статье обосновывается эффективность использования системно-деятельностного подхода в практике начального обучения. Автор раскрывает нетрадиционные методы и приемы учебной работы младших школьников: обсуждение проблем и проблемных вопросов, выдвижение гипотез, творческие задания на развитие коммуникативной деятельности учащихся.
системно-деятельностный подход, учебная деятельность, проблема, творческие задания.
Обучение осуществляется по системе учебников УМК «Начальная школа XXI века».
ЗАДАЧИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Актуальность проблемы формирования умения младших школьников учиться определяется прежде всего требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, которые связывают процесс развития личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования с уровнем сформированности учебной деятельности. Вместе с тем можно констатировать, что формированию готовности к учебной деятельности препятствуют такие негативные педагогические факторы, как:
- интенсификация учебного процесса;
- несоответствие программ и технологий обучения возрастным и индивидуальным потребностям обучающихся;
- недостаточная компетентность педагогов в вопросах дифференциации образования.
Главное направление новых стандартов — усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Понятно, что общие идеи, положенные в основу стандартов, родились не сегодня — они уже давно обсуждаются педагогами, методистами, психологами. «Ребенок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности» — тезис, который давно является основополагающим в практике обучения. Вот почему в обновленных стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах, о более полном, системном переходе от былой «знаниевой» парадигмы к деятельностной.
1. Виноградова Н.Ф. «Начальная школа XXI века»: концептуальные основы построения учебно-методического комплекта. — М.: Вентана-Граф, 2005.
2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: методика обучения. 1–4 кл. — М.: Вентана-Граф, 2006.
3. Виноградова Н.Ф. Современный урок — удивление, удовольствие, усилие, успех! // Начальная школа. 2005. № 3.
4. Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. Реализация требований стандарта при изучении предмета «Окружающий мир»: от предметных действий к универсальным». Дистанционный курс повышения квалификации. Лекции 5–8. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
5. Винокурова Н.К. Развиваем познавательные возможности учащихся. — М.: Центральное издательство, 2005.
6. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986.
7. Корбакова И.Н., Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1–4 классы. — Волгоград: Учитель, 2006.
8. Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика: из опыта методической работы. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
9. Романовская М.Б. Проекты в младших классах // Завуч начальной школы. 2007. № 6.
10. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы) / 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Московского университета, 2013.
11. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? — Рига: Эксперимент, 2000.