлено, что такой лесовозный автопоезд за два рейса может перевести такой же объем лесоматериалов, что и три традиционных 60 тонных лесовозных автомобилей с прицепами. Вредные выбросы у исследуемого лесовозного автопоезда на 20 % ниже, износ лесовозной дороги не увеличивается, так как вся масса лесоматериалов равномерно распределена по большому количеству осей автопоезда, причем негативного воздействия на безопасность дорожного движения не выявлено.

Maks Brown и др. [9] в своей работе исследовали нагрузки на осях лесовозных автомобилей с прицепами, которые варьировалась от 0,5 до 6, 4 тонн. Выявлено, что в большинстве случаев лесовозные автомобили с прицепами в процессе вывозки лесоматериалов недогружаются, что приводит к существенному увеличению финансовых затрат на данный процесс лесозаготовительными предприятиями. Предлагается для повышения эффективности вывозки использовать более точные методы взвешивания лесовозных автопоездов на погрузочных площадках перед их отправкой.

R. Mousavi и др. [10] в своей работе выполнили анализ затрат времени, а также изменения производительности лесовозных автомобилей с прицепами в процессе вывозки лесоматериалов

Список литературы

1. Трофимов, В. И. Автомобильные прицепы / В. И. Трофимов // Государственное научно-техническое издательство машиностроительной литературы, Москва, 1953. – 180 с. – Библиогр. : с. 166 (10 назв.).

2. Автомобили : Специализир. Подвижной состав : Учеб. пособие / М. С. Высоцкий, А. И. Гришкевич, Л. Х. Гилелес и др.; под. ред. М. С. Высоцкого, А. И. Гришкевича. – Мн. : Выш. шк., 1989. – 240 с. – Библиогр. : с. 237 (15 назв.).

3. Туревский, И. С. Теория автомобиля : учебное пособие / И. С. Туревский. – Москва : Высшая школа, 2005. – 240 с. – Библиогр. : с. 237 (18 назв.).

4. Teijo Palander The environmental emission efficiency of larger and heavier vehicles – A case study of road transportation in Finnish forest industry / Teijo Palander // Journal of Cleaner Production 155 (2017) 57-62. – Bibliogr.: pp. 62. (32 titles). – DOI 10.1016/j.jclepro.2016.09.095.

5. Grzegorz Trzcinski Total Weight and Axle Loads of Truck Units in the Transport of Tim-ber Depending on the Timber Cargo / Grzegorz Trzcinski, Tadeusz Moskalik, Rafał Wojtan // For-ests 2018, 9, 164. – Bibliogr.: pp. 10-12. (40 titles). – DOI 10.3390/f9040164.

6. Marijan Susnjar Axle Load Determination of Truck with Trailer and Truck with Semitrailer for Wood Transportation / Šušnjar Marijan, Horvat Dubravko, Pandur Zdravko, Zorić, Marko // Croatian journal of forest engineering (1845-5719) 32 (2011), 1 379-388. – Bibliogr.: pp. 386-387. (11 titles).

7. Zdravko Pandur Energy Efficiency of Timber Transport by Trucks on Hilly and Moun-tainous Forest Roads / Zdravko Pandur, Hrvoje Nevečerel, Marijan Šušnjar, Marin Bačić, Kruno Lepoglavec // Forestist, August 27, 2021. – Bibliogr.: pp. 9-10. (31 titles). – DOI 10.5152/ for-estist.2021.21012.

8. C. Löfroth Ett – a modular system for forest transport a three-year roundwood haulage test in Sweden / C. Löfroth, Lena Larsson, J. Enström, G. Svenson, J. Aurell // Setting future standards: international symposium on heavy vehicle transport technology – HVTT12: Stockholm, Sweden, 16-19 September 2012. – 18 p. – Bibliogr.: pp. 17. (14 titles).

9. Mark Brown Timber Truck Payload Management with Different In-Forest Weighing Strategies in Australia / Mark Brown, Mohammad Reza Ghaffariyan // Croat. j. for. eng. 37 (2016) 1. pp. 131-138. – Bibliogr.: pp. 137-138. (17 titles).

10. R. Mousavi1 Time consumption and productivity analysis of timber trucking using two kinds of trucks in northern Iran / R. Mousavi, R. Naghdi // J. FOR. SCI., 59, 2013 (5) : 211-221. – Bibliogr.: pp. 220-221. (22 titles).

11. Grzegorz Trzciński Effects of Timber Loads on Gross Vehicle Weight / Grzegorz Trzciński, Waldemar Sieniawski, Tadeusz Moskalik // Folia Forestalia Polonica, series A, 2013, Vol. 55 (4), 159-167. – Bibliogr.: pp. 166-167. (23 titles). – DOI 10.2478/ffp-2013-0017.

12. Anttila P., Nummelin T., Väätäinen K., Juha Laitila J. (2020). The effect of winter weather on timber truck tare weights. Silva Fennica vol. 54 no. 4 article id 10385. 16 p. – Bibliogr.: pp. 14-16. (24 titles). – DOI 10.14214/sf.10385.

13. Marko Zorić Fuel consumption and greenhouse gas emission in timber haulage in croatian forestry / Marko Zorić, Marijan Šušnjar, Zdravko Pandur, Kristijan Mihaljević // Nova meh. šumar. 35(2014). – pp. 89-97. – Bibliogr.: pp. 96. (22 titles).

14. СП 318.1325800.2017. Дороги лесные, правила эксплуатации, Москва Стандартин-форм, 2018. – 42 с.

15. Починков, С. В. Проблемы российского лесопользования / Починков С. В. – Во-логда : б.и., 2015. – 359 с.

16. Никонов, В. О. Современное состояние, проблемы и пути повышения эффективности лесовозного автомобильного транспорта / В. О. Никонов ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «ВГЛТУ». – Воронеж, 2021. – 202 с. – Библиогр. : с. 181-202 (196 назв.).

17. Келлер, С. Д. Конструкции, расчет и испытания автоприцепов / С. Д. Келлер. – М. ; Л. : Гизместпром, 1939. – 159 с.

18. Игитов, Ш. М. Повышение эффективности уборочно-транспортных звеньев применением автопоездов с демпфирующим тягово-сцепным устройством : в условиях Республики Дагестан : диссертация ... кандидата технических наук : 05.20.01 / Игитов Шамиль Магомедович; [Место защиты : Сарат. гос. аграр. ун-т им. Н. И. Вавилова]. – Махачкала, 2014. – 199 с. – Библиогр. : с. 143-158 (159 назв.).

19. V I Posmetev, V O Nikonov and V V Posmetev Computer Simulation of the Recupera-tive Towing Coupler of a Forest Truck with a Trailer // Lesnoy Zhurnal (Russian forestry journal), 2019, № 4. – pp. 108-123. – Bibliogr.: pp. 120-121. (20 titles). – DOI 10.17238/issn0536-1036.2019.4.108.

20. Никонов, В. О. Рекуперация гидравлической энергии в тягово-сцепном устройстве лесовозного автомобиля с прицепом / В. О. Никонов, В. И. Посметьев, К. А. Яковлев // Лесотехнический журнал. – 2018. – № 4. – С. 230-239. – Библиогр. : с. 238-239 (10 назв.). – DOI 10.12737/article_5c1a323b1d0433.96668845.

21. Посметьев, В. И. Имитационная модель оценки эффективности лесовозного авто-поезда, оснащенного рекуперативным пневмогидравлическим тягово-сцепным устройством / В. И. Посметьев, В. О. Никонов, В. В. Посметьев, И. В. Сизьмин // Лесотехнический журнал. – 2020. – Т. 10. – № 4 (40). – С. 181-196. – Библиогр. : с. 193-196 (20 назв.). – DOI 10.34220/issn.2222-7962/2020.4/15.

22. Патент на изобретение № 2713755 РФ, МПК B60D 1/14. Пружинно-гидравлическое тягово-сцепное устройство автопоезда / В. И. Посметьев, В. О. Никонов, В. В. Посметьев, М. А. Малюкова ; заявитель ФГБОУ ВО ВГЛТУ имени Г. Ф. Морозова. – № 2019114304 ; заявл. 07.05.2019 ; опубл. 07.02.2020.

23. Патент на изобретение № 2729005 РФ, МПК B60D 1/14, B60D 1/145, B60D 1/155. Пневмо-гидравлическое тягово-сцепное устройство автопоезда / В. И. Посметьев, В. О. Ни-конов, В. В. Посметьев ; заявитель ФГБОУ ВО ВГЛТУ имени Г. Ф. Морозова. – № 2019144210 ; заявл. 24.12.2019 ; опубл. 03.08.2020.

24. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ. Программа для моделирования движения лесовозного автопоезда с рекуперативным тягово-сцепным устройством / В. И. Посметьев, В. О. Никонов, В. В. Посметьев,; правообладатель Воронеж-ский государственный лесотехнический университет им. Г. Ф. Морозова. – № 2019618402 ; заявл. 14.06.2019 ; зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 01.07.2019.

25. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ. Программа для моделирования движения лесовозного автопоезда с рекуперативным пневмогидравличе-ским тягово-сцепным устройством / В. И. Посметьев, В. О. Никонов , В. В. Посметьев ; пра-вообладатель Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г. Ф. Моро-зова. – № 2020661429 ; заявл. 15.09.2020 ; зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 23.09.2020.

26. Никонов, В. О. Анализ конструктивных особенностей тягово-сцепных устройств грузовых автомобилей с прицепами / В. О. Никонов, В. И. Посметьев, Р. В. Журавлев // Во-ронежский научно-технический вестник. – 2018. – Т. 4, № 4 (26). – С. 13-24. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2018/4-4-26-2018/13-24.pdf – Загл. с экрана. – Библиогр. : с. 22-24 (17 назв.).

27. Посметьев, В. И. Анализ эффективности традиционных и перспективных кон-струкций сцепных устройств прицепов с транспортными средствами / В. И. Посметьев, В. О. Никонов, И. В. Сизьмин, А. В. Латынин // Воронежский научно-технический вестник. – 2020. – Т. 1, № 1 (31). – С. 58-86. Режим доступа : http://vestnikvglta.ru/arhiv/2020/1-31-2020/58-86.pdf – Загл. с экрана. – Библиогр. : с. 82-86 (44 назв.).

28. Посметьев, В. И. Оценка актуальности применения в конструкциях лесовозных автопоездов рекуперативных сцепных устройств / В. И. Посметьев, В. О. Никонов, А. В. Авдюхин, И. В. Сизьмин // Материалы всероссийской научно-технической конференции «Проблемы эксплуатации автомобильного транспорта и пути их решения на основе перспективных технологий», 2021. – С. 8-11. – Библиогр. : с. 33 (7 назв.). – DOI 10.34220/ITRT2021_30-33.


Войти или Создать
* Забыли пароль?