сотрудник
Кемерово, Россия
Автор ставит вопрос о совершенствовании механизма деятельности органов государственной власти, выполняющих предписания Конституционного Суда РФ. Цель – выявить отдельные проблемы эффективного выполнения предписаний, содержащихся в актах конституционного правосудия; определить возможные пути их решения. Определены потребности: 1) внесения изменений в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» в части установления сроков по внесению и рассмотрению законопроектов в Государственной Думе; 2) возвращения нормы о внеочередном принятии законопроектов во исполнение решений Конституционного Суда РФ; 3) разработки схемы практического исполнения судебных актов; 4) расширения функций Министерства юстиции РФ и его региональных структурных подразделений за счет включения в сферу правового мониторинга как нормативно-правовых актов субъектов РФ, так и актов их конституционно-судебной проверки; 5) выработки системы информирования о принимаемых Конституционным Судом РФ решениях по проверке законов субъектов РФ; 6) усовершенствования критериев и порядка признания нормативно-правовых актов субъектов РФ аналогичными законоположениям, которые являлись предметом конституционного нормоконтроля; 7) наделения полномочиями по надзору за исполнением решений Конституционного Суда РФ органов прокуратуры; 8) дополнения Конституции РФ в части указания на полномочие Конституционного Суда РФ определять орган, обеспечивающий исполнение его решений; 9) внесения изменений в нормативно-правовое регулирование, направленных на расширение императивных полномочий уполномоченного по правам человека в РФ; 10) уточнения понятия политическая деятельность в связи с неоправданно широкой трактовкой в действующем законодательстве. Сформулированы рекомендации, направленные на совершенствование законодательного регулирования в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина в современной России.
механизм защиты прав человека, конституционный нормоконтроль, конституционный надзор, международное право, прокуратура, правозащитные организации, уполномоченный по правам человека, Конституционный Суд
1. Терехова Л. А. Новые и вновь открывшиеся обстоятельства в гражданском и административном судопроизводстве. М.: Проспект, 2017. 144 с.
2. Бершицкий Э. Е. Правовая определенность и оценочные категории: краткий очерк на примере составов правонарушений в различных отраслях права. М.: Статут, 2021. 152 с.
3. Принципы частного права, под ред. Т. П. Подшивалова, В. В. Кваниной, М. С. Сагандыкова. М.: Проспект, 2018. 400 с.
4. Бондарь Н. С., Соболева Е. А. Решения Конституционного Суда Российской Федерации по проверке региональных законов: необходим мониторинг исполнения. Мониторинг правоприменения. 2019. № 3. С. 7–15. https://doi.org/10.21681/2226-0692-2019-3-07-17
5. Ашурбеков Т. А. Прокурорский надзор за соблюдением Конституции. Законность. 2006. № 7. С. 2–5.
6. Винокуров А. Ю. Прокурорский надзор за исполнением решений Конституционного Суда Российской Федерации: вопросы теории и практики. Вестн. Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. 2013. № 5. С. 59–63.
7. Казарина А. Х. Теоретические и прикладные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов экономической направленности: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2009. 481 с.
8. Осипян С. А. Функции прокуратуры и предмет надзора. Законность. 2006. № 12. С. 9–11.
9. Трезубов Е. С. Встречное обеспечение в арбитражном процессе России: от реалий к единому гражданскому процессуальному кодексу. Вестник гражданского процесса. 2017. Т. 7. № 6. С. 170–191. https://doi.org/10.24031/2226-0781-2017-7-6-170-191
10. Верещагин А. Н., Румак В. Б. На пороге конституционной реформы. Закон. 2020. № 1. С. 120–131.
11. Кененова И. П. Трудно ли элитам применить закон к себе? Сравнительное конституционное обозрение. 2017. № 1. С. 15–36. https://doi.org/10.21128/1812-7126-2017-1-15-36
12. Лысенко В. В. Финансирование НПО: российский, международный и региональный опыт. Конституционное и муниципальное право. 2015. № 3. С. 63–71.
13. Волков Н. А. Рецепция римского права в правозащитной деятельности института омбудсменов. Рецепция римского права. Общие принципы и современность: III Евразийский семинар по римскому праву: Междунар. науч. конф. (Омск, 10–14 сентября 2019 г.) М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. С. 150–155.
14. История и современные тенденции развития гражданского общества и государства: правозащитный аспект, под ред. С. О. Гаврилова, А. В. Гавриловой. М.: Проспект, 2019. 432 с. https://doi.org/10.31085/9785392296811-2019-432
15. Доспаев М. А. Международный опыт развития института омбудсмена. Вестник КРСУ. 2008. Т. 8. № 2. С. 89–91.
16. Хаманева Н. Ю. Место и роль института омбудсмена в системе правового контроля. Известия вузов. Правоведение. 1992. № 2. С. 84–88.
17. Хаманева Н. Ю. Специфика правового статуса уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и проблемы законодательного регулирования его деятельности. Государство и право. 1997. № 9. С. 21–30.
18. Саидов Ф. З. Конституционно-правовые аспекты и проблемы функционирования омбудсмена Кыргызской Республики по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Право и государство: теория и практика. 2020. № 12. С. 18–20. https://doi.org/10.47643/1815-1337_2020_12_18
19. Умнова-Конюхова И. А., Николаев В. А. Институт правозащитника в европейских странах: общее и особенное в системе и правовом статусе. Законы России: опыт, анализ, практика. 2020. № 4. С. 78–88.
20. Дёмина Е. П. Особенности современного состояния института уполномоченного по правам человека и иных аналогичных правозащитных институтов. Аграрное и земельное право. 2021. № 7. С. 35–39. https://doi.org/10.47643/1815-1329_2021_7_35
21. Balayan E. Yu. The impact of globalization on the constitutional regulation of human rights. BRICS Law Journal, 2021, 8(1): 63–85. https://doi.org/10.21684/2412-2343-2021-8-1-63-85