Караганда, Казахстан
В статье проанализирована проблема коммуникативной компетентности в педагогической теории и практике, рассмотрена коммуникативная компетентность, ее составляющие компоненты. Проанализирована сущность понятия «коммуникативность», «коммуникативная компетенция» в трактовке различных авторов, выявлены особенности коммуникативности.
компетентность, коммуникация, общение, личность, коммуникативность, коммуникативная компетенция.
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан де Сент-Экзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков, и эта тема остается актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Человек всегда дан в контексте с другим – партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.
Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития коммуникативной компетентности важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основанием для различия является обычно психологическая дистанция между партнерами, это контакт «я – ты».
Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнеру себя, своего внутреннего мира, а не только «внешних» сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей.
Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстраненной, и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции – владением какой-либо одной из них и ее реализацией повсеместно, независимо от характера партнера и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения.
1. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1988. С. 40.
2. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. Ростов н/Д: Феникс, 1998.
3. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Педагогика, 1980.
4. Пассов Е.И. Коммуникативные методы обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1988.