Белгород, Белгородская область, Россия
В статье раскрывается опыт реализации краеведческого модуля «Белгородоведение» в курсе уроков окружающего мира в первом–четвертом классах в региональных условиях Белгородской области в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Подробно охарактеризована программа внеурочной работы с младшими школьниками на краеведческом материале.
краеведение, модуль, программа, внеурочная краеведческая работа.
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В КУРСЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
В Примерных программах по учебным предметам для начальной школы в курсе окружающего мира выделено 15 часов на изучение темы «Родной край — частица Родины». В рамках ее изучения разработчиками предусмотрены следующие примерные темы уроков региональной направленности:
- Семья и семейные традиции. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
- Родной регион (область, край, республика) и его местонахождение на карте. Название административного центра региона. Народы, населяющие регион (по выбору). Обычаи и характерные особенности быта народов региона (два-три примера). Яркие и важные события в истории родного региона. Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена. Памятники истории и культуры региона, их охрана.
- Водоемы родного края (название, краткая характеристика на основе наблюдений). Полезные ископаемые родного края (два-три примера), их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым.
- Насекомые, птицы, рыбы, звери (на примере животных своей местности), их различия. Дикие и домашние животные (на примере животных своей местности).
- Взаимосвязи в сообществе растений и животных (на местных примерах). Влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности).
- Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
1. Белгородоведение в начальных классах: метод. пособие для учителя начальных классов / под ред. Т.М. Стручаевой. — Белгород: ИПЦ «Политерра», 2014. — 178 с.
2. Белгородоведение: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. В.А. Шаповалова. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. — 410 с.
3. Декада белгородоведения в начальных классах: метод. пособие для учителей начальных классов и воспитателей групп продленного дня / под ред. Т.М. Стручаевой. — Белгород: Изд-во БелИПКППС, 2011. — 104 с.
4. Дневник ученика. — Белгород, 2013–2014.
5. Дневник юного путешественника. — Белгород, 2013.
6. Мой край — родная Белгородчина. Рабочая тетрадь по краеведению для уроков окружающего мира в 1–4 классах / под ред. Т.М. Стручаевой. — Белгород: ИПЦ «Политерра», 2014. — 72 с.
7. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2010. — 400 с.
8. Стручаева Т.М., Шиянова И.В., Стручаев В.В. Белгородоведение в начальных классах: Примерная программа урочной и внеурочной деятельности. — Белгород: ИПЦ «Политерра», 2014. — 21 с.