ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье на основе анализа научной литературы определены историко-педагогические основы патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел, характерные для разных периодов формирования российского государства. Представлены различные подходы к пониманию сущности патриотического воспитания, его целей, задач и содержания. Предложена авторская трактовка генезиса патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел, характеризующая качественные изменения патриотически ориентированного воспитательного процесса. Выявлены такие педагогические подходы, методы, педагогические условия, которые, с одной стороны, наиболее соответствуют современным представлениям о самореализации субъекта в воспитательном процессе, с другой, обеспечивают эффективность патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел. Анализируя различные подходы к пониманию сущности патриотического воспитания, выделено два уровня его интерпритации: личностный и социальный (уровень общественного сознания). На личностном уровне патриотизм рассматрен как устойчивая и интегративная черта человека, объединяющая в себе три компонента: результат свободного самоопределения личности; направленность установок, поведения субъекта, его деятельность и мировоззрение; социально-нравственный императив, выраженный через связи с другими личностными качествами, сформированными иными видами воспитания. В ходе историко-педагогического анализа выявленны продуктивные идеи, которые должны быть учтены в построении современных концепций патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова:
личность; патриотизм; нравственные ценности; патриотическое воспитание; историко-педагогический
Текст

Феномен патриотизма, выступая целевым ориентиром патриотического воспитания, становился предметом изучения мыслителей и государственных деятелей в различные исторические эпохи. Анализируя историко-педагогические взгляды на обсуждаемое явление, мы отмечаем различное понимание как содержания понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание», так и сущности процесса патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел (далее по тексту ОВД). В настоящее время отмечается научно-педагогический интерес к целенаправленному патриотическому воспитанию сотрудников ОВД, ориентированный на организационные изменения в их деятельности. Актуальность проблематики, связанной с патриотическим воспитанием, обусловливается необходимостью непрерывного совершенствования воспитательной работы и ревизии используемых в разные периоды истории нашей страны подходов и воспитательных средств.

 Характеристика становления и развития патриотического воспитания сотрудников ОВД требует историко-педагогического анализа его генезиса в теории и практике, то есть представления его историографии. Анализ более пятидесяти научных тудов, связанных с проблематикой патриотического воспитания, показал достаточно глубокое изучение проблем патриотического воспитания в целом. Однако, до сих пор не в полной мере изучены особенности патриотического воспитания отдельных социальных групп, например, таких, как сотрудники органов внутренних дел. Историко-педагогический анализ основ патриотического воспитания сотрудников ОВД также представляется актуальной проблемой. К примеру, в трудах М.А. Мазур [11] в рамках исследования патриотического воспитания сотрудников органов внутрених дел изучается историография лишь такой научной категории как «патриотическая культура»; О.Г. Курганский [10] проводит историко-педагогический анализ гражданско-патриотического воспитания узкой категории специалистов, несколько лет состоявших на службе в Министерстве внутренних дел (далее по тексту МВД), а именно сотрудников Федеральной миграционной службы; Е. П. Панкратова [18] исследует аспект нравственно-патриотической ориентации личности курсантов, обучающихся в образовательных организациях МВД России.

В период с X века по начало XX века патриотическое воспитание стражей порядка нашей страны осуществлялось в процессе получения ими образования либо было связано с военной службой. Отсутствие полноценного патриотического воспитания служащих в ОВД связано с тем, что в этот период «традиционной была точка зрения, что воспитание осуществляется лишь по отношению к подрастающим поколениям, только в 20 в. начала активно разрабатываться проблема воспитания взрослых» [29].

В нашей стране патриотическое воспитание неразрывно связано с историей российского государства. Одним из первых педагогических средств формирования общероссийского патриотизма может считаться крещение Руси князем Владимиром в 988 году, способствующее объединению народа и целостности русских земель. К педагогическим фактам русского патриотического воспитания можно отнести поступок Сергия Радонежского, заключающийся в благословении на Куликовскую битву князя Дмитрия Ивановича, поднявший население на патриотическую борьбу с затянувшимся татаро-монгольским игом и позволивший одержать победу в борьбе с нависшей над государством угрозой. Этот период из его жизни описан в «Житии святых», написанным Дмитрием Ростовским, в котором указаны слова Сергия: «Подобает тебе заботиться о стаде, порученном Богом, и выступить против безбожных». После этого Дмитрий решился на бой и выступил перед войском, сказав следующие слова: «Отцы и братья! Ради Господа, подвизайтесь за веру христианскую и за святыя церкви» [33]. Таким образом, через духовно-религиозное воспитание, примеры и нравственные призывы авторитетных личностей формировался патриотизм у народов разрозненных русских земель.

В период правления императора Петра I патриотизм являлся важнейшим направлением государственной политики. Петр I в речи перед Полтавским сражением заявил о служении Отечеству всех – царя и солдата [17]. Государство было нацелено на формирование патриотизма среди военных и населения, что привело к  возникновению термина «государственный патриотизм» в научно-публицистической и педагогической литературе [32]. Особое внимание в ходе обучения и воспитания офицеров, верных стране и долгу перед Отечеством, Петр I уделял готовности точно и своевременно выполнять приказы, выручать сослуживцев. В конце XVII века в России отсутствовали военно-учебные заведения, поэтому в 1701 году открыли школу математических и навигационных наук, которая выпускала военных и гражданских специалистов, затем – иные военно-учебные заведения, которые заложили основы патриотического воспитания и формировали у юношей преданность «государственной службе», патриотический и служебный долг [17].

В петровскую эпоху содержание военно-патриотической подготовки офицеров подразумевало: сохранение и преумножение исторических традиций, национальных особенностей народа России с целью формирования моральных и боевых качеств офицеров и солдат; воспитание любви к Отечеству (совокупности территориальных и национально-этнических особенностей) и Родине (взаимному выражению социальных и морально-психологических связей); формирование на базе традиционной религии России – православии – национально-государственных идей и морального духа войск; выработку любви к профессии и взаимного доверия между руководителями и подчиненными; выстраивание взаимоподдержки, добросовестного подчинения начальству, соблюдение дисциплины [14]. Петр I выводит патриотическое воспитание на государственный уровень, закрепляя в законе патриотические нормы поведения; использует призывы и лаконичные содержательные лозунги; закладывает основы патриотизма в образовательном процессе.

М.В. Ломоносов отмечал, что патриотическое воспитание гражданина, как добросовестного труженика должно находиться в основе педагогического процесса. Ломоносов связал понятия «гражданин» и «патриот», считая, что они имеют одинаковые характеристики: беспрекословное служение Отечеству, нравственность и любовь к знаниям. Он считал, что желание жить «на благо отечества» должно стать основой смысла жизни [20]. К наукам, которые способствуют формированию патриотизма, он относил историю и географию. По нашему мнению, взгляды Ломоносова на патриотическое воспитание актуальны и в настоящее время. Дисциплина «История Отечества» обладает существенным ценностно-смысловым потенциалом для патриотического воспитания, однако, в настоящее время она исключена из обязательной части учебных планов образовательных организаций высшего образования МВД России, что, на наш взгляд, существенно сужает возможности развития патриотизма у курсантов.

Традиции, способствующие развитию неповторимой отечественной системы патриотического воспитания, сформированные петром Петром I, получили свое развитие в период правления Екатерины II. Значительный вклад в этот процесс внесли русские полководцы А.В. Суворов и П.А. Румянцев. П.А. Румянцев отразил оосновные идеи патриотического воспитания в приказах и таких документах, как «Обряд службы», «Мысли» [30]. М.И. Кутузов отмечал, что основана дисциплины не в наказаниях, а в осознании важности служения Родине [35]. В воспитании и обучении Кутузов применял метод убеждения, к тому же он поощрял воинский труд. Он считал, что офицеру необходимо быть нравственным примером воинской доблести для солдата [30].

В дореволюционный исторический период в российском образовании преобладала религиозно-монархическая парадигма патриотического воспитания, основанная на нравственности и православии. В школах преподавались дисциплины «Отчизноведение» и «Отечествоведение». Анализируя историко-педагогические источники дореволюционного периода, можно отметить такие ориентиры патриотического воспитания офицеров, как развитие нравственной ответственности перед Богом, царем и Отечеством, выражавшееся в вере, любови и преданности; можно отметить абсолютное подчинение в воспитании старших командиров; в воспитании сослуживцев – взаимопомощь, в воспитании подчиненных – личный пример, требовательность; в самовоспитании – самосовершенствование; в воспитании граждан – любовь и стремление защищать свою Родину [20, 29]. В ΧΙΧ веке С.С. Уваров вместо третьего компонента триады «православие, самодержавие, народность» предложил государственный патриотизм [7].

В отечественной науке дореволюционного периода проблеме патриотического воспитания посвящено много исследований. В этот период педагоги под патриотизмом понимали основу духовной жизни личности. К примеру, А.Н. Радищев отмечал, что только в роли «сына Отечества» человек может стать «истинным». Он отметил необходимые качества, присущие каждому человеку: «Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества» [19, с. 205-206].

В труде «Воспитание воспитанников» А.П. Куницын подчеркивал, что первостепенная задача воспитания – внушение с детства родовых патриотических добродетелей [9, с. 141]. В середине XIX века К. Д. Ушинский отводит первостепенную роль патриотическому воспитанию, понимая под ним формирование свободной личности с убеждениями, силой воли и характером, патриота, готового работать на благо страны. Он считал, что патриотическое воспитание одновременно формирует в личности ценности государства, ум и самосознание, влияя на национальное самосознание, на развитие общества, языка, литературы [24]. Он отмечал сложность патриотического воспитания противоречивостью национального характера русских людей. К чертам русского патриотизма Ушинский относил его недостаточное проявление в повседневных житейских делах. Важной проблемой отечественной педагогики, на которую он обращал внимание, был вопрос о недопустимости западных заимствований. В основе различия национальных систем воспитания он выдеял представления о воспитании и идеале человека, присущие каждому народу и соответствующие конкретному историческому периоду. В качестве средств формирования идеала, по его мнению, выступали прежде всего родной язык, литература и история [24]. К.Д. Ушинский настаивал на преимущественном изучении родины в ходе патриотического воспитания – обучении географии, краеведению. Формирование стремления к самостоятельному труду и предупреждение развития своеволия он считал основными задачами патриотического воспитания. В трудах К. Д. Ушинского во все времена, к примеру, формирование национального идеала-героя, изучение Родины, ее истории и родного языка [24].

И.А. Ильин рассматривал патриотизм в контексте философско-духовной концепции как этап духовного развития, самовыражения личности, ее самореализации, характеризующихся полнотой и единством [8]. В XIX веке педагог И.Ю. Ястребцов в работе «О системе наук, приличных в наше время детям» выделял у личности существование обязанности быть полезным человечеству, Родине и себе [28, с. 230]. Ценность патриотического воспитания отмечал еще один русский ученый А. Ф. Афтонасьев, отмечавший, что воспитание подготавливает человека для жизни в государстве. К основным идеям, определяющим патриотическое воспитание, он относил религиозное чувство, любвь к истине и прекрасному и любовь к национальному» [1, с. 395].

При рассмотрении вопросов партиотического воспитания Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов выделяли как главную цель воспитание гражданина, любящего свою Родину и активно участвующего в общественных делах. Для этого, по их мнению, необходимо свободное развитие личности с формированием правильных взглядов на жизнь, представлений о добре и долге, с несгибаемой волей, самостоятельностью в рассуждениях, особенно касающихся патриотизма [27, с. 72].

В отечественной истории можно выделить и представителей рационально-критического направления в толковании патриотизма, которые считали любовь к истине предпочтительнее любви к Родине. Одним из его адептов был П.Я. Чаадаев, который отмечал, что любовь к Родине разделяет народы и воспитывает национальную ненависть [23]. По нашему мнению, позиция Чаадаева излишне категорична и не соответствует исторически подтвердившимся выводам о силе патриотизма, объединяющего народы в один слаженный союз, примером которой являлся СССР в период Второй мировой войны.

Акцент на патриотическом воспитании сотрудников ОВД требует специального рассмотрения исторического периода, когда началась теоретико-методическая разработка проблемы патриотического воспитания именно этой категории граждан. С начала XX века до начала 90-х годов в России происходили значимые общественно-политические и экономические преобразования, которые повлияли на создание социально-педагогических предпосылок продуктивного исследования проблемы патриотического воспитания сотрудников ОВД.

До революции 1917 г. в Российской империи при участии городской стражи и уездного управления велась эпизодическая, а с начала 20 века – регулярная служебная подготовка. Например, в приказе № 207 [29 ] с 29 сентября 1909 года в городе Санкт-Петербург генерал-майор Д.В. Драчевский обязал городовых и приставов не реже двух раз в неделю проводить с личным составом управлений участковых тематические занятия. В ходе занятий важную роль отводили воспитанию патриотизма и высоких моральных качеств у сотрудников полиции численностью до 150 человек [29]. Таким образом, можно сделать вывод, что главной целью проведения учебных занятий с полицейскими было формирование высоких нравственно-патриотических качеств. Подтверждение этого можно обнаружить в статье журнала «Вестник полиции» [22], отражающей обучение в Санкт-Петербурге нижних полицейских чинов посредством проведения уроков простым и понятным языком с целью осознания долга, безграничной преданности Государю, точного исполнения приказов начальства.

После революции на основании Постановления НКВД «О рабочей милиции» от 10 ноября 1917 г. была создана советская милиция, в которой вводилась военная дисциплина и обязательное обучение военному делу. В послереволюционные годы произошёл разрыв преемственности в развитии патриотического воспитания. Утвердился духовно-атеистический подход в альтернативу духовно-религиозному. Духовно-атеистический подход проявлялся в разных формах: от яростной борьбы с религией до достаточно компромиссного отношения к религии, к духовным и историческим ценностям. В «Манифесте Коммунистической партии» Ф. Энгельса и К. Маркса говорилось: «рабочие не имеют отечества» [17]. Эту позицию разделял и В.И. Ленин, в ряде работ описавший взаимосвязь  национального и классового патриотизма. Вплоть до середины 1930-х годов в СССР к патриотизму относились негативно. Преследование патриотических взглядов можно было проследить в литературе, искусстве, науке, в особенности в исторической науке, в образовании. Продвигалась мысль о том, что истинный патриотизм есть классовый или интернациональный патриотизм, предполагающий единство пролетариев всего мира, независимо от их национальной и государственной принадлежности. На наш взгляд, обсуждаемый подход к патриотизму в указанный период отечественной истории отрицательно сказался на патриотическом воспитании граждан страны в части потери преемственности поколений, идеологизированного изучения истории отечества и воспитания атеистической духовности.

Период с 1928 года по март 1953 года – это время возвращения к формированию доверия граждан к государству и воспитанию патриотических ценностей. Понятие «патриотическое воспитание» стало тождественным понятию «коммунистическое воспитание», советский народ стал восприниматься как прогрессивная историческая сила. Эта тенденция усилилась в период Великой Отечественной войны и достигла своего пика в конце 1940-х – начале 1950-х гг. [14]. В ходе педагогического исследования патриотического воспитания в этот период можно выделить теоретико-методологические аспекты (например, характеристику, методы и средства формирования понятий «патриотизм» и «советский патриотизм»), а также прикладные аспекты (направления патриотического воспитания: нравственно-патриотическое, военно-патриотическое и др.) [14].

В 1930-е годы в условиях масштабной модернизации советского общества руководство страны стало уделять внимание патриотическому воспитанию населения, в это время появились пионерские отряды и стахановские движения, а в подразделениях советской милиции – красные уголки с агитацией. Одним из методов общественно-патриотического воспитания того времени стали «ударные обязательства» для повышения производительности труда, стимулом для героического труда выступал нравственный долг перед Отечеством и народом. А.С. Макаренко, изучая цели воспитания, заметил, что «каждый должен быть смелым, мужественным, честным и трудолюбивым патриотом» [13, с. 115]. Он заметил, что патриотизм можно наблюдать как в героических подвигах, так и в долгой, трудной, неинтересной, кропотливой работе [13, с. 412]. В период Великой Отечественной войны (далее по тексту ВОВ) велась активная агитация и пропаганда для объединения советских граждан, поднятия боевого духа и стремления защищать свою страну. Работа советской милиции была перестроена на военный режим для подготовки резерва Красной Армии и оборонных кадров.

В годы после Великой Отечественной войны изучение вопроса патриотического воспитания приобретает особое значение. Особенно заметно патриотические настроения проявляются в военное время и в период послевоенного восстановления. Патриотизм проявлялся в массовом проявлении героизма, в особенной форме – трудовом патриотизме. Специфика патриотического воспитания в контексте коммунистической идеологии можно проследить в исследованиях педагогов этого периода. Патриотическое воспитание советской милиции после Великой Отечественной войны отличается использованием различных форм и методов (например, лекции, беседы, доклады, встречи с ветеранами ВОВ, открытие в подразделениях музеев, а также уголков боевой и трудовой славы, формирование в территориальных органах летописей и ветеранских организаций). В центре системы воспитания было непрерывное обращение к подвигу советского народа в ВОВ, к историческим фактам самоотверженной любви граждан к Родине, примерам их массового героизма на фронте и в тылу. После победы в ВОВ появилась традиция устанавливать памятники в местах, где происходили кровопролитные бои и на местах братских захоронений, с целью сохранения памяти для последующих поколений о цене победы в войне. С 1965 года 9 мая становится нерабочим днем. Этот день начинает праздноваться с ежегодным проведением: военных парадов, в которых принимали участие курсанты и сотрудники ОВД; митингов и возложения цветов к памятникам воинской славы. Важной частью патриотического воспитания сотрудников ОВД были походы по местам боевой славы для понимания исторического прошлого Родины и хранения памяти о подвигах советского народа. В работах В.А. Сухомлинского основой патриотического воспитания выступают нравственные нормы трудолюбия, человечности и порядочности [11]. В 1950-х и 1960-х годах исследованием патриотического воспитания посвящены работы Ф.И. Хвалова [26], М.А. Терентия [21], И.С. Марьенко [14]. М.А. Терентия определил сущность понятия «советский патриотизм», отметил систему преемственности его формирования [21]. Ученые уделяли много внимания изучению вопросов патриотического воспитания при осуществлении общественно-полезного труда.

Характерной особенностью периода 70-80-х годов является изучение разных сторон патриотического воспитания. Исследователи того времени отмечают взаимосвязь патриотического воспитания с иными направлениями воспитательной работы, которые определяют эффективность патриотического воспитания, возможность подготовки студентов к патриотическому воспитанию учащихся в общеобразовательной школе [14]. Так с середины 1980-х годов преобладает понимание патриотизма как духовной жизни общества, а также в контексте развития отечественной истории на основе особенностей менталитета и психики разных общностей.

Таким образом, в период утверждения советской власти личность сотрудника советской милиции не рассматривалась как субъект патриотического воспитания и даже не упоминалась как термин. В 1980-х годах произошла смысловая переоценка ценностей, отразившаяся в демократизации и гуманизации воспитания и образования. В этот период формирование патриотизма связывалось с необходимостью создания условий развития личности как гражданина, отстаивающего интересы Отечества [14]. Данное понимание патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел за последние годы существенных изменений не претерпело.

В 1990-е годы в педагогических исследованиях в связи с кардинальной трансформацией политических и экономических процессов в России, повлиявших на изменение основополагающих установок воспитания, сократилась проблематика патриотического воспитания. В противодействии сложившейся ситуации государство посредством госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» [36], а затем посредством Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [37] снова обратило внимание на ответственность за патриотическое воспитание всех граждан страны. Понятие «патриотизм» стало рассматриваться как качество личности, была создана государственная система гражданско-патриотического воспитания.

В части патриотического воспитания сотрудников полиции следует отметить, что в российской истории имеется определенный практический опыт, однако в современных условиях использовать этот опыт можно лишь частично. Это связано с утверждением гуманистической (личностно-ориентированной) парадигмы в отечественном образования. В этой связи интересно исследование Ш.Ш. Хайрулина [25], который на основе тщательного историко-философского и педагогического анализа проблемы патриотического воспитания подчеркивает, что патриотизм выступает одним из проявлений духовности личности в целом.

Патриотическое воспитание в ряде исследований последних лет рассматривается вместе с проблемой гражданского воспитания (С. Е. Матушкин [15], К. Ш. Ахияров [2], А. В. Беляев [3], А. С. Гаязов [6] и др.). К. Ш. Ахияров [2] раскрывает патриотическое воспитание в контексте этнопедагогики, отмечая в патриотическом воспитании важность традиций, родного языка, идеалов и нравственных ценностей. Он проводит анализ разных методов влияния на обучающихся, основанных на эстетическом восприятии действительности, фольклоре. Этот подход к патриотическому воспитанию фокусирует внимание на общих чертах, объединяющих народы, особенно важных в условиях многонационального состава нашей страны.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации содержит нормативное определение патриотизма: «патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [38].

Мазур М.А. под патриотическим воспитанием сотрудников полиции понимает педагогический процесс, основанный на взаимосвязанной деятельности субъектов образования и направленный на формирование убеждений, ценностных ориентаций и патриотических знаний у коллектива, а именно достижение целостности личностного, познавательного и деятельностного компонентов патриотической культуры в условиях специально сформированной и систематической воспитательной работы в ОВД. Патриотическое воспитание – это целенаправленная, многогранная, планомерная, организованная и согласованная деятельность субъектов взаимодействия (воспитателей  и начальников), направленная на формирование у сотрудников патриотизма, выступающего в роли профессионально значимого интегративного личностного качества. Следовательно, сущность патриотического воспитания сотрудников ОВД, по Мазуру, заключается в создании условий для формирования патриотического сознания и поведения [11].

Резюмируя представленные подходы и точки зрения, можно отметить, что патриотическое воспитание интерпретируется на двух уровнях: личностном и социальном (уровне общественного сознания). На уровне личностном патриотизм рассматривается как черта человека, устойчивая и интегративная, которая объединяет в себе три компонента. Первый компонент раскрывает такую сущность патриотизма, как верность Родине, любовь к Отечеству. Патриотизм выступает как нравственное, индивидуальное, личностное чувство, включающее субъективные смыслы и занимающее важное и основное место среди общечеловеческих ценностей. Патриотизм выступает как результат свободного самоопределения личности. В повседневной жизни он выступает как целостный эмоционально-волевой комплекс [5, с.57]. Второй компонент связывает патриотическое воспитание с готовностью защищать свою страну, стремлением к ее развитию; направленностью установок, поведения субъекта, его деятельностью и мировоззрением (память о прошлом Родины; изучение истории страны; знание и соблюдение традиций своего народа, примеров героизма и самоотверженного служения Родине; уважение к культуре других народов, неприязнь к расовой и национальной дискриминации). Третий компонент отражает патриотизм на личностном уровне, выражает его опосредованно через интегративные связи с другими личностными качествами, которые формируются иными видами воспитания. Он характеризует общую образованность человека, которая выражается в целостности мировоззрениия, нравственных идеалах, нормах поведения и духовности. Патриотизм проявляется как социально-нравственный императив, отличающийся достойным отношением личности к Родине и способствующий патриотической направленности деятельности [5, с.58-59].

Как показал историко-педагогический анализ, на протяжении длительного времени изучение патриотического воспитания занимало важное место в исследованиях ученых и трудах педагогов. Понимание патриотического воспитания  в различные исторические периоды было тесно связано с политическими и социально-экономическими условиями российской действительности, что сказалось на различии подходов к определению целей, задач, содержания и путей патриотического воспитания. На основании проведенного историко-педагогического анализа можно сделать следующие выводы:

  1. В период с X века по начало XX века цель патриотического воспитания сотрудников полиции была связана с формированием и функционированием военных и государственных институтов. Основы патриотического воспитания полицейских составляли: духовно-религиозный подход; понятия «патриотизм» и «военный патриотизм»; военно-патриотическое направление педагогической деятельности. Методами, формами, средствами патриотического воспитания сотрудников полиции выступали: духовно-религиозное воспитание; примеры и нравственные ценности авторитетных личностей; закрепленные в законах патриотические нормы поведения; призывы, лаконичные и содержательные лозунги; изучение наук (например, истории, географии), знание русского языка; формирование национального идеала – героя; организация еженедельных занятий с полицейскими.
  2. С начала XX века по начало 90-х г. цель патриотического воспитания сотрудников милиции заключалась в формировании «советского патриотизма», основанного на верности многонациональному и коммунистическому государственному устройству. Основы патриотического воспитания сотрудников милиции составляли: духовно-атеистический подход; понятие «советский патриотизм»; такие направления педагогической деятельности, как нравственное воспитание, интернациональное воспитание, воспитание на трудовых и боевых традициях, военно-патриотическое воспитание. В этот период методами, формами, средствами выступали: формирование национального идеала – героя; идеологизированное изучение истории отечества; воспитание атеистической духовности; лекции, беседы, доклады, встречи с ветеранами ВОВ, открытие в подразделениях музеев и уголков боевой и трудовой славы, создание летописей и ветеранских организаций при территориальных органах.
  3. С начала 90-х г. по настоящее время целью патриотического воспитания сотрудников ОВД является организация государственной системы гражданско-патриотического воспитания. Основы патриотического воспитания сотрудников ОВД составляют: личностно-ориентированный подход (личность рассматривается в качестве субъекта патриотического воспитания); идея о сущности патриотического воспитания сотрудников полиции как создании условий для формирования патриотического поведения; понятие «гражданский патриотизм»; личностная ориентация целей, содержания и средств патриотического воспитания сотрудников ОВД; такие направления педагогической деятельности, как  гражданско-патриотическое и военно-патриотическое воспитание. Содержательно-процессуальными характеристиками  выступают: примеры героизма и самоотверженного служения Родине, служебные ритуалы и традиции, культурно-нравственные и исторические ценности, национальный идеал героя; организация воспитательной работы с сотрудниками ОВД; закрепление патриотического направления воспитания сотрудников ОВД на нормативно-правовом уровне.
  4. В построении современных концепций патриотического воспитания сотрудников ОВД должны быть учтены следующие продуктивные идеи, выявленные в ходе историко-педагогического анализа:

- личность является субъектом патриотического воспитания;

- действенными средствами патритического воспитания являются примеры героических поступков, боевые и трудовые традиции, культурно-нравственные и исторические ценности, национальный идеал героя;

- всестороннее развитие, изучение наук (например, истории и географии России) и знание русского языка позитивно влияют на воспитание патриотизма; 

- нормы патриотического поведения необходимо закреплять на государственном уровне;

- имеется необходимость в дальнейшем изучении теоретических основ патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел, определении специфики личностной ориентации целей, содержания и средств патриотического воспитания сотрудников ОВД; патриотического воспитания сотрудников ОВД посредством создания личностно-развивающей среды воспитания, в том числе с применением в воспитательном процессе инновационных информационно-телекоммуникационных технологий;

- для всестороннего патриотического воспитания сотрудников полиции необходимо а) создать педагогические условия, способствующие самореализации человека как гражданина, любящего Отечество и отстаивающего его интересы;     б) использовать весь комплекс средств патриотического воспитания сотрудников ОВД; в) профессионально готовить педагогический состав к реализации патриотического воспитания сотрудников ОВД; г) обеспечить научно-методическое сопровождение процесса патриотического воспитания сотрудников ОВД; д) осуществлять процесс патриотического воспитания сотрудников ОВД поэтапно.

Список литературы

1. Афтонасьев А. Ф. Мысли о воспитании. Антология педагогической мысли в России в первой половине XIX века / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - С. 394 - 402.

2. Ахияров К.Ш. Педагогическое творчество В. А. Сухомлинского и современная школа. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2002. - 188 с.

3. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодёжи. Ставрополь, 1997. - с. 33.

4. Вдовин А. И. Русские в XX веке. Трагедии и триумфы великого народа. - М.: Вече, 2013. - 622 с.

5. Выготский Л. С. Нравственное воспитание / Л. С. Выготский // Пед. психология. - М.,1991. – С. 17.

6. Гаязов А. С. Новые реалии современного мира и перспективы образовательной деятельности / А. С. Гаязов // Вестник Курганского государственного университета, 2019. – № 3 (54). – С. 71–78.

7. Зырянов П. Н. История России 19 век. – М.: «Просвещение», 1999. – С. 23.

8. Ильин И.А. Теория права и государства / Ильин И.А.. - Москва : Зерцало, 2018. - 552 c. - ISBN 978-5-94373-399-4. - Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/64371.html (дата обращения: 03.02.2022).

9. Куницын А. П. Наставление воспитанникам / Антология педагогической мысли России первой половины 19 века // Сост. П. А. Лебедев. -М.: Педагогика, 1987. - С. 141 - 145.

10. Курганский О. Ю. Реализация гражданско-патриотического воспитания в деятельности сотрудников федеральной миграционной службы россии : Дис.... канд. пед. наук. - СПб., 2006. - 178 с.

11. Мазур М. А. Формирование патриотической культуры у сотрудников органов внутренних дел: Дис.... канд. пед. наук. - М., 2013. - 233 с.

12. Мазур М. А. Сущность и значение патриотического воспитания, его структура и основные особенности // Молодой ученый, 2009. - № 9 (9). - С. 152 -155.

13. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.- Т.5. - С. 109 - 225.

14. Марьенко И. С. Воспитание советского патриотизма у учащихся среднего школьного возраста во внеклассной работе: Дис.... канд. пед. наук. - М., 1950. - 281 с.

15. Матушкин С.Е. Воспитание патриотизма как педагогическая проблема // Вестник ОГУ. 2019. № 11 (130). С. 196-200.

16. Назаров А. М. Офицеры России: подготовка, культура, традиции / А. М. Назаров // Ориентир, 2000. - № 1. - С. 76 - 79.

17. Овчинникова Н. П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики // Педагогика, 2007. - № 1. - С. 93 - 102.

18. Панкратова Е. П. Формирование нравственно-патриотической направленности личности курсантов образовательных организаций МВД России в процессе воспитательной деятельности педагога-куратора : Дис.... канд. пед. наук. - М., 2019. - 153 с.

19. Радищев А. Н. Избр. пед. соч. - М.: Изд-во АПН, 1952. - 711 с.

20. Русских В. Г. Генезис проблем образования в отечественной государственной политике XVIII в.: [основ. направления гос. политики России по патриот. воспитанию молодежи в XVIII в.] // Педагогика, 2011. - № 9. - С. 75-79.

21. Терентий М. А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. - Кишинев: Стипница, 1978. - 276 с.

22. Тихомиров Н. А. Путеводитель по церквам города Санкт-Петербурга и ближайших его окрестностей. - СПб., 1906. - С. 161.

23. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 4. - С. 19.

24. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Избранные произведения. - М.-Л.: АПН РСФСР, 1946. - Вып. 3. - С. 154.

25. Хайрулин Ш. Ш. Патриотическое воспитание курсантов военного вуза в условиях оптимизации образовательного процесса: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Челябинск, 1996. – 22 с.

26. Хвалов Ф. И. Воспитание советского патриотизма у учащихся 5-7 классов 7-летней и средней школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1955. - 23 с.

27. Чернышевский Н. Г. Избр. пед. произв. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. - 772 с.

28. Ястребцов И. М. О системе наук, приличных в наше время детям // Антология педагогической мысли в России первой половины 19 века / Сост. П. А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - С. 223-246.

29. Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. Давыдов В. В. - М.: Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993. - 608 с.

30. Военный энциклопедический словарь. – М.: Воениздат, 1983. – 863 с.

31. Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства, 1909. - № 255. - С. 14.

32. Устав воинский // Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. - СПб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830. - Т. V. 1713- 1719, № 3006. - С. 203 - 453.

33. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. - М.: «Ковчег», 2010. – С. 33.

34. «Инструкция полковничья пехотного полку, конфирмованная от императорского величества декабря 24 дня 1784 г.» Спб., 1784 / Столетие военного министерства. - Спб, 1903. - Т. IV, ч. 1. - С. 57.

35. Циркулярное предписание М. И. Кутузова дивизионным начальникам молдавской армии о смотре подчиненных им частей и о принципах обучения и воспитания войск/ ЦГВИА. Ф. 9190. Оп. 165. Св.50. Д.71 - С. 79 – 80.

36. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», годы [Текст]: постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 // Собрание законодательства. - 2010. - № 53. - Ст. 210.

37. О государственной программе Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы [Текст]: постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 // Собрание законодательства. - 2016. - № 31. - Ст. 3150.

38. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. - М.: Росвоенцетр, 2003 – 25 с.

Рецензии
1. Историко-педагогические основы патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел в России Авторы: Скляренко Инна Сергеевна


Войти или Создать
* Забыли пароль?